История возникновения и развития рекламы – когда и кто создал первую в мире

Сложно представить себе жизнь современных людей без рекламы. Это важнейший маркетинговый инструмент, который способствует продвижению товаров и услуг. С его помощью удается выделять продукцию на фоне конкурентов. При этом с историей возникновения рекламы знакомы далеко не все. Это явление возникло еще в древние времена. Однако с течением времени оно все больше и больше совершенствовалось.

Возникновение в Древнем мире

Первая реклама появилась еще в древние времена. Этим инструментом пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне. Он имел письменное, словесное и изобразительное проявление. Даже в тот период предприниматели, которые занимались продажей рабов, стремились привлечь внимание потенциальной аудитории, захватив все их внимание.

Первая рекламная информация была начертана на египетском папирусе. Там присутствовали сведения о продаже рабов. Отдельные историки, которые занимаются изучением Древнего Египта, считают, что рекламные сообщения и вовсе могли быть нанесены на камни. Один из них обнаружили в первой древнеегипетской столице – городе Мемфисе.

Также рекламные тексты встречаются на стенах и плитах. Их нацарапывали или наносили краской. В Древней Греции и Риме информацию такого характера писали на особых дощечках, а затем и на пергаменте. Довольно часто читали рекламные объявления при массовом скоплении народа. Это обычно делали на рыночных площадях. Однако стремительное и обширное распространение рекламы стало возможным только после появления печатного станка.

Развитие в Западной Европе

Появление в 1450 году первого печатного станка стало началом нового этапа развития рекламы. Благодаря этой инновации на любые публикации не требовалось больше тратить много сил и времени. С помощью печатного станка появилась возможность издавать книги в больших количествах.

Появление первой печатной рекламы датируется 1472 годом. Тогда в Лондоне на одной из церквей разместили объявление о продаже молитвенников. При этом многие историки уверены, что создателем печатной рекламы в Европе стал Теофраст Ренодо – французский врач. В 1630 году он открыл справочную службу, которая размещала объявления рекламного характера в одной из газет.

В скором времени начали появляться рекламные объявления от людей, которые занимались оптовой продажей чая, кофе, муки, хлеба и многих других товаров. Постепенно простые объявления перестали работать. Тогда продавцы начали использовать басни, поговорки, пословицы для продажи своих товаров.

первая в мире реклама

Рекламные кампании в США

Развитие рекламной деятельности в США имело следующие предпосылки:

  • промышленный переворот – стал причиной наращивания объемов выпуска товаров;
  • наличие разветвленной сети дорог – это позволило доставлять продукцию в наиболее отдаленные районы;
  • введение обязательного начального образования – это привело к увеличению спроса на газеты и журналы.

В течение семнадцатого-восемнадцатого веков реклама в США развивалась на базе традиций, которые сложились в главных европейских государствах мира. Однако постепенно произошло их разрушение.

Периодические издания в США появилась в 1704 году. С того же момента в ней начали публиковать рекламу. Примерно 50 лет она размещалась достаточно плотным текстом. Это делалось ради экономии бумаги.

При этом создателем рекламы считается Бенджамин Франклин. В 1729 году он основал «Газетт». Это издание сумело добиться самого крупного тиража и большого количества рекламных объявлений. Франклин сделал рекламу более читабельной. Для этого он предложил использовать крупные заголовки и пустые поля. Также ему приписывают авторство идеи оформления рекламы иллюстрациями.

первая в мире реклама фото

В американских журналах реклама стала появляться в 1844 году. В середине девятнадцатого века в США завершилась промышленная революция. Это привело к появлению массового производства, что требовало увеличения рынка потребления. С помощью журналов удалось добиться организации общенациональной рекламы и улучшить сбыт продукции по всей стране.

Первое рекламное агентство в США открыли в 1841 году. Принцип его работы заключался в перепродаже рекламного места в газетах. Тексты рекламодатели создавали самостоятельно. В 1890 году в Филадельфии организовали агентство «Айер и сын». Оно действовало по принципу современных фирм. В их компетенцию входило планирование, организацию и проведение комплексных кампаний по рекламе.

К концу девятнадцатого века США стали признанным общемировым лидером в рекламной сфере. Это было связано с интенсивностью рекламных потоков в СМИ, креативностью при проведении кампаний, использованием новых упаковок, предложением различных вариантов подачи текстов.

Как появилась реклама в России

Временем появления рекламы в России считается десятый-одиннадцатый века. Именно тогда русские торговцы пытались разными способами продвигать свою продукцию. Как правило, для этого использовали специальных людей – зазывал. Они привлекали потенциальных покупателей громкими речами и описывали достоинства продукта и его продавца. Помимо этого, на Руси существовала потешная реклама. Ее исполнением занимались коробейники.

