Когда появился танк Т-34 и кто его изобрел – история создания техники

Многие эксперты уверены, что танк Т-34 был лучшим во Второй мировой войне и помог одержать победу. При этом историей создания танка Т-34 интересуется немало людей. Над созданием этого вида военной техники работал целый коллектив разработчиков. Причем это началось еще до начала войны. Конструкция танка стала настоящим прорывом в танкостроении. Это было связано с органичным сочетанием мощного вооружения, противоснарядного бронирования и надежной ходовой части.

Российские танки до Т-34

Изготовление танкового двигателя началось на базе авиационных нефтяных моторов. В период войны двигатель танка был проиндексирован обозначением В-2. При его создании было использовано большое количество современных идей. Там появился непосредственный впрыск топлива. В цилиндрах танка присутствовало по 4 клапана.

Также в конструкции была предусмотрена литая головка из алюминия. Испытания двигателя продолжались 100 часов. На поток дизельное производство танков поставили в 1939 году. Это произошло на специальном заводе, который возглавлял Кочетков.

Прототипом Т-34 стала конструкция А-20. При этом во время создания она выглядела чересчур сложной. Потому предполагалось создание гусеничного танка, оснащенного противоснарядным бронированием. Применение такой идеи позволяло уменьшить массу танка, что давало возможность нарастить бронирование. Но вначале планировалось конструирование двух машин с равным весом. Это давало возможность провести справедливые испытания и установить, какой из танков лучше.

В мае 1938 года все же рассмотрели конструкцию колесно-гусеничного танка, которая обладала рациональной формой. Он был изготовлен на базе катаных броневых листов и оснащен башней конической формы. Но после изучения вопроса приняли решение сделать такую же модель, но на гусеничном ходу.

При этом танк должен был иметь хорошую противоснарядную броню. Подобные виды техники уже изготавливались в 1936 году. Их масса составляла 22 тонны, а броня была 60 миллиметров. Опытный экземпляр на гусеничном ходу назывался А-32.

Оба прототипа были полностью завершены в 1938 году. Большая часть военных считала, что версия А-20, которая обладала колесно-гусеничной базой, была более эффективной в бою. При этом свой вклад в рассмотрение проектов внес Сталин. Он отдал приказ начать изготавливать две модели, чтобы провести сравнительные испытания.

К созданию моделей привлекли больше сотни сотрудников. Это дало возможность завершить работу довольно быстро. В мае оба проекта завершили, и испытания начали в 1939 году.

А-20 – предшественник Т-34

4 мая 1938 года появилось одновременно 2 модели танков – колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32. Они были представлены на заседании Комитета Обороны СССР. В августе эти модели рассматривались на заседании Главного военного совета и были утверждены. В результате в первой половине следующего года модели изготовили в металле.

А-20 – предшественник Т-34 фото

Оба вида танков действительно стали новым словом в отечественном танкостроении. Они превосходили своих предшественников на порядок. В этих изделиях использовались мощные двигатели и броневые листы с оптимальным углом наклона. Также к плюсам конструкций относилась надежная трансмиссия и высокая степень защиты.

При этом А-20 и А-32 были похожи по внешнему виду. По весу разница составляла всего 1 тонну. Но за счет применения сложного колесного движителя броня А-32 практически вдвое превосходила броню А-20. При этом скорость на гусеничном ходу была почти такой же, как А-20 на колесном. Она составляла 74 километра в час.

Испытания обеих конструкций выполнялись под Харьковом – с 18 июля по 23 августа. В них принимала участие комиссия, которую создал и возглавлял начальник Первого отдела АБТУ Кульчицкий.

В течение периода испытаний танк А-20 прошел 4,5 тысячи километров, а А-32 – 3 тысячи. По степени надежности функционирования механизмов они продемонстрировали абсолютно одинаковые результаты. По всем параметрам эти устройства превзошли своих предшественников – танки БТ-7.

Обе модели были рекомендованы к выпуску. Однако танк А-32 получился более живучим и имел высокую огневую мощь. К тому же его можно было усилить благодаря увеличению мощности брони до 45 миллиметров.

Для танка А-20 было характерно наличие индивидуальной пружинной подвески. В структуре колесно-гусеничного входа присутствовали 8 опорных обрезиненных катков, которые направляли колеса с червячными механизмами. При перемещении на колесном ходу начинали действовать 3 пары ведущих опорных катков. Для ведущих колес гусеничного хода было характерно гребневое зацепление. Танк поворачивался по принципу гусеничной машины благодаря торможению ведущих катков на одном борту.

А-20 – предшественник Т-34

По степени подвижности танк А-29 превзошел модель А-32. Он показал способность выполнять продолжительные марши на колесах или на гусеницах, а также сохранять тактическую подвижность даже в случае повреждения одной гусеницы или нарушения эксплуатационных свойств сразу двух опорных катков.

При этом для модели А-20 были характерны и определенные недостатки. К ним, в первую очередь, стоит отнести не такое мощное вооружение и более слабое бронирование бортов корпуса. Помимо этого, ресурс ходовой части был на пределе. Это не давало возможность усилить его бронирование и вооружение.

Также изделия имели и общие недостатки. К ним относили следующее:

  • недостаточная проработанность рабочих мест членов экипажа;
  • нестабильная работа дизель-мотора и неудовлетворительное функционирование бортовых фрикционов;
  • недостаточно надежное крепление направляющего колеса;
  • неудобство заправки и слив масла и топлива из баков.

После завершения испытаний на танках провели текущий ремонт. В сентябре 1939 года их направили в НИБТ полигон, чтобы показать членам правительства. Результаты испытаний продемонстрировали, что модель А-32, которая имела запас по увеличению массы, рекомендуется защищать более мощной броней. При этом требуется увеличить прочность некоторых элементов. Новое изделие получило обозначение А-34.

А-20 – предшественник Т-34 кадры

Производство танка нового поколения

Далеко не всем известно, что конструкцию танка Т-34 придумал Михаил Кошкин, который начинал свой профессиональный путь на московской фабрике «Эйнем». Впоследствии ее переименовали в «Красный октябрь». Примечательно, что после участия в 2 войнах и обучения в университете Кошкин в 1924 возвратился в кондитерскую промышленность, однако всего на 1 год.

Даже возглавив Вятскую кондитерскую фабрику, Кошкин не терял надежды стать конструктором. О содействии будущий создатель Т-34 попросил Сергея Кирова, который был его вятским земляком. Киров помог Кошкину поменять профессию. Он порекомендовал будущего ученого в Ленинградский университет, а затем помог поступить на службу в опытно-конструкторский отдел военного завода.

Дипломная работа Кошкина была посвящена созданию новой коробки передач для среднего танка Т-29. Она получила применение в производстве. При этом Кошкин был направлен на танкостроительный завод в Харьков. Вскоре он возглавил конструкторское бюро этого предприятия. На тот момент ученому было 40 лет.

Трудиться над проектом приходилось в свободное время. При этом основная деятельность конструктора заключалась в повышении защищенности танков БТ. За эту работу ученый даже был награжден орденом Красного Знамени. Во время разработки рискованного проекта жизнь Кошкина была под угрозой. В то время часто происходили аресты и расстрелы известных конструкторов.

Т-34

К лету 1938 года Кошкин предложил Главному военному совету свой новый проект. Конструкция танка претерпела критику. Однако ее все же допустили к дальнейшим разработкам. В 1940 году создание Т-34 было закончено. Однако не было пробега, который требовался для допуска к испытаниям.

Таким образом, в марте 1940 года ученый участвовал в пробеге на опытных Т-34. Два танка собственным ходом преодолели маршрут Харьков-Москва. Им удалось добраться до Кремля. Там руководителям страны показали новые конструкции. Пробег проводился в сложных условиях в обстановке высокой секретности и закончился для конструктора плохо. Кошкин простудился и через некоторое время скончался, так и не дождавшись широкого распространения и признания своего изобретения.

Первые танки Т-34 были выпущены в декабре 1941 года. Их собрали на Уралвагонзаводе из узлов, которые прибыли из Харькова в период эвакуации. В январе 1942 года в цехах УТЗ были сформированы поточные линии. Это помогло нарастить производство танков. За сутки был собран целый эшелон, который состоял из 25-30 машин. Стоит отметить, что ничего аналогичного в мире не было.

По мощности завод, на котором выпускались такие танки, оказался равен остальным производителям Т-34. В выпуске массовых средних танков предприятие превзошло все заводы Рейха.

Т-34 фото

При изготовлении танков Т-34 впервые использовалась конвейерная сварка брони. Вначале ее освоил УТЗ, расположенный в Нижнем Тагиле. Именно туда эвакуировали Институт электросварки, которым руководил Евгений Патон.

Использование новой технологии помогло в несколько раз нарастить темпы сваривания деталей. Это означает, что и выпуск новых Т-34 стал намного быстрее. Сварка под флюсом помогала увеличивать прочность машины. В результате сварочный шов получался более крепким, чем сама броня.

К тому же освоить новый вид сварки было под силу даже ученикам. При дефиците кадров это было очень важно. Через некоторое время технология охватила остальные танковые заводы. При этом немцам удалось овладеть сварочными устройствами лишь в 1944 году.

Дальнейшая модификация

Кошкин действительно изобрел танк Т-34. Однако за время своего существования этот вид военной техники претерпел много изменений. Последующее развитие Т-34 планировалось по 2 направлениям модернизации – малой и большой. Малое усовершенствование было направлено на борьбу с обнаруженными недостатками и проводилось на машинах, которые выпускались серийно.

Большая модернизация была направлена на проведение исследовательских работ по созданию изделия с расширенной башней. Она имела командирскую башенку с усиленным бронированием и новой ходовой частью. Зимой 1941 года в постановлении Комитета обороны было зафиксировано следующее:

  1. Установка полной боевой массы на уровне 27,5 тонны вместо 26.
  2. Расположение увеличенного до 100 снарядов боекомплекта.
  3. Проведение утолщения днища корпуса в передней части до 20 миллиметров, а в кормовой – до 16.
  4. Введение нового люка механика.
  5. Установка пушки Ф-34, характерной особенностью которой было наличие равнопрочной бронировки амбразуры.
  6. Установка двигателя В-2К.
  7. Разработка и установка новой модели воздухоочистителя для двигателя.
  8. Улучшение структуры командирской башни.
  9. Монтаж огнемета.
  • Установка гарантии по гусеницам в 3000 километров.

С момента начала Второй мировой войны все планы по модернизации были несколько отодвинуты. При этом танкостроителями потребовалось остановить модернизацию Т-34, прекратить производство гражданской продукции и начать выполнять мобилизационный план. К тому же перед танковыми заводами встала задача оказания помощи предприятиям, которые будут переключены на изготовление Т-34.

Т-34

При этом конструкция была изменена в сторону упрощения, а в производстве начали применять разного рода заменители. Примерно в ноябре 1941 года СТЗ начал выпускать стальные катки со внутренней амортизацией и гусеницей новой конструкции. Это было связано с перебоями с поставкой резиновых бандажей с Ярославского резино-асбестового комбината.

Дефицит дизельных двигателей В-2 до весны 1943 года удавалось компенсировать использованием авиационных карбюраторных моторов, которые прошли несколько капитальных ремонтов.

На заводе «Красное Сормово» создали упрощенный корпус. При этом не проводилась механическая обработка кромок листов после газопламенной резки. Также было упрощено соединение деталей в четверть и введено шиповое соединение лобового листа с бортами.

В 1943 году у немцев массово стали появляться новые модели бронетехники, которые отличались более сильным бронированием. Потому танковые пушки 76,2 миллиметра стали недостаточно эффективными. Это заставило разработчиков заниматься поиском способов повышения боевых характеристик Т-34.

После проработки нескольких версий в серийное производство в 1944 году запустили версию Т-34-85, который был вооружен новой пушкой С-53. Она имела калибр 85 миллиметров. При этом экипаж увеличился с 4 до 5 человек. К тому же танк оснастили новой башней, которая имела более сильное бронирование. Она отличалась удобством для экипажа. Боевая масса увеличилась до 32 тонн. Это стало причиной небольшого уменьшения динамических свойств.

Т-34 фото

Роль во Второй мировой войне

В общей сложности к началу войны было создано 1066 танков Т-34. После вторжения Германии в 1941 году их стали выпускать на заводе «Красное Сормово», который располагался в Горьком. Также этот вид военной техники производили на Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше», «Уралвагонзаводе».

Когда проводились военные действия, Т-34 зарекомендовал себя как один лучших танков своего времени. На начальных этапах войны орудие 76,2 миллиметра стало наиболее мощным среди боевых машин той же категории. В 1944 году начали массово выпускать модификацию Т-34-85. Она обладала новой башней и более сильной броней. К тому же эта модель имела новое орудие 85 миллиметров. Помимо этого, танк отлично проявил себя за счет простоты производства и обслуживания.

Танк сегодня

Танк Т-34 широко использовался на фронте. Он принимал участие во множестве вооруженных конфликтов Европы, Азии, Африки, которые происходили в период с пятидесятых до восьмидесятых годов прошлого века. Последним подтвержденным случаем использования танка Т-34 в европейских странах стало его применение во время югославской войны, которая происходила в период с 1991 по 1999 годы. Сейчас этот вид военной техники не применяется. На смену ему пришли новые, более совершенные модели.

Танк Т-34 отличается весьма интересной историей появления. Его конструкцию разработал бывший работник кондитерской фабрики. При этом данный вид военной техники получил широкое распространение в мире и сыграл ключевую роль во время Второй мировой войны.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий