История создания драмы Лермонтова Маскарад – три редакции и главные герои

В 1835 году, когда Михаил Лермонтов закончил писать свою поэтическую пьесу «Маскарад», ему был 21 год. Только что окончив кадетское училище, он поступил в полк и получил возможность посещать знаменитые маскарады, которые устраивал В.Энгельгардт. Именно этот период литературоведы связывают с историей создания Лермонтовым его знаменитого «Маскарада».

История создания

Действие романтической драмы «Маскарад» разворачивается в Санкт-Петербурге, на углу Невского проспекта и канала Грибоедова (который раньше назывался набережной канала). Во время Второй мировой войны особняк был полностью разрушен, и ни один из его интерьеров времен Пушкина-Лермонтова не сохранился. В наши дни, если пойти на экскурсию, удастся увидеть лишь новое здание, построенное в 1949 году, где сейчас находится Малый зал филармонии.

Спектакль был организован, чтобы сделать бенефис в честь Марии Вальберховой из Александринского театра. Обычно актеры были заинтересованы в организации таких мероприятий, так как это приносило им прибыль. Однако в случае с «Маскарадом» все было иначе: прима использовала бенефис не для того, чтобы поддержать свое финансовое положение, а для того, чтобы «Маскарад» Лермонтова состоялся в театре. Она даже согласилась взять только половину своего гонорара, чтобы это произошло.

Примечательно, что впервые «Маскарад» был поставлен на русской сцене в бенефис Вальберховой, но произошло это только через 16 лет после смерти Лермонтова, когда она уже играла роли зрелых женщин. Это не случайность; отважная женщина сделала все возможное, чтобы познакомить зрителей с творчеством Лермонтова.

Первый вариант

Некто Олдекоп, цензор, запретил постановку оригинальной версии «Маскарада», потому что, по его мнению, в ней восхвалялось аморальное поведение из-за отсутствия наказания Арбенина после того, как он отравил свою жену. Автора попросили изменить сценарий таким образом, чтобы супруги Арбенины достигли взаимопонимания. Однако такая концовка разрушила бы театральную концепцию Лермонтова.

У цензора была еще одна причина не одобрить сюжет: казалось, что он отражает реальные события. Было общеизвестно, что на втором этаже дома Энгельгардта были комнаты гостиничного типа, и ходили слухи, что в одной из них царь вступил в интимную связь с княгиней Долгорукой. В результате ее отец получил место в сенате, а императрица, в попытке замять скандал, приказала, чтобы царь стал крестным отцом для их ребенка.

Лермонтов, как и другие высокопоставленные особы, был знаком с этим инцидентом, произошедшим в том же году, в котором он написал свое произведение. Маловероятно, что именно этот случай послужил причиной написания «Маскарада», но цензоры решили не рисковать. Поэтому «Маскарад» быстро окрестили драматургическим пересказом «Горе от ума» с его едким сатирическим тоном.

История создания драмы Лермонтова Маскарад

Вторая редакция

Чтобы умиротворить и удовлетворить цензоров, Лермонтов сочинил четвертый акт, в котором появился неизвестный персонаж, свидетельствующий о безгрешности Нины и безумном состоянии Арбенина. В таком виде «Маскарад» был снова представлен цензорам, но по-прежнему запрещен.

Однако цензор был неумолим, заявив, что и в пересмотренной версии зритель становится свидетелем таких же оскорбительных изображений вечеринок, устраиваемых семьей Энгельгардтов, и такого же неуважения к высшему обществу.

Третья редакция

Горячее желание Лермонтова увидеть свою работу на сцене не удержало его и после второго запрета. В 1836 году он еще раз изменил пьесу, опустив образ баронессы и введя Оленьку в качестве добродетельного персонажа. Третья редакция произведения была представлена на рассмотрение, но все равно отвергнута.

Нападки на светское общество были смягчены, образы Звездича и Нины изменены, а Арбенин стал выглядеть по-другому. Сцена великосветского маскарада была заменена на простой бал, сюжетная линия браслета была изменена, чтобы включить вместо нее роман Нины со Звездичем, а месть Арбенина своей жене была ограничена воображаемым отравлением, которое приводит к разрыву семьи. В конце пьесы Арбенин уходит, чтобы оборвать все связи со знатью. Автор вводит новый персонаж (Оленьку), а Неизвестного объединяет с Казариным. Переработанная пятиактная пьеса была отправлена на рассмотрение цензоров в начале октября 1836 года, но не была допущена к постановке.

Цензоры были недовольны изображением главного героя, который был наделен огромным интеллектом, но растрачивал его на пустяки. Кроме того, не понравилось изображение светского общества, как будто это была реконструкция пьесы Грибоедова.

В «Горе от ума» сюжет разворачивается до восстания декабристов, тогда как в произведении Лермонтова – после его провала. Речи Арбенина были похожи на монологи Чацкого, но выражали чувство общественного разочарования и уныния. От него уже не зависело определение судьбы героя, а, скорее, его печальная участь.

История создания драмы Лермонтова Маскарад фото

Выпуск пьесы

Вскоре после кончины Лермонтова Краевским были предприняты шаги по публикации пьесы поэта. 22.091842 г. «Маскарад» был представлен в Цензурный комитет с некоторыми правками, которые сделали, чтобы избежать возможного запрета на произведение. Драма была официально одобрена к печати, хотя и столкнулась с критикой; этому противостояло мнение Белинского о ней.

Список действующих лиц

В записях Хохрякова есть список персонажей «Маскарада», который несколько отличается от того, что был указан в популярной четырехактной постановке:

  • Евгений Арбенин;
  • Нина (его жена);
  • барон и баронесса;
  • князь Звездич;
  • пехотный полковник;
  • Казарин;
  • барыня;
  • игроки;
  • слуга князя;
  • слуга и служанка Арбенина.

Таким оказался состав персонажей в первоначальной версии пьесы. Во второй редакции автор ввел персонаж Неизвестного, а в третьей – благочестивой Оленьки.

История создания драмы Лермонтова Маскарад

Интересно отметить, как пьеса с мелодраматическим сюжетом, в центре которого зависть и убийство в домашней обстановке, стала рассматриваться как олицетворение русской судьбы. Объяснить это можно тем, что Лермонтов в это же время писал «Демона», и демонические черты характера Арбенина не случайны.

Кроме того, демонизм можно найти и в других элементах «Маскарада». Во время сцены, когда главный герой некоторое время не играл, прежде чем сесть играть снова, Казарин восклицает, что теперь он принадлежит им. Хотя Казарин не похож на Мефистофеля, аллюзия на фаустовские темы все равно присутствует на протяжении всей композиции.

Более того, несмотря на то, что это, по сути, бытовой сюжет, он содержит и философские аспекты. Маскарад служит спусковым крючком, который мотивирует главного героя.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий