Кто и когда придумал первую в мире и на Руси школу – история создания

История школы насчитывает тысячелетия, начиная от древней Греции и Рима, и заканчивая современной эпохой цифровых технологий. В разных странах мира школы имеют свои особенности, историю и традиции. Однако, несмотря на все различия, сущность школы остается неизменной – это место, где дети получают знания, умения, развивают личность и готовятся к будущему. Но кто же первым придумал школы, в каком веке это произошло?

Различные версии

Общеизвестно, что еще совсем недавно элита общества обучала своих детей дома. Правители и вельможи нанимали для обучения личных репетиторов, нянь и гувернанток.

В то же время в России и других странах существовали школы, о которых не часто вспоминают. Кроме того, коллективное обучение создали за несколько веков до сегодняшнего дня. До сих пор не утихает дискуссия о том, какой была изначальная модель современной школы. Две наиболее популярные теории таковы.

Зарождение школ в Греции

Один из источников предполагает, что происхождение школ удается проследить до Древней Греции. Доказательства этого легко найти в языке. В греческом языке есть слово «skole», которое переводится как досуг или образовательная деятельность. Несмотря на это, оно не совсем точно отражает сегодняшнее толкование школы.

Известная первая греческая школа, основанная Пифагором, не требовала от студентов оставаться сидящими за партами и внимательно слушать лекцию учителя. Когда посетители приходили в это заведение, им разрешалось прогуливаться по саду, вести самостоятельные беседы или присоединяться к разговору лектора.

Современное представление о школьном возрасте никак не соотносится с временным периодом существования обычной греческой школы. Напротив, ее посещали маленькие дети и пожилые граждане. Эти люди не могли работать, и им регулярно требовалась помощь молодых и энергичных членов семьи, что отрывало последних от повседневных обязательств. Следовательно, было предложено отправлять пожилых людей и детей на день в школу, где для них планировались развлекательные мероприятия, в которых не участвовали дееспособные родственники.

Открытие первых школ в Египте

Самая ранняя известная школа была основана в Древней Греции, однако было бы неточным утверждать, что она была самой первой в мире. Концепция коллективного обучения зародилась в Древнем Египте, и только высшие социальные классы – наследники фараона, дети жрецов и государственных чиновников – могли получить доступ к этим учебным заведениям. В общем эта система напоминала современное школьное образование. Например, студенты вели записи на папирусе вместо бумаги и должны были сдавать тесты, как при поступлении, так и при выпуске.

кто придумал школу

Предполагается, что египтяне придавали большое значение как академическому, так и религиозному обучению. Иначе зачем бы школы в те времена располагались только в храмах.

Впоследствии в Месопотамии среди легендарного народа шумеров возникли школы. Эти учебные заведения назывались «домами табличек» или «эдубба». Их целью было обучение писцов. В каждой школе обычно был один учитель и около тридцати учеников. Ученики были одеты в особую форму для письма, и постоянно носили с собой глиняные таблички вместе с заостренными палочками для выведения букв. Это отличало их от обычных людей.

Традиционные «дома табличек» фокусировались исключительно на обучении письму. Учитель давал ученикам «чистовик», или заранее подготовленную табличку, с текстом, который они должны были запомнить и повторить, чтобы научиться читать и писать. В школах покрупнее были классы примерно по двадцать учеников, в каждом из которых был свой преподаватель. Кроме того, в этих больших школах преподавали музыку и пение, а также основы магии, географии, биологии и математики.

Когда появились современные школы

Несмотря на то, что некоторые аспекты древних школ узнаваемы и в наши дни, они сильно отличаются от современных образовательных учреждений. Модель обучения, которая сейчас используется во всем мире, была разработана в семнадцатом веке и берет свое начало от Яна Амоса Коменского, чешского педагога. Он написал «Великую дидактику», и результатом его работы стали основополагающие принципы, которые сейчас соблюдаются в современных школах:

  1. В одном классе находятся вместе ученики одинаковых возрастов. Раньше учителям приходилось обучать учеников разного возраста в одном классе.
  2. Каждый урок длится сорок пять минут.
  3. На протяжении всего занятия обсуждается только одна тема. До внедрения этой системы педагоги охватывали несколько тем, разделяя группу на несколько подгрупп.

Чешский педагог решительно выступал за то, что детей стоит учить пользоваться собственным независимым мышлением и не ограничивать их знаниями предыдущих поколений. В.А.Сухомлинский, советский педагог, разделял это мнение и предлагал начинать обучение с шестилетнего возраста.

Советский педагог был уверен, что нет ни одного ребенка, у которого не было бы таланта. Все зависит от того, как подается материал и как он преподается каждому отдельному ученику, ведь дети различаются по своим интеллектуальным способностям, и это должен учитывать педагог.

