Комиксы — важная часть американской культуры и источник фантастических сценариев для киноэкранизации. В 2023 году исполняется 101 год со дня рождения одного из отцов-основателей супергеройского жанра, писателя и сценариста Стэна Ли. Карьерный путь того, кто придумал вселенную «Марвел», в молодости был тернист. Но на склоне лет Стэн Ли стал культовой фигурой для поклонников комиксов и экшн-боевиков с супергероями.
Детские годы Стэна Ли
Настоящее имя создателя легендарных персонажей — Стэнли Мартин Либер. Его историческая родина — Румыния, а национальность — еврейская. Родители писателя, Джек и Силия Либер мигрировали в США и поселились на острове Манхэттен. В 1922 году у них родился старший сын Стэнли.
Детство будущего автора комиксов было трудным и безрадостным. В 1929 году наступил биржевой кризис, вошедший в мировую историю как Великая депрессия. Семья Либер и раньше не купалась в роскоши. Отец Стэна был по профессии закройщиком, но редко получал заказы. После кризиса Джек остался почти без работы.
Либерам пришлось переехать с перекрестка 98-й улицы и Вест-Энда на Форт-Вашингтон авеню. Положительным моментом смены места жительства была близость Бродвея. Либеры ютились в однокомнатной квартире. После рождения второго сына Ларри стало совсем тесно. Родители постоянно ссорились из-за бытовых и денежных проблем.
Жизнь осложняла и нетерпимость окружающих людей к еврейским корням Либеров. Бедность и враждебная атмосфера дома угнетали Ли. Ему хотелось убежать от безысходности. В школьные годы Стэн полюбил книги, мечтал стать писателем и вел личный дневник. С юных лет у него сформировалось стремление к успеху.
Семья Либеров вновь переехала. Старшие классы Стэн закончил уже в Бронксе. Подростком он начал подрабатывать, чтобы поддержать родителей: продавал газеты и сэндвичи, писал некрологи и небольшие статьи. В 16 лет Ли посчастливилось устроиться на работу в издательскую компанию Timely Comics Мартина Гудмана, который позже создал Marvel Comics.
Карьерный путь
В СМИ рассказывали, что Гудман был женат на кузине писателя, но сам Стэн Ли опровергнул этот факт. Он пришел в компанию известного издателя подростком с улицы и получал восемь долларов в неделю. Ли выполнял банальную работу вроде подборки анекдотов для дешевых юмористических журналов. Он разделил свое имя на две части, Стэн Ли, и так подписывал публикации. Настоящая фамилия должна была украшать обложки его бестселлеров.
Дальнейший путь писателя:
- 1941 год — после прихода в издательство художника Джека Кирби работал вместе с ним над новым комиксом о Капитане Америке;
- 1942 год — во время службы в Сигнальном корпусе американских ВС Стэн писал сценарии для учебных фильмов;
- 1945 год — писатель вернулся в Timely Comics, продолжил работу над историями о супергероях с Джеком Кирби. Позже к их команде присоединился художник Стив Дитко;
- середина 1950-х — Стэн пишет рассказы в жанре приключений, ужасов и фэнтези, которые не принесли большой известности.
В 1961 году Мартин Гудман переименовал компанию в «Марвел» и взялся соперничать с издательством DC. Он узнал, что конкуренты готовят новый комикс о Лиге Справедливости — объединении супергероев из разных комиксов. По заданию Гудмана Стэн Ли и Джек Кирби выпустили 25 страниц картинок с диалогами. Так появился комикс «Фантастическая четверка», который изменил «Марвел».
Эволюция комиксов
Интерес читателей к комиксам повысился во время Второй мировой войны. Люди нуждались в надежде, победе и супергероях, хотя бы на бумаге. В незатейливых сюжетах и картинках доблестный Капитан Америка неизменно побеждал, а нацисты выглядели нелепыми карикатурами.
В 50-е годы комиксы о супергеройских подвигах потеряли популярность, а сюжеты о гангстерах и криминале были запрещены. Родители беспокоились о том, что истории о бандитах плохо влияют на детей. Стэн Ли и его «Фантастическая четверка» стали глотком свежего воздуха в жанре.
Писатель собирался уйти из «Марвел», но жена Джоан заставила его изменить решение и делать то, что нравится со своими героями. К тому времени Стэн Ли уже был редактором в компании Гудмана. Кроме Капитана Америки популярной героиней была Капитан Марвел.
Стэн решил отойти от шаблона непобедимого героя. Персонажей «Фантастической четверки» он сделал обычными людьми с экстраординарными способностями. Им не нравится отличаться от других людей. Стэн Ли показал, что у героев тоже бывают страхи, трудный характер и ссоры.
Успех первого выпуска подтвердил, что писатель попал в точку. Персонажи с недостатками и проблемами оказались более непредсказуемы, интересны и близки людям, чем идеальные супергерои.
Стэн Ли применил ту же концепцию в создании следующих героев. Вселенную «Марвел» пополнили:
Персонаж | Год появления | Характер |
Халк | 1962 | За обличьем неэмоционального ученого-ядерщика скрывается агрессивный зеленый монстр. Когда доктор Беннер чувствует несправедливость, но не может помочь, в нем просыпается могучий Халк. При этом Беннер боится, что люди узнают о его альтернативной личности |
Человек-Паук | 1962 | Умный, но непопулярный среди сверстников подросток Питер Паркер обретает способность выпускать паутину. Он хочет помогать людям, но встречает лишь непонимание со стороны обычных людей. |
Железный человек | 1963 | Гениальный изобретатель, миллиардер, авантюрист Тони Старк цинично торгует оружием, пока его сердце не разорвалось в прямом смысле. С ядерным реактором в груди он переосмысливает свою жизнь и борется с врагами Америки. |
Доктор Стрэндж | 1963 | Талантливый нейрохирург попал в автокатастрофу и не может оперировать из-за тремора рук. Медицина не в силах помочь Стивену Стрэнджу, поэтому он ищет исцеление в оккультизме. |
Кроме реалистичных характеров персонажей Стэн Ли вводил в сюжеты комиксов «Марвел» больные темы и страхи американского общества 60-х. Зеленый взрывной Халк, с которым не может совладать армия — это опасность ядерной войны.
Тони Старк олицетворял ненавистную читателям войну в целом — ядерную, холодную, вьетнамскую. Оружейный барон был отрицательным персонажем, который подбрасывает дров в костер раздора и наживается на этом. Стэн Ли вспоминал, что идея «скормить» Старка читателям показалась ему забавной. В качестве прототипа героя комикса он использовал прославленного изобретателя Говарда Хьюза.
Необычный подход к работе в коллективе
Стэн Ли не только изменил характеры персонажей комиксов, но по-новому организовал работу редакции «Марвел». Он наладил максимально тесное взаимодействие сценаристов и художников. Раньше каждый выполнял свою часть работы по отдельности. Текст с диалогами отдавали художнику, а он рисовал иллюстрации так, как он видит историю.
В «Марвел» автор и художник сначала вдвоем обсуждали сюжет комикса. Потом иллюстратор делал эскизы, а сценарист вписывал слова персонажей. При таком подходе рисунки получались более живыми и притягивали внимание. Текст лишь дополнял эмоциональную яркую картинку. Комиксы Стэна Ли воспринимались на уровне чувств, а благодаря отражению внешних и внутренних страхов глубоко задевали читателей.
Еще одно нововведение, которое появилось в комиксах «Марвел» в 60-х — страничка с анонсами будущих выпусков и новостями о сотрудниках редакции. Таким способом Стэн Ли показывал, что «Марвел» близок к читателям, а также представлял авторов, которые создали столь волнующие их истории.
Пока Стэн Ли вел политику открытости с поклонниками его комиксов, в редакции «Марвел» назревал бунт. Прославляемые на бумаге авторы получали меньшие гонорары, чем они заслуживали. Художники Джек Кирби и Стив Дитко были по сути соавторами Стэна Ли, но получали деньги только за художественное оформление.
Редактор «Марвел» привлекал к написанию сюжетов для комиксов фрилансеров, которые впоследствии не имели авторских прав. В компании работал сценаристом Ларри Либер. Пока старший брат Стэн купался в славе и богатстве, Ларри едва мог заплатить за аренду квартиры.
Как имя Стэна стало брендом
В 1972 году Стэн Ли занял президентское кресло в «Марвел». Он отошел от сочинения комиксов, поселился в Калифорнии, вел жизнь публичной персоны. Стэна Ли узнавали по седой шевелюре, усам и очкам-авиаторам. В 80-х писатель загорелся идеей экранизации комиксов, но реалистично передать сверхъестественные способности и облик супергероев было еще невозможно. Первый фильм по комиксу «Марвел» «Говард-утка» получил «Золотую малину».
В 90-е годы Стэн Ли покинул «Марвел» и хотел добиться успеха на телевидении. Единственным известным его проектом был мультсериал «Стрипперелла» о стриптизерше с супергеройскими способностями. Стэн Ли согласился вернуться в «Марвел» как почетный председатель. Комиксы издательства к тому времени утратили популярность, уступив первенство «DC».
Развитие визуальных эффектов в кино пробудило интерес режиссеров к фантастическим сюжетам и персонажам. В 1998 году появилась первая успешная экранизация комикса «Марвел» — фильм о вампире-полукровке «Блэйд». Он прославил актера Уэсли Снайпса и принес 70 миллионов долларов за первый год мирового проката.
Следующие фильмы «Люди Икс» и «Железный человек» сделали «Марвел» успешной кинокомпанией, а Стэна Ли — ее талисманом. В каждом фильме пожилому писателю давали эпизодическую роль камео. Поклонники ждали премьеру, чтобы посмотреть, когда же в сюжете появится Стэн Ли.
Последние годы
У Стэна Ли собралась обширная фильмография. Создатель супергеройских комиксов «Марвел» появлялся в роли самого себя в других фильмах и сериалах: «Дневники принцессы 2», «Теория большого взрыва», «Никита» (2010), «Эврика». В 2002 году вышла серия мультсериала «Симпсоны» с нарисованным Стэном Ли.
В 2006 году в честь 65-летия сотрудничества писателя с «Марвел» вышел специальный выпуск комиксов, в которых Стэн Ли встречает Человека-Паука.
Создатель Мстителей, Тора и Черной Пантеры пользовался почетом и уважением в родной компании. В 2010 году прославленный автор комиксов учредил фонд по распространению грамотности, искусства и образования в США. В преклонном возрасте у Стэна Ли пошатнулось здоровье. Писатель испытывал проблемы с сердцем.
В 2012 году Ли перенес операцию по установке кардиостимулятора. Из-за ухудшения зрения он перестал писать и читать, но не лишился фантазии. Вместе с дочерью Джоан Стэн придумал нового персонажа — Человека-Грязь. Дочь пошла по его стопам и намеревалась экранизировать комикс о необычном супергерое.
В 2016 году Стэн Ли почти ослеп, но появлялся на публике. Только «авиаторы» писатель сменил на очки с защитными красными стеклами. В 2017 году Стэн овдовел. Его 93-летнюю супругу Джоан поразил инсульт. Год спустя не стало самого Ли. Писатель болел пневмонией и скончался от осложнений на сердце и легких.
Современное состояние Марвел
Вселенная супергероев Стэна Ли переместилась со страниц комиксов на киноэкраны. В течение первых двадцати лет XXI века кинокомпания «Марвел» выпустила более тридцати фильмов и сериалов. Продюсеры, сценаристы и режиссеры сохранили концепцию Стэна Ли, поэтому все проекты связаны между собой, складываются в одну бесконечную историю, как и комиксы.
Пик популярности киновселенной «Марвел» пришелся на 2018 год. Компания потеряла Стэна Ли, но заработала миллиарды на прокате фильма «Мстители: Финал». Картина заработала беспрецедентную сумму в 2 миллиарда и почти 800 миллионов долларов в мировом прокате. Стэн Ли успел сыграть в нем эпизодическую роль.
После кончины Ли и окончания франшиз «Мстители», «Первый мститель» и «Железный человек» киновселенная «Марвел» постепенно приходит в упадок. Большое количество проектов отрицательно отразилось на их качестве. Сценаристы, съемочные группы и создатели эффектов торопятся выпустить фильм или сериал, чтобы не выбиться из жесткого графика. Отсрочка премьеры — убытки компании.
Сотрудники «Марвел» впопыхах выпускают «сырые» проекты, которые не спасают даже знаменитые актеры вроде Кристиана Бейла в четвертой части «Тора». Зрители не успевают следить за мелькающими героями, которых стало слишком много, и теряют интерес к однообразным сюжетным поворотам.
Продюсер Кевин Файги пока не собирается сбавлять темп и что-то менять в производстве. В 2023 году выходят четыре фильма и пять сериалов от «Марвел». В 2025 году намечается возвращение «Мстителей», а в 2026 году — эпичная битва всех супергероев с суперзлом, как в «Войне бесконечности».