Важный вклад в начальный этап развития рекламы внесли лубки, которые представляли собой народные картины. Они появились в первой половине семнадцатого века и вначале представляли собой веселые рекламные листовки. Впоследствии лубки стали выглядеть серьезнее и включали много содержательной информации.

первая в мире реклама

В девятнадцатом веке стала появляться печатная реклама. Также информацию о товарах начали располагать на особых круглых тумбах. Их ставили в людных местах больших населенных пунктов. Чуть позже появились и первые так называемые промоутеры. Их функции выполняли обычные мальчики, которые раздавали около магазинов листовки. В них присутствовало приглашение посетить лавку и что-нибудь в ней приобрести.

Первые журналы с рекламной информацией появились в Петербурге. Такие объявления печатали в изданиях «Торговля» и «Деловой бизнесмен». Чуть позже аналогичные журналы стали появляться и в других городах.

В период с конца девятнадцатого до начала двадцатого века начали появляться первые рекламные фирмы. Их деятельность началась с массового рекламирования патентованных лекарственных препаратов. Это было актуально в период Первой мировой войны.

После того как в 1917 году к власти пришли большевики, задачи рекламы изменились. Она стала монополией государства, а потому бизнесмены больше не могли пользоваться этим инструментом. После завершения гражданской войны создали первые рекламные агентства. Они называли «Реклам Транс» и «Связь». Объявления стали размещать в городском транспорте и в местах большого скопления людей.

Настоящего расцвета реклама достигла во времена НЭПа. Важную роль в этом сыграл Владимир Маяковский. Он писал рекламные стихи, которые привлекали людей. В шестидесятые-семидесятые годы стали создаваться такие рекламные предприятия, как «Росторгреклама», «Главкоопторгреклама», «Союзторгреклама». Тогда же появились рекламные издания, создавать фильмы и телепередачи.

После распада СССР в этой сфере произошли значительные изменения. Старые агентства прекратили существование и на их месте появились новые. Рыночная экономика отразилась на формах и сути рекламы. Она стала важнейшим звеном, которое связывало потребление и производственный процесс.

первая в мире реклама история

Современная реклама и ее развитие

После того как человек создал рекламу, она претерпела очень много изменений. Современные тренды в этой сфере затрагивают следующие моменты:

  1. Коммуникация с потребителями строится по новым принципам. Теперь рекламодателям требуется не просто описать товар, а по-настоящему заинтересовать клиента. Этого удается добиться при помощи создания общего игрового и творческого пространства.
  2. Для донесения до аудитории информации стали применяться необычные медианосители. Для этого рекламу наносят на одежду, проезжую часть, здания.
  3. Постепенно создатели рекламы отходят от принципов стандартизации. Они делают свои предложения оригинальными и уникальными. Сегодня в тренде реклама со сложной концепцией. Только в этом случае ее заметят и запомнят. К тому же современные потребители не воспринимают глупую или простую рекламу. Потому важно, чтобы она отличалась сложной идейной композицией.
  4. Рекламные агентства и компании часто объединяются в международные холдинги. Стремление к интернациональности и международной активности все сильнее затрагивает рекламные кампании. Информация, представленная в них, должна быть одинаково актуальной и в Америке, и в Европе.
  5. Рекламируемые бренды должны быть социально значимыми. Современный мир становится более автоматизированным. Потому на передний план выходит актуальность живого общения между людьми и отношений между ними. Потому рекламные кампании часто концентрируются на проблемах социума.
  6. Большое значение имеет прямое обращение к каждому клиенту. Бренд должен не просто продвигать свой продукт, но и заставлять людей меняться. Использование социально значимых идей становится одним из главных аспектов современных рекламных кампаний.
  7. Актуальным трендом считается использование интерактивной рекламы. Развитие инноваций и расширение влияния Интернета на обычную жизнь каждого человека отражается и на способах продвижения товаров. Применение инновационных методов подачи материала помогает привлечь больше внимания к товару.
  8. Обязательной составляющей рекламных кампаний считается проведение соответствующих исследований. Выполнение медийного и маркетингового анализа рынка помогает создать эффективный проект и при этом избежать ошибок конкурентов.

первая в мире реклама фото

Мифы и факты о рекламе

За время своего развития реклама обросла множеством интересных фактов:

  1. Каждый год все компании мира тратят на рекламу больше 500 миллиардов долларов.
  2. К 65-летнему возрасту человек успевает в среднем увидеть 2 миллиона рекламных роликов.
  3. Первый стандартный рекламный щит появился в США в 1900 году. Тогда же начали устанавливать билборды вдоль дорог и улиц.
  4. Чтобы лед не таял во время съемок роликов, его изготавливают из акрила.
  5. Чтобы в напитках были пузырьки, туда добавляют моющие средства. Также обязательно используют воду, чтобы жидкость лучше пропускала свет.
  6. В рекламе любых наручных часов со стрелками их устанавливают на 10 часов 10 минут. Этот прием имитирует улыбку и помогает избежать ощущения подавленности у людей, которые смотрят ролик.
  7. Первое платное рекламное объявление в США появилось в 1704 году. Оно было напечатано в газете Boston News Letter.
  8. При создании рекламы часто применяют технику «условия эффективности». Для этого продукт, который рекламируется, сочетают с объектами, вызывающими у людей положительные эмоции. К примеру, стиральные порошки часто дополняют образами цветов, солнечным светом, детьми.
  9. Для мотивирования людей купить товар используют отсылку к психологическим потребностям человека. Для этого часто применяют страх, инстинкт самосохранения, чувство собственного достоинства, жажду власти, подражание.
  • В рекламе для детей участвуют актеры постарше целевой аудитории. К примеру, игрушки для детей 8 лет рекламируют актеры 11-12 лет. Они выступают как образцы для подражания для детей более младшего возраста.
  • Лучший способ заставить скептика приобрести товар – это отказаться от конкретных фактов в рекламе и сделать акцент на эмоциональной стороне. При этом людей, не склонных к скептицизму, в большей степени убедят факты.
  • Самой массовой категорией рекламодателей считаются производители пищевых продуктов.

Самые известные рекламные ролики и ходы

За время существования рекламы появилось много интересных роликов и приемов. К наиболее известным брендам, которые проводили известные и запоминающиеся кампании, относятся следующие:

  1. LEGO – всегда считался первоклассным брендом. Однако в девяностых годах он попытался трансформироваться и создал новые линии для специальных кирпичиков. К сожалению, этот ход не получил популярности у детей. Как следствие, в начале 2000 годов компания стала терять сотни миллионов долларов. Тогда бренд решил возвратиться к основам и продвигать оригинальную линейку кирпичиков LEGO. В настоящее время бренд имеет свой максимальный охват.
  2. VW Beetle – в семидесятых годах прошлого века Volkswagen Beetle весьма успешно продавался. Однако его востребованность была не слишком продолжительной. Только через несколько лет Beetle покинул рынок и оставался неизвестным несколько десятилетий. После возвращения актуальности стиля ретро Volkswagen решил усовершенствовать модель для новой аудитории. Объединение шарма старой модели и новых характеристик смогло увеличить продажи компании.
  3. Starbucks – этот бренд не всегда мог похвастаться прочными позициями на рынке. Эту компанию организовали в 1971 году в Сиэтле. На тот момент она представляла собой местную фирму, которая занималась продаже зернового кофе. В течение многих лет бренд имел весьма скромные продажи и невысокие охваты. Однако проведение удачной кампании по ребрендингу и продаже франшиз сделало бренд мегапопулярным.
  4. Apple – историю этой фирмы можно назвать лучшим возвращением бренда. Несмотря на успех в период с конца семидесятых до начала восьмидесятых, с уходом Стива Джобса компания стала постепенно терять популярность. Ситуация кардинально изменилась в 1997 году, когда Джобс вернулся и запустил масштабный ребрендинг компании. Благодаря этому Apple удалось занять лидирующие позиции на рынке.
  5. Red Bull – при выведении продукта на рынок его основными конкурентами считались Coca-Cola и Pepsi. Они обладали похожей концепцией – стимулировали и тонизировали. Тогда Дитрих Матешиц решил искусственно завысить цену вдвое и уменьшить объем тары. К тому же банки стали размещать в магазинах не в отделах с напитками, а в любых других.
  6. Такси Mike – вместо выпуска брошюр о себе компания стала печатать настоящие гиды по кафе, барам и прочим заведениям города. Там присутствовали развлекательные места, в которые Mike поможет добраться.

Реклама считается важнейшим маркетинговым инструментом, без использования которого заниматься бизнесом в современном мире невозможно. Он появился еще в древние времена и за время существования претерпел значительные изменения. С каждым годом рекламные компании становятся технологичными, креативными и запоминающимися. Это помогает эффективнее продвигать продукцию.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий