В христианстве проповедуются ожидания продолжения жизни после смерти. И это направлено не только на будущее церкви, но и на будущее конкретного человека, принадлежащего вере. Ранние христиане имели убеждение, что они будут жить вечно, то есть, никогда не умрут.
Они считали, что переживут пришествие Христа при своей жизни и попадут в Царство Божие не умирая. Другая часть ранних христиан была уверена, что они пойдут по воздуху навстречу Христу, когда он будет спускаться к ним на облаке. Они говорили, что оставшиеся в живых будут парить в облаках вместе с Господом и не расстанутся с ним никогда. Ожидалось, что человек сразу же после смерти входит в блаженство или погибель.
Никейский Символ веры характеризует жизнь христианина, как вечную. В Евангелиях и апостольских письмах «вечное» – это временное обозначение. Вечная жизнь, это бессмертная продолжительность после жизни на земле. Воскресение из мёртвых ведёт к суду. А там может быть принято решение о вечном наказании. Таким образом, вечная жизнь – не земная жизнь, а вечная смерть. В вечной жизни имеются различия. Как в земной жизни есть довольно много различий, например, у всех разный материальный уровень, разные профессии, таланты, степень ответственности и долга, у нас разные страдания и испытания, так и в вечной жизни будут разные уровни.
Судьба умершего человека
Ожидание Суда привело к возникновению вопроса, какова же судьба умершего человека в период ожидания его, что происходит с момента смерти до воскрешения с ним? В связи с этим появилось три взгляда.
В первом из них представляется, что после смерти человек попадает в промежуточное состояние. Из него он идёт в царство блаженства или в царство гибели. Но туда не входит согласование с концепцией общего Страшного Суда в день воскрешения Христа. По этому взгляду исчезает само понятие Страшного Суда.
Второй взгляд является преобладающим. В соответствии с ним душа умершего как бы спит до Страшного Суда. Этот Суд должен состояться после всеобщего воскрешения. Это будет последний Суд, на котором каждый обретёт либо вечную жизнь, либо вечное проклятие. Этот взгляд принят большинством церквей. И в то же время в этой концепции есть много несоответствий. Особенно это проявляется в фундаментальной идее непрерывности личной жизни.
Обе эти концепции ведут к нечеловеческим последствиям. В первом взгляде людям не оставляется возможность в дальнейшем исправить свои ошибки, совершённые при земной жизни и искупить вину. А во втором взгляде на жизнь после смерти в промежуточном состоянии, данный период времени тянется неопределённое количество времени до получения вечного блаженства или наказания. Верящие в Чистилище получают возможность исправления недоброго умершего человека путём покаяния. Это поможет улучшить его положение.
Доктрина Чистилища
Доктрина Чистилища состоит в том, что каждого человека ждёт специальный суд сразу после его смерти. Когда состоится последний суд, то и прекратится нахождение человека в Чистилище. Также по этой доктрине пребывание в Чистилище можно сократить за счёт ходатайств, милостыни, снисходительности и жертвенности. В Восточной Православной Церкви нет учения о Чистилище. В ней практикуется заступничество за умершего. Между Церковью живых и мертвыми существует связь, которая может влиять на судьбу умерших. Это происходит путём заступничества до времени Последнего Суда.
Понимание идеи Страшного Суда в современном мире
Но Церковью никогда не признавался взгляд на загробную жизнь, такую, как в Сведенборге. Идеи реинкарнации души в период романтизма и идеализма были переняты из индуизма и буддизма. Это получило опору и во взглядах христианства на ожидание будущего времени.
Христианская теософия обнаруживает в себе в последнее время новые взгляды на жизнь после смерти. Это заключается в идее дальнейшего развития личности человека в других небесных объектах после его смерти на земле. Современному миру всё труднее понимать и принимать идею Страшного Суда.
Многие современные люди не понимают суждения о вине и невиновности личности. То, что было решающим для ранней Церкви, не соответствует XXI веку. Раннее понимание христианства заключалось в концепции церкви, как тела Христа. Всё человечество воспринималось, как единый человек, связанный во грехе.
Поэтому и Суд должен касаться всех сразу. Суд также должен быть публичным. Похвалы и награды Бога должны видеть все. Бог награждает за всё сделанное правильно в земной жизни, даже за то, о чём человек не помнит. Часто люди не открыты к пониманию концепций христианства. Они ставят под сомнение доктрину сна души и христианский взгляд на личность человека. На Западе концепция личности рассматривалась христианским взглядом на её вечную ценность.
Христианство – это путь спасения. Эта религия стала отличительной чертой истории человечества. Христианское сообщество повлияло на его развитие и верования. Люди находились в неизбежном ожидании грядущего Царствия Божьего и Страшного Суда. Им обещали, что все они будут участвовать в нём. Бог осудит их всех, кто был последним, станет первым, а первый станет слугой всех.
Старые христианские идеи покаяния должны подготовить к грядущему Царствию. И это играет важную роль в христианской истории, где весь мир борется с антихристом, готовясь ко Второму пришествию. В христианстве ожидание Царствия Божьего и вера в Страшный суд стали учениями. С ними связаны и Таинства Церкви. Царствие Божье – это обитель святых мучеников, избранных Богом.