Танк Шерман (M4 Sherman)

Танк Шерман

M4 Sherman — это средний танк, названный в честь знаменитого генерала американской гражданской войны Уильяма Т. Шермана. Считается одним из самых известных танков Второй мировой войны и всей истории танкостроения. Такая известность была достигнута не столько благодаря его боевым качествам, сколько по причине массовости его производства. Шерман был самым широко используемым танком союзных войск и имел долгосрочную послевоенную историю. Использовался вплоть до войны с Кореей включительно.

M4 Sherman был не таким эффективным в бою, как хотелось бы. Танк был разработан в большой спешке и не прошел всех необходимых тестовых испытаний. Шерман разработан на базе своего предшественника M3 Lee / Grant. Это был первый американский танк, оборудованный 75-миллиметровым орудием. Танк Шерман Разрабатывался танк с самого начала для массового производства, поэтому имел упрощенную конструкцию и строился из недорогих материалов. Шерман отличался надежностью, дешевизной, простотой в обслуживании, вместительностью, прочностью, хорошими броней и вооружением. Это был универсальный бронетранспортер, в котором так нуждались союзники. Шерман впервые прибыл на североафриканский фронт в 1942 году.

Он буквально проехался по всем земному шару под разными флагами. С 1942 года и до конца войны M4 Sherman можно было встретить в Африке, России, на большей части Европы, Восточной Индии, Филиппинах и многих островах Тихого океана и Китая.

Разработка M4 Sherman

К 1940 году танкостроение активно начало развиваться, и большинство стран включились в этот процесс. Однако Великобритания изначально не относилась к этой отрасли серьезно и отчаянно отстала от своих конкурентов. В то же время, «Блицкриг» Германии вызвал в Европе такой шок, что возможности танковой войны больше нельзя было игнорировать. США занялись плотным изучением этой ситуации в Европе и пришли к выводу о необходимости полной модернизации вооружения. Промышленность США в 1940 году не была готова к массовому производству танков уровня Шерман, поэтому они начали с выпуска промежуточного прототипа M3 Lee. К концу 1940 года производство M3 Lee было налажено, и США приступили к разработке T6 Medium Tank, прообраза будущего Шермана.

Технические особенности

Шерман имел привычное для танков своего времени расположение отделений: моторное в корме, трансмиссия спереди, а между ними боевое. Шерман был снабжен вращающейся башней и частично сварным корпусом. Его большим недостатком была чрезмерная высота танка, что делало его легкой мишенью для врагов. Шерман был снабжен дополнительным генератором для прогрева двигателя в условиях холодной зимы. Броня M4 Sherman был толщиной 76 мм спереди, 51 мм в башне и сверху и 30 мм с боков и сзади. Корпус танка имел обтекаемую закругленную форму.

Экипаж танка

Водитель сидел спереди слева, а помощник водителя справа, стреляя из пулемета. Башня была достаточно просторной и могла вместить в себя трех членов экипажа. Заряжающий сидел слева от орудия, наводчик справа, а командир располагался в задней части, следом за заряжающим. Сидения членов экипажа имели регулируемые крепления и позволяли регулировать высоту. Для доступа внутрь танка и выхода из него были предусмотрены 4 люка. Два над лобовой деталью, один в башне и один снизу танка, прямо под сидением водителя.

Первым заводом, производившим M4 Sherman, был Lima Locomotive Works. Вся первая партия произведенных танков была отправлена в Великобританию по ленд-лизу для участия в боях в Африке. Эта поставка имела решающую роль и переломила ход сражения в пользу союзников. В первое время завод производил 1000 танков в месяц, но позже это количество возросло до 2000 благодаря включению в производство других заводов на территории США. Всего в период с 1942 по 1944 год было произведено 6748 единиц танков Шерман.

Танки Шерман в бою

Как резюмировал сам генерал Паттон: «В плане механической выносливости и простоты обслуживания наши танки бесконечно превосходят любые другие». Это было справедливо, в особенности если сравнивать их с Тиграми и Пантерами, которые имели высокий уровень энергопотребления и требовали специального обслуживания.

Мобильность Шермана была на высоте благодаря хорошему соотношению веса и мощности мотора. В сообщениях, поступающих в командный центр от немецких командиров, утверждалось, что Шерман мог свободно подниматься по склонам гор под углом, который невозможен для любого другого танка. Будучи узким, Шерман легко мог передвигаться по узким городским улицам и по железной дороге.

Высокий громоздкий лоб M4 Sherman позволял ему с легкостью преодолевать густые заросли кустарников и высокую траву. Танк был достаточно прочным и мощным, чтобы продвигаться сквозь разрушенные постройки или стены. Это очень помогало в городских боях, в особенности в Италии. Однако, узкие гусеничные шасси превращались в большую проблему, когда речь заходила о плохих условиях проходимости, в особенности о снегах, песках или болотистой местности. Частичным решением проблемы стала установка дополнительных модулей на гусеничный трак, известных как Growers. Этими модулями были оборудованы практически все линейки танков к 1945 году.

Подвеска танков Шерман тоже подвергалась критике, в особенности по сравнению с немецкими Пантерами, имевшими откровенно более продвинутую подвеску. Конструкция танков Panther обеспечивала очень плавный ход и возможность вести точную стрельбу, пока танк находился в движении. В 1944 году американские конструкторы стали работать над проблемами подвески Шермана и нашли решение в виде системы HVSS. Сама подвеска осталась прежней, но она была модернизирована, что помогло стабилизировать танк.

Прочесывая местность, командир танка Шерман имел прекрасный угол обзора. Позади продвигалась пехота и она была хорошо защищена. Пулемет калибра 7,62 обстреливал «слепые зоны», в особенности изгороди и густые заросли. Более эффективный Браунинг 12,7 мм использовался против всех видов неподвижных целей: кирпичных стен, деревянных конструкций и даже бетона. Он был способен уничтожить большую часть немецких тягачей и даже низко летящих самолетов. Недостатком пулеметных орудий Шермана было то, что место, занимаемое пулеметчиком было полностью открытым. Это делало стрелка максимально уязвимым для врага.

Однако, потери M4 Sherman во время войны демонстрируют другую сторону этой медали. На всех фронтах сражения один на один с немецкими танками оказывались губительными для американских танков. Они попросту не могли остановить новейшие немецкие танки, не говоря уже о толщине боковой брони (всего 50 мм). Благодаря высокому корпусу Шерман возвышался на 3 метра над землей и был вдвое выше немецкого StuG III.

Танк Шерман

В ходе войны Шерман приобрел репутацию «уловителя» вражеских снарядов. Шерманы легко расстреливались маленькими и хорошо укрытыми вражескими САУ и танками. Благодаря их внушительным размерам спрятать или защитить эти танки было практически невозможно.

Шерман подвергался различным модификациям и постоянным улучшениям, что в конечном итоге позволило минимизировать его проблемы, а некоторые разрешить полностью, но плохая репутация прочно закрепилась за танком, и после войны он продавался плохо.

Шерман после войны

Благодаря постоянным улучшениям и доработкам танки на базе M4 Sherman находились на вооружении многих стран вплоть до падения железного занавеса в 1990 году. Этот факт свидетельствует о его большой надежности, прочности и приспособляемости. Простая и понятная конструкция Шермана позволяла создать на его основе большое количество разнообразных модификаций, например, израильский М51, хорошо зарекомендовавший себя в 1967 и 1973 годах.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Ирина

    Забавная статейка

    Ответить