Когда была создана первая в мире подводная лодка, кто ее придумал – история

Подводная лодка представляет собой класс кораблей, которые способны совершать под водой и на поверхности автономные действия. Такие виды техники используются в военных и гражданских целях. Их применяют для научно-исследовательских работ, ремонта, развлекательных мероприятий. Выполняемые задачи зависят от конструкции. Несмотря на широкое распространение такой техники, далеко не всем известно, когда именно была создана первая подводная лодка.

Первые военные подлодки

Многие флотоводцы с древних времен пытались создать оружие, которое могло бы наносить неожиданные удары с глубины моря. Спустя некоторое время такие планы начали реализовываться. Так кто же первым изобрел военную подлодку?

Первые военные варианты

Первую подводную лодку, которая принимала участие в боевых действиях, придумал американский изобретатель Гораций Ханли. Он служил во времена Гражданской войны в США в армии южан.

Для создания своего устройства Ханли использовал паровозный котел. На концах этой конструкции присутствовали заостренные элементы. Лодку приводил в движение винт, который крутили 8 матросов. В качестве оружия использовалась шестовая мина, которая фиксировалась на носу.

В феврале 1864 года лодка протаранила корвет северян «Хусатоник». Ее командир Диксон взорвал мину и тем самым утопил корвет. Лодка во время взрыва повреждена не была. Однако через 45 минут волна попала в открытый люк. Это привело к тому, что субмарина вместе с экипажем затонула.

Тем не менее, Ханли удалось доказать возможность применения подлодки для ведения военных действий на море. Как следствие, в ведущих морских странах стали проводить исследования, которые были направлены на создание субмарин и моторов к ним.

Первые военные подлодки чб фото

В конце девятнадцатого века были разработаны лодки, которые имели электрическую силовую установку для перемещения под водой. К тому же они оснащались паровым двигателем. Он требовался для плавания над поверхностью воды. Впоследствии для надводного плавания стала применяться бензиновая, а затем и дизельная силовая установка.

В мае 1897 года американский исследователь Джон Холланд ввел в эксплуатацию новую модель субмарины, водоизмещение которой составляло 63 тонны. Эта конструкция называлась «Холланд VI». На судне использовался автомобильный мотор, мощность которого составляла 43 лошадиных силы. Он требовался для надводного движения. Для подводного хода в конструкции применялся электрический двигатель. Скорость движения судна над водой составляла 8 узлов, а под водой – 5.

В 1900 году военный флот США приобрел «Холланд VI» и переименовал ее в «Холланд» SS-1. Эта конструкция стала одной из первых боевых лодок в истории государства.

По мере развития этого вида техники параметры водоизмещения постоянно нарастали. Для «Холланд» SS-1 было характерно водоизмещение до 70 тонн. Уже в 1907 году на воду спустили лодку, водоизмещение которой составило 342 тонны. В 1911 году этот показатель достиг 965 тонн.

Таких показателей удалось добиться русским подводным лодкам «Нарвал», которые создавались в период с 1911 по 1915 годы. Они конструировались по американскому проекту «Хохланд». Вооружение таких конструкций составляло 4 торпеды калибра 450 миллиметров. Благодаря применению дизельных двигателей по 160 лошадиных сил и электромоторов по 245 лошадиных сил удалось достичь высокой скорости движения. Над водой она составляла 12 узлов, а под водой – 10.

Первые военные подлодки

Применение в Первой мировой войне

Первого настоящего успеха удалось добиться подводным лодкам в период Первой мировой войны. Вначале субмарины появились в Германии. Эта страна не могла сравняться по силе флота со своими ключевыми соперниками – Францией и Англией. Именно поэтому Германия решила применять субмарины в качестве рейдеров в морских коммуникациях противников.

Особенных успехов подлодкам удалось добиться в «Первой битве за Атлантику». Именно тогда была придумана концепция так называемой неограниченной подводной войны. При этом все суда врагов топились вне зависимости от особенностей грузов. В сентябре 1914 года подводная лодка, которой командовал Otto Weddigen, за 3 часа уничтожила 3 крейсера Cruiser Force C.

В период Первой мировой войны подводные лодки воюющих стран потопили 160 боевых судов разных типов. Также им удалось уничтожить большое количество торговых судов, которые имели общий грузовой тоннаж до 19 миллионов регистровых тонн. Благодаря применению подлодок Германия едва не победила Англию.

Одной из главных официальных причин, по которой США стали принимать участие в Первой мировой войне, стала гибель в мае 1915 года RMS Lusitania. На борту судна были американские граждане.

Подлодки во Второй мировой войне

По результатам Первой мировой войны были сделаны выводы о том, что подводные лодки должны более тесно взаимодействовать с надводными кораблями. Это создало потребность в совершенствовании надводных тактико-технических параметров

Первые военные подлодки история

Несмотря на улучшения конструкций и использование новых решений подлодки преимущественно оставались ныряющими. Это означает, что они могли только на короткий срок погружаться для атаки или уклонения от преследований. Однако после этого субмаринам требовалось всплывать, чтобы зарядить аккумуляторы. Это приводило к атакам из надводного положения. При этом использовались палубные орудия.

Самым значимым эпизодом работы подлодок в период Второй мировой войны стала «Вторая битва за Атлантику», которая произошла в период с 1939 по 1941 годы. Активность так называемых волчьих стай «папаши Деница» сделали практически невозможным любое судоходство в Атлантическом океане.

Наиболее успешным этапом в сфере конструирования подлодок, которые использовались во время Второй мировой войны, стал момент, когда изобрели немецкую субмарину типа VII. В общей сложности был сделан заказ на 1050 лодок этой серии. Из них 703 экземпляра было введено в эксплуатацию.

В 1944 году на немецких подлодках типа VII стали массово применять шнорхель. Этим термином называлась труба, которая использовалась для забора воздуха с поверхности в момент нахождения лодки под водой.

К концу Второй мировой войны Германия придумала и сконструировала первые лодки типа XXI. Они стали первыми субмаринами, которые в большей степени были пригодны для ведения боевых действий под водой, нежели над водой. Такие конструкции имели очень большую глубину погружения – до 330 метров. Также они отличались высокой автономностью и практически не издавали шума.

Первые военные подлодки

В период ведения боевых действий подлодки воюющих государств уничтожили 4430 транспортных судов, грузоподъемность которых достигала 22,1 миллиона тонн, и 395 военных кораблей, включая 57 подлодок.

Применение после войны

После завершения Второй мировой войны на развитие подлодок значительное влияние оказывал именно флот Германии. Немецкий Кригсмарине успел создать довольно качественные аппараты, но использовать их в качестве оружия не получилось.

Конструкторы СССР на основе немецкой субмарины типа XXI создали подлодку проекта 613, водоизмещение которой составляло 1350 тонн. В структуру энергоустановки входило по 2 дизеля и электродвигателя. В качестве оружия использовались торпеды калибра 533 миллиметра – 2 кормовых и 4 носовых.

При движении под водой лодка увеличивала скорость до 13,1 узла. Над поверхностью воды субмарина двигалась со скоростью 18,3 узла. Руководство ВМФ СССР решило изготовить 340 таких подлодок. В период с 1950 по 1957 годы они смогли создать 215 единиц. Это стало настоящим рекордом в сфере советского кораблестроения.

Тогда же в СССР была создана и одна из крупнейших в мире субмарин типа 641. Показатели водоизмещения конструкции находились на уровне 1950 тонн. Техника была оснащена одновременно 10 торпедами. Она включала 6 носовых и 4 кормовых аппаратов. В боевой запас входило 32 мины или 22 торпеды. В общей сложности было изготовлено 75 таких подлодок.

Новые немецкие лодки проекта 212 были оснащены гибридным двигателем. При подводном движении применялись аккумуляторные батареи. Для перемещения над поверхностью воды использовался стандартный дизель-генератор. Лодка обладала водоизмещением 1830 тонн. Под водой она развивала скорость до 20 узлов, а над водой – 14,2. В качестве оружия применялось 6 торпедных аппаратов.

Первые военные подлодки

Изобретение атомных подлодок

Создание ядерного реактора превратило обычную подлодку в настоящий подводный корабль, который способен был долгое время решать военные задачи под водой. В 1954 году в американском флоте появилась атомная подлодка SSN 571 «Наутилус». Параметры ее водоизмещения достигали 4000 тонн. При этом предельная скорость хода под водой составляла 22,5 узла. В структуру вооружения входило 6 торпедных аппаратов.

В 1956 году в США начали строить первые атомные подлодки, которые оснащали баллистическими ракетами. При этом старт начинался с лодки в подводном положении. В процессе изготовления атомную подлодку «Скип-джек» дополнили секцией, которая включала 16 шахт для запуска ракет «Поларис» А1. Они могли преодолевать расстояние в 2200 километров.

Новая конструкция была названа SSBN 598 «Джордж Вашингтон». Она обладала водоизмещением на уровне 7000 тонн. При этом скорость хода техники под водой составляла 30,5 узла. Затем были созданы субмарины «Этан Аллен». Их водоизмещение увеличилось до 7880 тонн. На этих судах использовались ракеты «Поларис» А2. Показатели дальности их полета составляли 2800 километров.

Наиболее крупной стала группа лодок, которая называлась «Лафайетт». В нее входило 31 судно, каждое из которых оснащалось 16 баллистическими ракетами «Поларис» А2 и «Поларис» А3. Дальность полета составляла 4630 километров. Впоследствии часть лодок, оснастив ракетами «Посейдон» С3. Они имели разделяющуюся головную часть. Параметры их дальности достигали 4630 километров.

В 1981 году в состав Военно-морского флота США были включены атомные подлодки серии «Огайо». Их отсек для ракет включал 24 шахты. Они предназначались для запуска ракет «Трайдент», которые могли преодолевать расстояние в 8056 километров.

Советские лодки типа 667А обладали отсеком с 16 шахтами для запуска ракет Р-27. Их дальность полета достигала 2500 километров. Лодки были способны двигаться со скоростью до 27 узлов. В общей сложности по этому проекту было сделано 77 подводных ракетоносцев. Это была крупнейшая группа кораблей.

В качестве реакции на создание ракетоносцев «Огайо» в СССР появилась новая стратегическая система «Тайфун». В ее состав включили атомную подлодку проекта 941 и межконтинентальную ракету Р-39. Параметры дальности ее полета достигали 10 тысяч километров.

Интересные факты

С созданием подводных лодок связано много интересных фактов:

  1. Первое упоминание о сооружениях для спуска людей под водой встречается у Геродота. В своей книге, которая датируется 450 годом до нашей эры, древнегреческий историк рассказал о подводном колоколе. В нем человек в специальном костюме мог перемещаться по дну моря.
  2. Считается, что первую подводную лодку создал и испытал на Темзе голландский ученый Корнелий ван Дреббель. Это произошло в 1620 году. Его деревянная конструкция была обтянута промасленной кожей снаружи и могла двигаться в подводном положении на короткие дистанции. Это происходило при помощи весел. В экипаж входило 3 офицера и 12 гребцов.
  3. Первой боевой субмариной считают «Черепаху». Ее сконструировал американский исследователь Дэвид Бушнелл.
  4. В период с 1967 по 1979 годы в СССР было создано 122 атомные подлодки.
  5. Рекордная глубина, на которую может погружаться подлодка, составляет 1027 метров. Этот параметр характерен для субмарины СССР К-278 «Комсомолец».
  6. В начале Второй мировой войны во флоте СССР присутствовало 22 субмарины. За период ведения боевых действий 8 из них затонуло.

Появление подводных лодок имеет достаточно интересную историю. Эти виды техники и сегодня часто используются в военных и гражданских целях. При этом их конструкции постоянно совершенствуются.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Алексей

    В целом фрагментарно, но достаточно правильно. Но допущен в пункте 7 в
    “Интересные факты” досадный ляп – вначале Второй мировой войны в составе Флота в СССР присутствовало 22 субмарины и 8 из них затонуло? К началу Великой отечественной войны в составе ВМФ СССР числилось свыше 210 подводных лодок различных проектов и типов. Погибло за время войны около 100 подводных лодок.

    Ответить