Танк Е-100

Танк Е 100

Танк Е-100 в истории Третьего рейха являлся единственным сверхтяжелым танком, проект которого дошел до стадии производства опытного образца.

История

Весной 1942 года армия Вермахта имела колоссальный успех: блокада английского флота, прорыв на Кавказ, успехи Роммеля в Африке и др. Чтобы укрепить позиции, Гитлер на совещании приказал к лету 1943-го наладить производство тяжелых танков до 5 единиц в месяц. Параллельно с выпуском тяжелых танков немецкие инженеры начали работу над проектом сверхтяжелого танка массой более 150 тонн.

Разработкой модели первого сверхтяжелого танка занималось конструкторское бюро Porshe. Примечательно, что изначально производством должна была заниматься фирма Krupp, однако Фердинанд Порше имел немалые связи в правительстве, а также был на хорошем счету у Гитлера и был членом Танковой Комиссии Третьего рейха. Подробности «переворота» неизвестны, однако через две недели после того, как фирме Krupp дали зеленый свет, контракт таки достался Porsche.

Для будущего танка были заявлены характеристики брони: лобовая 200 мм; броня башни 220 мм; борта корпуса 180 мм; борт и корма башни 200 мм.

Гитлер внимательно следил за ходом проекта и иногда вносил коррективы, требуя большей защиты танка. Предполагалось, что 160-тонная машина, оснащенная 150-миллиметровой пушкой, будет разгоняться до 15 км/час. Разрабатываемый проект назвали «Объект 205», а сам танк окрестили Мышонком.

Однако впоследствии выяснилось, что Porsche оказался не в состоянии разработать целый танк таких размеров в одиночку, и к проекту подключили отстраненную на начальном этапе Krupp, доверив ей производство башни.

Принципиально новая стратегия

У 150-тонного танка башня должна была быть соответствующая — инженерам Krupp пришлось разрабатывать принципиально новую стратегию, ведь те, что использовались при проектировке средних и тяжелых танков, попросту не подходили.

На экстренном совещании инженеры Krupp выделили ряд пунктов, с которыми предстояла основная работа:

  • проект башни должен быть представлен инженерам Porsche в мае 1942 года;
  • подзарядка башни орудиями должна производиться под углом от -8 до +15 градусов и происходить через задний люк;
  • башня должна свободно вращаться по кругу;
  • раздельные снаряды заменить на унитарные;
  • начальная скорость снаряда — 845 м/с;
  • масса снаряда — 34 кг (снижена с 43 кг);
  • максимальный угол наведения в вертикальном положении — 40 градусов.

Также помимо проекта основной башни было решено одновременно с этим заняться разработкой альтернативы — башни со снарядом 29,3 кг и начальной скоростью в 810 м/с.

В сентябре стало известно, что Porsche, ведущая помимо Мышонка строительство тяжелого танка Тигр, испытывает трудности с последним (новая и неотлаженная система подвески, необходимость наличия редких металлов для запуска, чрезмерная массивность и пр.), что может повлиять и на строительство сверхтяжелого танка.

Узнавшая об этом фирма Krupp взяла инициативу в свои руки и запустила собственный альтернативный проект 150-тонного танка.

Руководство из военного управления предложило инженерам Krupp позаимствовать некоторые характеристики у Тигра, вследствие чего модель получила название Тигр-Маус.

Модель фирмы Krupp оказалась гораздо лучше, чем Мышонок Фердинанда Порше. 130-тонный Тигр-Маус был гораздо практичнее 170-тонного Мышонка, который находился в стадии разработки и мог в дальнейшем еще больше прибавить в весе. Среди преимуществ Тигра-Мауса особенно выделялись сниженное удельное давление на грунт, а также удобство при транспортировке — перевозка Тигра требовала обе свободные колеи, в то время как Тигр-Маус довольствовался одной.

Унификация компонентов и механизмов с «тигровыми» значительно ускорили бы процесс запуска производства Тигра-Мауса, так как новых деталей и конструкций требовалось в разы меньше. Тем не менее, заниматься разработкой двух супертяжелых танков одновременно для Германии было очень затратно, и Гитлер отказался от Тигра-Мауса в пользу поршевского Мауса. В начале 1943 г. финансирование прекратили и проект был заморожен, однако уже весной того же года от Krupp потребовали передать все данные о танке фирме Adler, которая работала над проектом под кодовым названием «Е-100».

Е-серия

Немецкий инженер и конструктор Вермахта Генрих Эрнст Книпкамп занимался танками E-серии еще с 1942 года. Разработку танков такого типа намеренно планировали доверить частным фирмам, чтобы не отвлекать государственные предприятия от более важных фронтовых заказов.

Танк Е 100

E-серия, несомненно, заслуживает отдельного внимания, однако, если говорить кратко, то танки серии «E» отличал ряд таких особенностей, как:

  • максимально возможное количество схожих механизмов и конструкций на всех моделях для потокового производства;
  • двигатель и передача размещены в задней части танка;
  • увеличение внутреннего пространства корпуса и уменьшение высоты достигается путем использования упругих материалов;
  • усиленные до максимальных показателей защита и вооружение;
  • легкий, универсальный и быстрый монтаж и демонтаж деталей.

Модель Е-100

Фактически, Е-100 представлял собой улучшенную и слегка видоизмененную версию Тигра-Мауса. Основные характеристики представляли собой следующее:

  • масса башни — 35 тонн;
  • 75 — и 128 — миллиметровые орудия, установленные один над другим;
    лобовая броня — 200 мм, броня бортов — 80 мм, броня крыши — 40 мм, броня борта — 150 мм;
  • пружинные подвески;
  • двигатель Maibach HL 230 мощностью в 700 л.с.

Также существовал проект E-100 «запасного образца» — установленный на нем двигатель мощностью в 1200 л. с. позволял танку разгоняться аж до 40 км/ч.

Работа по производству началась в середине 1943 года. На протяжении всего 1944 изготавливались отдельные компоненты и детали, а в начале 1945 года Гитлеру был представлен подробный отчет о проделанной работе. Сборку корпуса из-за массовых обстрелов союзников и витавшего в воздухе поражения так и не удалось довести до конца, а до установки башни Adler так и не добралась, поскольку их производство было перегружено другими заказами.

После войны

На стадии прототипа E-100 и был отправлен на опыты в Великобританию вскоре после капитуляции Германии, но опыты эти английских инженеров разочаровали: максимальная скорость, на которую был способен E-100 без установленной на нем башни, составляла всего 20 км/ч, что делало его чрезвычайно неповоротливым и уязвимым. Участия в боевых действиях этот танк так и не принял.

Будь у Третьего рейха чуть больше средств и времени, Е-100 стал бы, несомненно, одним из самых впечатляющих танков всех времен, а массовая унификация компонентов поспособствовала бы значительному ускорению производства и, возможно, даже экспорту за рубеж.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Робот BoBot - Свободная Мыслящая Машина

    Путин! Армату давай! Борисов – агент ЦЫРЫУ, иди на кичу!

    Ответить
  2. Ты Меня Не Знаешь

    Я бы все таки напомнил про сверхтяжелый танк Маус, который является самым тяжелый танком в мире, имея массу более 180 тонн. А самое интересное было в том, что было выпущено 2 образца этого танка, один из которых был полностью боеготовым. А Е-100 вообще до конца не доделали, его захватили американцы.

    Ответить
    1. макспро

      кстати, да!

      Ответить
  3. макспро

    прикольно, но это правда

    Ответить