История изобретения первых в мире кораблей – когда появились и кто придумал

История создания первых кораблей насчитывает много лет. Они появились в древние времена и представляли собой весьма примитивные сооружения в виде плотов и лодок, которые выдалбливались из цельного деревянного ствола. Сегодня такие конструкции значительно изменились. Так, сегодня выпускаются современные лайнеры и ракетные корабли, которые отличаются прекрасными техническими характеристиками.

Изобретение весел

Самым первым движителем кораблей в мире стал длинный шест, который лодочники и плотогоны использовали для отталкивания от дна на мелководье. Впоследствии было установлено, что от воды на дне тоже можно было отталкиваться шестом. Вода отличается достаточной плотностью, а потому сопротивление, которое возникало при обтекании шеста, подталкивало корабль вперед.

Чтобы дополнительно увеличить силу сопротивления воды, к концу шеста прикрепили дощечку. Она представляла собой лопасть. Таким образом, весло стало самым первым судовым движителем. Весла бывают одно- и двухлопастными. С древних времен сооружение практически не претерпело значительных изменений.

Изобретение парусов

Одновременно с применением весел люди придумали парус. Этот элемент позволил использовать для движения судна энергию ветра. По сути, парус представлял собой полотнище, которое поднималось на мачте, или вертикальном столбе. Ветер наполнял парус и заставлял судно двигаться.

Самые первые паруса придумали народы, жизнь которых была связана с морем. Это были жители Полинезии или островов, расположенных в Индийском океане. Такие паруса в исходном виде сохранились до настоящего времени. Они представляли собой легкие циновки, которые плели из пальмового волокна. Их натягивали на изогнутые рамки из бамбука. Такие паруса давали возможность ловить попутный и боковой ветер. За счет этого удалось значительно увеличить скорость катамаранов.

При этом европейцы смогли придумать универсальные паруса лишь в Средневековье. До этого момента в водоемах Европы, Передней Азии и северных регионов Африки применялся прямой парус. Он представлял собой прямоугольный кусок ткани, который поднимался на мачте посредством специальной перекладины – реи. Такой парус давал возможность двигаться лишь при попутном ветре. При этом в безветренную погоду морякам приходилось пользоваться веслами.

Первые корабли

Когда появился первый корабль

Многие люди задаются вопросом, кто придумал корабль. Считается, что первыми судостроителями и мореходами были древние египтяне. Корабли появились примерно 5 тысяч лет до нашей эры и изначально изготавливались из папируса. Чтобы получить представление о таких конструкциях, следует обратить внимание на папирусные лодки Ра.

Для сооружения суден папирус связывали в пучки. Их скрепляли друг с другом на носу и корме. Также папирус стягивали поперек корпуса при помощи тросов. Древние египтяне оснащали свои суда не только веслами, но и парусом. Они преимущественно применялись для перемещения по Нилу, однако иногда совершались и более длительные путешествия.

Вклад финикийцев в кораблестроение

Благодаря усилиям финикийцев появились более совершенные суда. Они сооружали такие конструкции из кедра, который обильно рос в стране. Также именно финикийцев считают авторами шпангоутов, которые представляли собой поперечные ребра жесткости и резко повышали прочность корабельных корпусов. Однако многие ученые уверены, что финикийцы позаимствовали данную конструкцию у жителей острова Крит. Это же касается и применения киля.

Первые корабли фото

Древнегреческие корабли

Многие уверены, что корабли придумал один из древних греков. Так как страна разбросана по морю, именно этот вид транспорта был главным источником перемещения для греков. Такие суда подразумевают преимущественное использование весел для быстрого перемещения суден по воде. При этом суда, которые использовались в качестве торговых кораблей, обладали парусами.

Транспортные средства, которые применялись для военных целей, назывались Пентеконтор. К наиболее известным военным кораблям древних греков относились Триремы и Бирема. Они использовали множество весел, которые применялись для перемещения судов вперед.