кто придумал школу фото

История развития школ в России

Первые модели современных учебных заведений на Руси возникли одновременно с Крещением – в девятьсот восемьдесят восьмом году. Князь издал указ, предписывающий обучать грамоте детей бояр. Это привело к появлению «Книжных учений» – зданий, где знатных наследников учили читать и писать. Позже такого рода учреждения стали возникать при церквях и монастырях.

В течение долгих лет церкви служили основным источником научной информации, поскольку члены духовенства были образованными и легко читали и писали на нескольких языках.

Примерно через сто лет, 1086-ом г. сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна открыла первую школу для девочек. Она располагалась при церкви, и посещать ее разрешалось только девушкам из состоятельных слоев общества. Их обучали чтению и письму, а также пению.

В течение пятнадцатого века начали появляться частные школы, известные как «Мастера грамотности»; в них принимали только мальчиков из богатых семей. В этих учебных заведениях студентов учили читать и писать, а также знакомили с литературой других народов.

В XVIII веке

До модернизации, проведенной Петром I, рост образования был вялым. Мальчиков принимали в школы в возрасте от восьми до двенадцати лет, первоначально обучая только письму и чтению. Позже были добавлены еще семь предметов: астрономия, география, риторика, диалектика, грамматика и церковное пение. Иностранные языки не преподавались мальчикам, за исключением тех юнцов, кого готовили к дипломатическим или религиозным профессиям.

Несмотря на это, и до прихода к власти Петра Первого иногда открывались частные школы, как, например, Славяно-греко-латинская академия, которая считается первой средней школой.

кто придумал школу

Когда Петр Первый стал правителем, он провел серьезные изменения в образовании, которые сделали его доступным практически для всех, кроме крестьян. В первом году восемнадцатого века он открыл школу математики и мореходства, в которую принимали учеников с двенадцати лет, независимо от их социального класса. Когда выходцы из низших классов завершали начальный уровень образования, их отправляли работать в услужение. Дети бояр посещали «верхнюю школу», где изучали иностранный язык, навигацию и географию.

Через несколько лет после этого были созданы школы, в которых основное внимание уделялось арифметике и математике. К 1723-ему г. в России насчитывалось больше сорока таких учебных заведений. За год до своей кончины, в 24-ом году, Петр Первый создал Академию наук. Она состояла из гимназии, предлагавшей семилетнее обучение, и университета, который открыл свои двери годом позже.

В XIX веке

XIX век стал решающим периодом в эволюции российского школьного образования. В 1802-ом году было создано Министерство просвещения – это учреждение оказало большое влияние на систему образования и сделало его доступным для людей из низших социальных классов.

Обедневшим жителям страны была предоставлена возможность отправить шестилетнего ребенка в религиозную школу. В этой школе ребенка обучали грамоте и основам веры в течение годичного пребывания.

Дети в возрастной группе семь-восемь лет принимались в уездные школы. Они учились в течение двух лет, и их учебная программа состояла из пятнадцати разнообразных предметов, таких как геометрия и искусство.

Дети из благородных семей, которые намеревались учиться в колледже или сделать карьеру на государственной службе, посещали занятия в одной из пяти национальных гимназий.

Высшее образование, по сути, было доступно только в Санкт-Петербурге и Москве, причем эти два города рассматривались как особенно престижные образовательные центры.

При правлении Александра Первого был создан знаменитый Царскосельский лицей, который посещал Пушкин. Мальчиков принимали в это учебное заведение в возрасте десяти-двенадцати лет, и обучение продолжалось в течение шести лет.

В 1860-х годах были созданы земские школы, в которых разрешено было учиться как мальчикам, так и девочкам с восьми лет. Продолжительность обучения составляла 3 года, за это время учеников обучали церковному пению и основам православия, а также русской грамоте.

кто придумал школу чб фото

В советский период

Система школьного образования в СССР демонстрировала много общего с тем, что мы видим сегодня. Тем не менее, были и различия. В 1918-ом г. образование не было обязательным и начиналось с восьмилетнего возраста, состояло из двух этапов. Начальный этап длился с восьми до тринадцати лет, а второй – с четырнадцати до семнадцати; кроме того, в учебном плане были запрещены религиозные темы.

Только в 1930-х годах общее образование стало обязательным для всех детей. В 58-ом году продолжительность школьного обучения была увеличена до 10 лет, а после окончания школы каждый человек был обязан получить среднее профессиональное образование. К восьмидесятому году система образования эволюционировала в то, что мы сейчас видим, то есть в 11 классов.

В современном мире

В настоящее время система образования регулируется законом «Об образовании», который действует с 2012-го г. Эта система считается одной из самых щадящих и прогрессивных в мире, поскольку она признает и одобряет семейный способ обучения. Согласно этой системе, обучение отпрысков осуществляется в первую очередь их родителями – самостоятельно, при поддержке частных репетиторов либо через онлайн-школы.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий