В культуре разных народов Новый год — время подарков и чудес. Главный символ праздника — седобородый старец в красной шубе с посохом. В Америке его зовут Санта-Клаус, в Финляндии — Йоулупукки, во Франции — Пэр Ноэль. В России дежурный по новогодним подаркам и настроению — Дед Мороз, сказочный волшебник, живущий в Великом Устюге на Русском Севере. О том, кто и зачем придумал Деда Мороза и о его старославянских предшественниках, узнаем подробнее.
Славянские фольклор и обряды
Истоки происхождения новогоднего символа уходят к традиции почитания умерших предков. Славянские языческие праздники были связаны с силами природы и годовым циклом, поэтому органично вписались в церковный календарь. На рождественские святки и на Пасху готовили особые блюда, например, кутью, блины, кисель, а к столу приглашали «дедов» — предков, покинувших земной мир. В народе считалось, что почившие родственники берегут благополучие семьи.
В славянской культуре была традиция одушевлять природные явления, от которых зависел урожай. Так поминальный обряд превратился в ритуал ублажения духа мороза. Его зазывали на праздничный обед и ласково называли по отчеству, например, Мороз Васильевич. На угощение не скупились, чтобы в благодарность дух не морозил посевы и даровал обильный урожай.
История Деда Мороза прослеживается в древнерусском фольклоре. Восточные славяне верили, что богатырь-кузнец замораживает, сковывает воду в реке. Сильные морозы называли калинниками, то есть железными. В старославянском языке «калить железо» означало «ковать».
Иные имена богатыря-Мороза — Студенец, Карачун, Трескун. В одной из сказок его вместе с Ветром и Солнцем повстречал мужик-крестьянин. В других сказках дух холода предстает в более знакомом обличье, например, «Морозко», «Мороз Иванович». Его описывают как крепкого старика с длинной белой бородой в синей шубе и шапке с оторочкой из белого меха.
Сказочный Дедушка Мороз жил в дремучем лесу в ледяной избушке. Характер персонажа похож на зиму — твердый, властный, по обстоятельствам мягкий или суровый. За доброту и отзывчивость он одаривал тройкой лошадей, теплой одеждой, исполнял заветное желание, а за дурной характер и непослушание наказывал трескучим морозом. Дед Мороз творил чудеса с помощью посоха — ударял им о землю три раза.
Формирование образа
Привычный облик персонажа появился в начале 30-х годов XX века. Его трансформация из героя фольклора заняла почти столетие. Важную роль в становлении новогоднего символа сыграли русские классики. Вехи развития образа Дедушки Мороза:
Период | Описание |
1840 год | Перерождение из духа природы в литературного героя Мороза Ивановича в одноименной сказке из сборника «Сказки дедушки Иринея» В. Одоевского. Сказочный образ отличается от канонического, так как связан с весной. |
1861 год | Первая попытка в императорской России создать новогоднего волшебника. В канун праздника рассказывали сказки о немецком Кнехте Рупрехте — старце, который сопровождает Святого Николая. |
1863 год | В поэме «Мороз Красный Нос» Н. Некрасов объединил фольклор с реализмом. Бедная вдова отправилась в лес за дровами, чтобы согреть детей зимой, но встретила воеводу Мороза. Поэт отвел народному персонажу фатальную роль — крестьянка замерзла насмерть. |
1870 год | Вторая попытка связать новогодние праздники в России с образом мифического деда упоминаниями о Святом Николае. |
1880-е годы | Первая публикация сказки «Морозко» А. Афанасьева укрепляет народную веру в волшебного деда, который дарит зимой подарки. Герой сказки предстает суровым, но справедливым воспитателем: добрую девушку щедро одаривает, а ее ленивую сестрицу замораживает. |
Начало XX века | В народе закрепился образ Деда Мороза, который приносит подарки и елку. В сказке «Морозко» в переводе на английский В. Каррика его зовут «Король Мороз». |
1910 год | Персонаж появляется на новогодних открытках и новогодних утренниках. |
1914 год | Дед Мороз стал героем стихотворения С. Есенина «Сиротка». |
В начале 1930-х годов революционное правительство боролось с православными и народными традициями, чтобы выбить у граждан опору на имперское прошлое и привить веру в новый порядок. Когда старые верования начали очернять и осмеивать, новогодний символ превратился из доброго волшебника в злое языческое божество, жертвы которому развешивали на ветвях ели.
Как в императорскую эпоху не получалось ввести в обиход праздничного деда, так в советское время не удалось от него избавиться. В конце 1935 года партийный деятель П. Постышев предложил устроить во дворцах культуры праздники для детей с наряженной елкой.
В январе 1936 года уже проходили утренники, в 1937 году на них уже встречал детей Дед Мороз, и не один, а с внучкой Снегурочкой. От ударов волшебного дедушкиного посоха на елке зажигались огни.
Дед Мороз и православие
Христианским прообразом новогоднего волшебника можно назвать Святого Николая Мирликийского, в православии почитаемого как Николая Угодника или Чудотворца. В украинской культуре именно он является главным одаривателем — в ночь на 19 декабря (день памяти святого) оставляет детям под подушкой подарки.
Параллель с Дедом Морозом прослеживается в жизнеописании Святого Николая. Архиепископ жил в Древней Византии, помогал беднякам. Однажды он помог троим сестрам счастливо выйти замуж, оставив под дверями их дома подарок — мешочек с деньгами на приданое.
У Дедушки Мороза есть и другие общие черты со Святым Николаем:
- мудрые старцы;
- оба с длинной седой бородой;
- одеты в длинную одежду — ряса и головной убор архиепископа, шуба до пят и похожая на боярскую шапка волшебника;
- посох — атрибут архиепископа и волшебника;
- связаны с последним месяцем года.
Церковнослужители неоднозначно относились к тому, что в народе распространилось верование в дедушку с волшебным посохом. Новогодний символ появился в царской и советской России с подачи правительства, имеет в основе языческие корни и является мирским, то есть противоречит православным догматам.
В Украине главным символом рождественских и новогодних праздников считают Святого Николая, а Деда Мороза относят к пережиткам советского прошлого, в котором из сознания людей вытесняли веру в святых.
В современной России
В Советском Союзе Дед Мороз стал популярным персонажем, героем мультфильмов, детских фильмов, новогодних открыток. После политических изменений в стране он остался народным любимцем и символом Нового года, хоть и приобрел некоторое сходство с западным «коллегой» Санта-Клаусом.
Деда Мороза стали чаще изображать в красной шубе и шапке и превратили в коммерчески успешный проект. День рождения дедушки — 18 ноября. У него появилась родина — Лапландия, на территории заповедника на Кольском полуострове. Затем идею развили и разместили резиденцию новогоднего персонажа в Великом Устюге. Город превратился в центр туризма.
Потом резиденции появились в Москве и Мурманске. Московская усадьба обширна, включает терем Снегурочки и теремок Творчества, для детей открыт каток и аллея сказок. Резиденция в Москве работает в течение всего года. Там проводят концерты, мастер-классы, экскурсии.
С советских времен в России осталась традиция писать письма Деду Морозу, рассказывать стишок или петь песенку на утреннике, хорошо себя вести в течение года, чтобы получить подарок. Новогодняя сказка, вера людей в чудо и магия елочных огней живы и в XXI веке. Дедушка Мороз не отстает от современных технологий и теперь, кроме писем по почте, принимает электронные письма по интернету.
Персонаж по-прежнему популярен в кинематографе. В мультфильме «Три богатыря и принцесса Египта» он ездит на санях, запряженных оленями, и следит за сменой месяцев в году. В фильме «Дед Мороз. Битва магов» вместо доброго дедушки он предстал в образе могущественного мага, а Санта-Клаус, Йоулупукки и другие деды — его братья.