Еще одной разновидностью кораблей древних греков считалась Квадрирема. Они включали комплект из 5 рядов весел и были сооружены на более широкой стороне. Благодаря этому удавалось добиться более надежной защиты от шторма.

Известные древние корабли

Сегодня известно много разновидностей древних кораблей, которые создал человек. Средневековые суда сооружались с применением каравельной обшивки встык или вгладь. Для них было характерно заострение носа и кормы. При таком типе конструкции удавалось увеличить внутренний объем судна. Конструкция встык позволяла делать судно водонепроницаемым.

Первые корабли

Более совершенными судами владели ирландцы. В качестве примера следует привести Куррах. Такие конструкции оснащались деревянными рамами и имели плетеный корпус, покрытый шкурой. Такие суда имели съемные мачты с простыми парусами. Впоследствии в 13-15 веках большой популярностью стал пользоваться Гукор.

К 1000 году нашей эры появились известные суда викингов, которые назывались драккарами и кноррами. Они могли совершить путешествие в Средиземное море. На таких судах присутствовали изображения грозных существ – змей, драконов и прочих фигур.

В Китае небольшие модели кораблей с рулевыми веслами были созданы в 475-221 годах до нашей эры. В период правления династии Хань военно-морской флот был важной частью армии. Штурвалы, которые находились в кормовой стойке, начали появляться на моделях китайских кораблей в первом веке нашей эры. Технологии в Китае развивались настолько стремительно, что уже к началу Средневековья были придуманы водонепроницаемые отсеки.

В первом веке нашей эры жители Нусантаранского архипелага изготовили большие корабли, которые назывались K’un-lun po. Их длина превышала 50 метров. Такие конструкции обладали высотой 4-7 метров. Они были способны перемещать 700-1000 человек и 260 тонн груза. Суда оснащали 4-7 мачтами и могли перемещаться против ветра с применением наклонных парусов.

По мнению историков, во времена своего расцвета империя Мали создала крупный военно-морской флот. Его возглавлял император Манса Муса. Это датируется периодом с конца тринадцатого по начало четырнадцатого веков. В некоторых арабских источниках описывается путешествие флота Мали в Новый Свет. Оно датируется 1311 годом.

Первые корабли история

До эпохи Возрождения навигационные технологии были относительно простыми. Однако это не стало препятствием к тому, что некоторые цивилизации превратились в настоящие морские державы. В качестве примеров стоит привести Геную и Венецию. Викинги пользовались своими судами для исследования Северной Америки и торговли в Балтийском море.

В конце четырнадцатого века на кораблях начали появляться башни. Они располагались на корме и на носу. Впоследствии вместо башен стали использовать кубрики. В качестве примера стоит привести каракк Христофора Колумба.

В пятнадцатом веке в Японии придумали один из первых железных корпусов. Конструкция получила название «Атака-буне», что буквально переводится как «железный корабль». В период с пятнадцатого по семнадцатый века в Японии лидирующие позиции занимали прибрежные флоты, которые вмещали несколько сотен судов, включая Атака-буне. В Корее в первой половине пятнадцатого века был придуман «Корабль-черепаха», или «Geobukseon». Он считается первым бронированным судном в мире.

В Португалии были придуманы каракка, а впоследствии и каравеллы. Каракка считался одним из крупнейших парусных кораблей. Он появился в Генуе и перенял черты разных средиземноморских судов, которые предназначались для торговли на севере.

После Колумба было создано множество торговых путей и кораблей. Как следствие, европейские исследования существенно ускорились. В 1498 году Васко да Гама добрался до Индии. Тем самым он продемонстрировал, что из Атлантического океана можно попасть в Индийский. Аналогичные исследования стали проводить Франция, Голландия, Англия. Они занимались открытием испанских и португальских маршрутов в Тихий океан.

В начале восемнадцатого века французский военно-морской флот начал создавать новый тип судна. Он вошел в историю как линейный корабль, оснащенный 74 орудиями. Эта конструкция стала базой каждого военного флота Европы. По длине такие корабли достигали 56 метров. Для сооружения каждого из них требовалось использовать 40 километров веревок и 2800 дубов. При этом на борту помещалась команда из 800 солдат и моряков.

В девятнадцатом веке Королевский флот запретил работорговлю. Целью этого ограничения было подавление пиратства. В то же время появилось такое быстроходное судно, как Клипер. Оно представляло собой очень быстрый корабль. Именно это судно стало основой серийного производства, а впоследствии было трансформировано в парусную конструкцию, которая принимала участие в открытии Панамского и Суэцкого каналов.

Первые корабли

Эволюция кораблестроения

Корабли, которые изобрели в древние времена, оставались почти неизменными до конца девятнадцатого века. Они претерпели существенные перемены в период промышленной революции, когда стали применяться новые механические способы тяги. К тому же у людей появилась возможность создавать суда из металла.

Благодаря этому ученым и конструкторам удалось сконцентрироваться на создании специализированных лодок и кораблей. Также этому способствовало увеличение финансового потенциала и прекращение многочисленных военных конфликтов на море.

В конце девятнадцатого века стали возникать корабли, которые создавались для выполнения новых функций – тушения пожаров, спасения, научных исследований и многого другого.

Интересные факты

Создание кораблей связано с большим количеством интересных фактов:

  1. Первые транспортные средства для морских путешествий были созданы очень давно. Кто их построил, установить довольно сложно. Однако мореплавание люди освоили едва ли не 40 тысяч лет назад.
  2. Острова Тихого океана были покорены людьми при помощи катамаранов и лодок с противовесом. Еще несколько тысяч лет назад они научились плавать в открытом океане на тысячи километров.
  3. Древние мореплаватели не имели компаса, карт или письменности. Тем не менее, они могли ориентироваться в океане и находить новые острова, запоминая их локацию по различным признакам. Люди могли ориентироваться по звездам, облакам, птицам.
  4. В 1954 году около пирамиды Хеопса нашли лодку, которая, скорее всего, принадлежала именно ему. Она была разобрана и включала 1224 элемента. Исследователям потребовалось потратить 14 лет на сборку конструкции. В результате удалось получить лодку длиной 43 метра и водоизмещением 45 тонн.
  5. Первые морские битвы датируются 13 веком до нашей эры. Согласно записям древних египтян, в 1280 году до нашей эры египетский флот Рамзеса II разгромил флот племени шардана.
  6. Самое старое судно, которое остается на плаву, – это американский фрегат, который называется «Конституция». Он был спущен на воду в 1797 году. Судно было изготовлено для борьбы с пиратами.
  7. Для создания кораблей люди применяли самые разные материалы. Чаще всего они пользовались железом и деревом. Однако существуют и более необычные варианты. Среди них стоит выделить тростник и кожу.
  8. В двадцатом веке для сооружения кораблей стали применять различные металлы. Среди них стоит выделить титан и алюминий. Также активно использовали композитные материалы – в частности, стеклопластик и углепластик.
  9. Самым большим современным кораблем считается «Prelude». Он предназначался для добычи природного газа. Судно спустили на воду в 2013 году. По длине оно достигает 488 метров. При этом водоизмещение составляет 600 тысяч тонн.
  • Есть корабли, которые могут перемещаться не только по морю, но и по суше. Они представляют собой суда на воздушной подушке. Наиболее крупным представителем этой разновидности считается «Зубр», который был создан в СССР. Он обладает водоизмещением на уровне 555 тонн и способен развивать скорость до 111 километров в час.

Первые корабли появились еще в древние времена и существенно расширили возможности людей. За период своего существования такие транспортные средства претерпели много изменений и по сей день продолжают совершенствоваться.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий