Анализ истории создания стихотворения Пушкина «Узник» помогает лучше понять его суть. Это произведение было написано в тот период, когда поэт пребывал в южной ссылке. Ранние тексты Александра Сергеевича отличались антикрепостническими настроениями. Это не могло не привлечь внимание царя. Поэту пришлось продолжать творить вдали от дома. Там и было создано это знаменитое стихотворение.
История создания стихотворения «Узник» А. С. Пушкина
«Узник» – это известное произведение Александра Сергеевича Пушкина, созданное в 1822 году. В то время поэт находился в южной ссылке. Его отправили в Кишинев за свободомыслие. В результате писателю пришлось творить вдали от своих друзей. Сначала Александр I намеревался послать Пушкина в Сибирь. Однако влиятельные друзья поэта поспособствовали изменению этого решения.
Бытует мнение, что происхождение этого стихотворения связано с поездками поэта в острог. Там он познакомился с жизнью заключенных. Большое впечатление на писателя произвели орлы, которые жили в тюрьме. Они имели обрезанные крылья. Птицы, которые служили символом свободы, находились в такой же неволе, что и люди. Сочетание этих образов позволило Пушкину развить идею, которая впоследствии нашла отображение в творчестве поэта.
Жанр стиха
«Узник» Пушкина считается лирическим произведением. Автор привлекает все внимание читателей к мыслям, волнениям и чувствам основного персонажа. Лирический герой произведения представляет собой художественного двойника самого поэта. Этот персонаж помогает отразить ощущения автор от действительности, которая его окружает.
Этот жанр редко детально описывает значимые события. Он в большей степени напоминает абстрактную зарисовку, которая делается в конкретном эмоциональном состоянии.
Эти стихи Пушкина относятся к романтическому направлению. Они поднимают тематику физической и духовной свободы. В произведении представлено романтическое двоемирие. Главный герой стремится стать свободным. При этом читатели видят сопротивление сдавливающим рамкам обычной реальности. Это считается одной из главных характеристик данного направления. К тому же поэт уделяет большое внимание внутреннему состоянию героя, его волнениям и душевным порывам.
Анализ сюжетной линии
В стихотворении читатели знакомятся с узником, который сидит в темнице за решеткой и следит через окно за орлом. Он тоже был невольником, который взят людьми в плен и должен питаться кровавой едой. Главный герой сопоставляет себя с птицей, которая была вскормлена в неволе. Орел превращается в невольного приятеля узника, который думает о побеге.
Основной персонаж считает, что птица одобрила его решение. Она бы тоже хотела покинуть клетку и взмыть ввысь. Герой описывает мысли, которые возникают у него в ответ на взгляды орла. Ему кажется, что птица призывает вырваться из темницы. Это помогло бы им вместе освободиться и отправиться к ветру, морю и горам.
Центральные персонажи
Главным героем произведения Пушкина считается узник, который сидит в темнице и следит за орлом за окном. При этом вольная птица символизирует свободу. Лирический герой считает орла своим товарищем, который зовет за собой в небесные просторы.
Проблематика
Многие критики уверены, что стихотворение «Узник» обладает сильнейшим романтическим настроением, которое характерно для юного возраста поэта. На момент написания этого произведения Пушкину было всего 22 года.
Основной темой произведения считается стремление к свободе и самовыражению.
Каждая строчка передает схожесть с судьбой самого поэта. Он необыкновенно страдал в период ссылки, которая ограничивала его свободу. Писатель находился под постоянной слежкой, которая препятствовала его творчеству и повергала в уныние.
При этом в произведении понимаются следующие темы:
- Свободы – это направление считается одним из главных в творчестве Пушкина. Эта тема очень детально описывается в стихотворении «Узник». Главный герой страдает от несвободы. При этом читатели могут воспринимать его состояние как моральные границы, в которые человек вгоняет сам себя, и как заточение, направленное на лишение свободного перемещения. Автор показывает образ героя, которому не хочется находиться в заключении. Мысли о свободе больше всего беспокоят персонажа.
- Философская – тоже прослеживается в тексте. Тут речь идет о физической и моральной свободе. Орел, который вырос в заточении, не сможет улететь. Свободолюбивая птица закована в рамки собственных привычек. При этом с лирическим героем дела обстоят совершенно иначе. Он привык к свободе, потому ему сложно выдерживать вынужденное заточение.
- Одиночества – еще одна важнейшая тема. Поэт создал это произведение вдалеке от близких. Это повлияло на образ персонажа, который был близок по духу самому писателю. Герой ощущает одиночество. Его единственным другом является молодой орел. Птица – существо, в котором удается отыскать хоть какую-то поддержку.
Большое значение при анализе произведения имеет изучение его проблематики. Там поднимаются следующие вопросы:
- Принятие собственной участи. Эта проблема хорошо описана Пушкиным. Молодой орел смирился с собственной неволей. Он сидит около окна главного героя, а потому может без труда улететь на волю. Птицу не ограничивает клетка. Но она привыкла к неволе. Человеку наоборот хочется убежать, покинуть сырую темницу. Его непокорный характер не позволяет привыкнуть к неволе. Главному герою не хочется принимать ситуацию, которая сложилась. В его сердце еще имеется луч надежды.
- Несоответствие реальности фантазиям. В стихотворении хорошо описывается романтическое двоемирие. Герой заточен в сырой темнице, но хочет быстрее сбежать. Все его мечты и помыслы направлены на получение свободы. Потому персонаж представляет свободную стихию, горы, ветер. Место, в котором находится лирической герой, сильно отличается от его картины мира. Однако это еще больше раззадоривает бунтующие настроения персонажа, заставляя его верить в лучшее.
Особенности
Это стихотворение Пушкина написано классическими катренами – четверостишиями. Поэт пользуется таким размером, как амфибрахий. В стихах используются парные рифмы. Они являются мужскими. Это означает, что ударение делается на последний слог.
Средства выразительности
Стихотворение обладает особой структурой. При этом читатель должен обращать внимание на каждую строфу. Первая характеризуется описательностью. При этом поэт активно применяет соответствующие тропы. Во второй строфе настроение меняется, а в тексте используется много глаголов, придающих ему динамичность. В третьем катрене применяется анафора. Она привлекает внимание к свободной жизни.
При создании картины большое значение имеют описательные конструкции. При этом стихотворение не включает много эпитетов. Так, при описании темницы используется единственное определение – «сырой». Пушкин отдает предпочтение применению описательных конструкций, что особенно заметно в конце.
Значение произведения
В этом стихотворении поэт выражает свои мысли касательно свободы творчества. Впоследствии его идеи найдут развитие в других стихах. По сути, они будут проходить красной нитью по всему творчеству поэта. Он постоянно страдал от притеснений власти и критики цензуры, читателей и правительства.
«Узник» – это знаковое стихотворение в творчестве поэта. Оно отражает душевное состояние Пушкина в период его южной ссылки. Сам писатель чувствовал себя узником, который не имеет возможности возвратиться в свой любимый год и встретиться с друзьями и близкими. Чтобы справиться с унынием, поэт и выплеснул все свои чувства на бумагу. В результате и появилось это знаменитое стихотворение, которое уже много лет не теряет своей актуальности.