Как появились цирки?

Как появились цирки?

Как появились театр и балет, опера и водевиль, кино и телевидение хорошо известно историкам. А как же появился цирк? Об этом почти нет никаких документов. Часто об истории появления цирков рассказывают сами артисты или их агенты. Также искаженное представление о нём мы получаем из художественных произведений или кинофильмов. Но в них больше вымысла, придуманного писателями и сценаристами, чем правды. Так многие ошибочно считают, что история цирка начинается в Древнем Риме. Но на самом деле Римский цирк стал родоначальником ипподромов. Единственное, что может связывать древнеримский цирк с современным, так это только название «цирк». Это слово на латинском языке обозначает круг.

На самом же деле первый цирк появился в Англии. Его создателем был кавалерист Филипп Астлей в конце XVIII века. Он стал первым цирковым артистом. Сержант-майор Астлей участвовал в Семилетней войне 1756 – 1763 годов. Во время службы он в полной мере проявил свой талант объездчика и дрессировщика лошадей. Выйдя в отставку, он собрал группу наездников-трюкачей и стал ездить с выступлениями по территории всей Европы. Их шоу пользовалось большим успехом у публики. Его труппа добралась не только до Германии, но и до России в 1764 – 1765 годах. А потом всадники отправились покорять Америку. Это было в 1772 году. Об этих событиях имеются документальные свидетельства. Поэтому Астлея можно назвать создателем первого цирка. Со временем у него появились последователи и подражатели. Такие представления стали часто проводиться в лондонских парках. Первая школа верховой езды была открыта Астлеем в 1768 году. Она находилась около Вестминстерского моста.

В то же время в столице Англии появились коммерческие театры. Их использовали для всех видов исполнительских искусств. Но театр Астлея не походил ни на один из них. Его здание имело круглую форму, и сцена (арена) у него тоже была круглая. Поэтому театр и стал называться цирком. Но такая форма не была его изобретением. Подобные арены существовали и ранее. Эта форма требовалась для исполнения многих трюков, которые невозможно было выполнить на прямой линии. Всадникам было легче удержаться, когда они стояли на спине мчащихся лошадей. В цирке Астлея зрители располагались вокруг арены, и всем было видно, как выступают всадники. Сначала цирковая арена Астлея имела диаметр 62 фута. Но позднее его изменили до 42 футов. В настоящие дни все цирки мира имеют такие диаметры.

цирк Астлея

Успех Астлея был очень велик. Он затмил его славу тренера. Проведя два сезона в столице Англии, Астлей решил расширить программу. Ему нужно было придумать что-то новенькое. Для завлечения публики он пригласил в труппу акробатов, танцоров, гимнастов, жонглёров. Они стали заполнять паузы между конными трюками. Так появился современный цирк.

В 1782 году он открыл первый цирк в Париже. Астлей называл его английским амфитеатром. В этом же году у него появился первый конкурент. Это был Чарльз Хьюз. Этот наездник раньше работал в труппе Астлея. Он объединился с певцом и мимом Чарльзом Дибдином. Хьюз тоже открыл в Лондоне свой амфитеатр – Королевский цирк и школу для обучения верховой езде. После этого название «цирк» стало общепринятым. В 1793 году уже Хьюз поехал покорять Россию.

В Санкт-Петербурге он выступал перед Екатериной Великой. Первый цирк в Соединённых Штатах Америки, в Филадельфии, появился в начале XIX века. Его открыл англичанин, тоже жокей, Джон Билл Рикеттс. Он же стал основателем первого канадского цирка в Монреале. В Мексике открытие цирка состоялось в 1802 году.

Первые представления циркачей сначала проходили в зданиях. Но они не походили на современные цирки и носили временный характер. Сначала их просто сколачивали из досок. Цирки стали появляться во всех крупных европейских городах. Их здания стали походить на театры, с красивой архитектурой. Но одновременно с постоянным, стали появляться и бродячие цирки.

Бродячие цирки

В США в начале XIX века почти не было крупных городов. Это была страна колонистов-авантюристов, находящаяся в стадии развития. На её территории возникали всё новые поселения. Поэтому статичных цирков в таких поселениях не было. В 1825 году американский бизнесмен Джошуа Перди Браун предложил накрывать арену и зрителей брезентовым куполом. Он возил по всем американским городам и посёлкам дрессированного слона.  Со временем у него появилась целая труппа разных дрессированных зверей. Кроме них в цирке выступали акробаты, жонглёры, гимнасты, фокусники и другие артисты. Это было совместное шоу зверинца и людей. Этим американский цирк стал отличаться от европейского. В 1872 году были разработаны перевозки цирков по железной дороге.

Цирк не имеет языкового барьера

Цирк, как и изобразительное искусство, в большей мере зрелище для глаз. Поэтому цирковым артистам не надо преодолевать языковой барьер. Он легко перемещается из одной страны в другую. Поэтому довольно легко организовывать международные гастроли. Так цирк стал глобальным явлением.

Циркачи одной страны стали открывать цирки не на своей родине, а где-нибудь в другой стране, даже за океаном. Например, в Санкт-Петербурге был цирк Гаэтано Чинизелли в середине XIX века. А во Франции первой цирковой династией была итальянская семья Франкони. В Европе передвижные цирки приобрели наибольшую популярность между Первой и Второй мировыми войнами.

В середине 50-х годов прошлого века в Европе впервые были показаны представления Московского цирка. Советская цирковая школа сильно отличалась от Западной. Невероятная оригинальная техника исполнения трюков ошеломила западных зрителей. Главным у советских циркачей было исполнительское искусство.

В то время конкурировать с советскими артистами было невозможно. Они впервые стали использовать музыкальное сопровождение во время представления. Это новшество сразу переняли на Западе. Новый русский стиль стал подавляющим. Также очень своеобразным является китайский цирк.

Он основывается на акробатическом театре, которому две тысячи лет. Но у всех цирковых артистов появился серьёзный конкурент – телевидение. Но чтобы не упал интерес к цирку, в мире стали проходить международные фестивали циркового искусства, например, в Монте-Карло.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий