В каком году появился первый в мире пароход и кто его изобрел – история создания

Первый в истории пароход, который можно было применять в судоходстве, придумал ирландский инженер-механик Роберт Фултон. Он был гением-самоучкой, который родился в семье бедных крестьян. Испытание первого транспортного средства исследователь выполнял в 1803 году. Он делал это на реке Сена, которая находится в Париже. Опыт был успешным. Судно продержалось на плаву в течение 1,5 часа. При этом пароход смог развить скорость 5 километров в час.

Значение слова

Слово «пароход» изобрел русский морской офицер Рикорд. Он участвовал в первом рейсе русского парохода, сконструированного на основе баржи «Елизавета». Это произошло в 1815 году. Значение термина было связано с особенностями его конструкции и работы.

До того момента судно, которое приводил в движение пар, называли в России «пироскаф». Происхождение этого слова было связано с греческими словами «pýr», что в переводе значило «огонь», и «scaphos» – судно. Также часто использовалось слово «стимбот», которое происходило от английских понятий «steam», или «пар», и «boat», что означало «лодка».

Первые позывы к изобретению

Еще в первом веке Герон Александрийский предложил применять энергию пара, чтобы придавать телу движение. Именно этот исследователь первым в мире описал «эолипил» – простейшую центробежную паровую турбину без лопастей.

В шестнадцатом-семнадцатом веках сконструировали приборы, которые могли выполнять полезные функции благодаря влиянию пара. В 1680 году французский ученый Дени Папен известил о создании им парового котла, который имел предохранительный клапан. Эта разработка легла в основу создания паровой машины. Однако в тот период создать такое устройство еще не получилось.

В 1736 году английский исследователь Джонатан Халс придумал судно, которое оснащалось на корме колесом. В движение транспортное средство приводила паровая машина Ньюкомена. Судно проходило испытание на реке Эйвон, но подтверждения этого эксперимента не дошли до наших дней.

Первое задокументированное испытание было проведено 15 июля 1783 года. Оно состоялось во Франции. Именно тогда маркиз Клод Жоффруа д’Аббан вынес на суд публики «Пироскаф». Он представлял собой судно, которое приводилось в движение паровой машиной с одним цилиндром. Она обладала двойным действием и запускала в движение сразу 2 гребных колеса, которые располагались по бортам.

Судно было продемонстрировано на реке Соне. В течение четверти часа ему удалось преодолеть 365 метров. После этого мотор вышел из строя. Тем не менее, слово «пироскаф» длительное время применялось для обозначения парового судна. Причем его употребляли не только во Франции, но и в других странах, включая Россию. При этом во Франции это понятие применяется по сей день.

Пароход

В 1787 году исследователь из США Джеймс Рамсей придумал и представил на суд публики лодку, которую приводил в движение особый водометный мотор. В основе его работы лежала паровая энергия. В том же году исследователь Джон Фитч представил свое судно на паровом ходу. Оно называлось Perseverance. Впервые транспортное средство было спущено на воду на реке Делавэр.

Судно перемещалось при помощи 2 рядов весел, которые функционировали от паровой машины. Спустя 3 года ученые Фитч и Фойгт создали уникальную паровую лодку длиной 18 метров. Она оснащалась необычным движителем в форме весел, повторяющих гребные движения, выполняемые утками. На протяжении всего лета 1790 года лодка перемещалась между Филадельфией и Берлингтоном и выполняла функции пассажирского судна. Это транспортное средство могло перевозить до 30 пассажиров.

При этом изобретателем парохода все же считается Роберт Фултон. Его изобретение датируется 1807 годом. Оно получило широкое применение и совершало рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. Скорость транспортного средства составляла 9 километров в час.

История пароходов

Изобретение парохода датируется началом девятнадцатого века. Именно тогда американский инженер получил патент на эту конструкцию.

«Клермонт» – первый пароход

Далеко не каждый человек знает, кто именно придумал пароход. Автором этой конструкции стал американский исследователь Роберт Фултон. 11 февраля 1809 года ученый получил на эту конструкцию патент. Его судно называлось «Клермонт». Именно этот конструктор вошел в историю, хотя до этого момента предпринимались попытки сделать судно, которое бы приводила в движение энергия пара.

«Клермонт» – первый пароход

Первый рейс транспортного средства имел протяженность 278 километров. «Клермонт» двигался по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. Его длительность составляла 32 часа. В СМИ писали, что лодочники ужасались, когда судно Фултона плыло по реке. Их пугали огонь и дым, которые исходили от парохода. К тому же причиной недоумения стало движение против ветра и течение.

На обратную дорогу «Клермонту» потребовалось 30 часов. Этот рейс был первым путешествием парового судна без остановок. Его продолжительность превышала 1 сутки. С того момента «Клермонт» начал систематически курсировать по Гудзон. Спустя некоторое время Фултон получил на свою разработку патент. После смерти Фултона его именем назвали городок Литл Бриттон, расположенный в штате Пенсильвания.

В России имя Фултона тоже связывают с развитием пароходства. В 1813 году он обратился к правительству за разрешением на сооружение созданного им транспортного судна в России. Император Александр I пожаловал это право исследователю на 15 лет. Однако изобретатель не сумел за 3 года реализовать свое право и утратил привилегию. В 1815 году контракт на реализацию этого права заключил другой человек.

Карл Берд был владельцем механико-литейного завода, расположенного в Петербурге. Именно там была сделана паровая машина Уатта, мощность которой составила 4 лошадиных силы, и котел. Их ставили в деревянную лодку. Благодаря этому данные элементы могли приводить в движение бортовые колеса.

Первый пароход получил название в честь императрицы Елизаветы. Он смог преодолеть расстояние от Петербурга до Кронштадта за 5 часов 20 минут. Людей, которые ждали на берегу, удивила скорость транспортного средства. Дело в том, что на преодоление пути на веслах требовался целый день.

«Клермонт» – первый пароход фото

В это было сложно поверить, потому ученые решили сопоставить быстроходный весельный катер с пароходом. В результате «Елизавета» значительно опередила катер. В итоге все поняли, что в России появилась перспектива создания нового флота.

Появление конструкции со стальным корпусом

Новый виток в судостроении произошел, когда был создан стальной корпус. Судостроение до сороковых годов девятнадцатого века отличалось относительно медленным развитием. Это было связано с минусами сооружениями, обнаруженными во время эксплуатации. При этом устранить их сразу было невозможно. Лишь полное изменение конструкции моторов и самих пароходов и использование новых стройматериалов активизировало развитие морского судостроения.

Важным этапом стал переход к сооружению корпусов транспортных средств из железа и стали. Еще одним фактором развития флота стало создание гребного винта. Он пришел на смену гребным колесам, которые применялись до этого.

До конца тридцатых годов девятнадцатого века в конструкцию пароходов входили гребные колеса. Они часто выходили из строя под воздействием морских волн. Также эти элементы представляли собой самое слабое место во время военных действий. При их нарушении пароход тут же ломался.

В 1838 году английский исследователь Смит сконструировал первый пароход, оснащенный гребным винтом. Он назывался «Архимедом». Его конструкцию вполне можно было применять на практике. В скором времени ученый снова улучшил конструкцию винтового парохода. В конце сороковых годов девятнадцатого века гребной винт стал стремительно вытеснять гребные колеса. Прежде всего, его использовали в военном флоте.

Появление конструкции со стальным корпусом

С начала тридцатых годов начали создавать первые транспортные средства, которые подходили для систематического курсирования по океану. С конца тридцатых годов девятнадцатого века удалось установить сообщение между европейскими странами и Америкой. Впоследствии были налажены маршруты между Европой и прочими континентами.

В 1842 году пароход использовали для кругосветного путешествия. Пароходные пути, как и железнодорожные сообщения, гарантировали быстрые и систематические передвижения. Еще одним их важным преимуществом стало резкое снижение цены перемещения грузов.

Тем не менее, до семидесятых годов паровой флот еще не занимал лидирующих позиций. В то время существовал и парусный флот, который занимал большую часть системы водного транспорта.

Появление коммерческих пароходов

Первым коммерчески выгодным транспортным средством стал Пароход Северной Америки, который был известен как «Клермонт». Его создал Фултон. Он обеспечивал перемещение пассажиров между Нью-Йорком и Олбани. Транспортное средство могло совершать рейсы протяженностью 240 километров на 32 часа.

Появление коммерческих пароходов

Пароход имел мотор Болтона-Уатта и мог курсировать на значительные расстояния. По сути, он представлял собой первое коммерчески выгодное транспортное средство, которое занималось перевозкой пассажиров по реке Гудзон.

В октябре 1811 года появился корабль «Маленькая Джулиана». Его спроектировал Джон Стивенсон. Это транспортное средство функционировало как первый паровой паром. Его использовали для сообщения между Хобокеном и Нью-Йорком.

Это судно представляло собой пароход, оснащенный двухвинтовым приводом. Такое сооружение было своего рода противопоставлением мотору Болтона-Уатта, который использовался на «Клермонте». Такая конструкция представляла собой вариацию предыдущего парохода Стивенсона «Феникса». Именно он стал первым транспортным средством, которое успешно курсировало из Хобокена в Филадельфию. Причем пароход перемещался в открытом океане.

Годом позже пароход «Комета» Генри Белла стал использоваться как пассажирское транспортное средство в Шотландии. Это судно перевозило людей по реке Клайд.

В 1814 году начал курсировать пароход «Марджери». Его создали в Думбартоне. В январе 1815 года судно стало первым пароходом, курсирующим по реке Темза. Это стало причиной неподдельного удивления среди жителей Лондона. Пароход курсировал из Лондона в Грейвсенд вплоть до 1816 года. Именно тогда его купили французы. После чего транспортное средство стало первым судном, которое пересекло Ла-Манш. После достижения Парижа новые хозяева переименовали пароход в «Элиз» и создали на Сене транспортную службу.

Появление коммерческих пароходов фото

Уход эпохи пароходов

Сегодня поршневые пароходы не строятся, хотя отдельные экземпляры по сей день эксплуатируются. Их строительство закончилось в восьмидесятых годах прошлого века. Однако это касается морских моделей.

Речные пароходы перестали изготавливать намного раньше. Они массово списывались. Это было связано с устареванием – физическим и моральным. Именно поэтому количество функционирующих речных пароходов в мире измеряется несколькими десятками.

Легендарные пароходы

За время существования пароходов появились поистине уникальные модели, которые вошли в историю. При этом нередко это было связано с их трагической судьбой.

«Амазонка»

28 июня 1851 года был создан и испытан новый деревянный пароход «Амазонка». Его изготовили в Англии. Длина корпуса транспортного средства составляла 91 метр, а ширина – 14,5. Судно оснастили паровой машиной, мощность которой составляла 800 лошадиных сил. Это был самый большой деревянный пароход.

«Амазонка»

В январе 1852 года на судне разгорелся пожар, который стал причиной настоящей катастрофы. Из 162 людей, которые находились на борту, выжили только 58. Впоследствии еще 11 пассажиров потеряли рассудок из-за кошмара, который им пришлось пережить.

«Титаник»

«Титаник» был самым большим судном своего времени. 14 апреля 1912 года произошло его столкновение с айсбергом в Атлантическом океане. В течение 2 часов 40 минут корабль затонул. Это привело к гибели 1517 человек. Эта катастрофа стала одной из наиболее смертельных. Это связывают с отсутствием достаточного количества спасательных шлюпок на борту.

Стоит отметить, что в результате крушения погибло непропорциональное количество мужчин. Это было связано с использованием правила «сначала женщины и дети», которое выполнялось во время посадки в шлюпки. Но они в результате так и не были заполнены.

«Титаник»

«Скибладнер»

Колесный пароход «Скибладнер» был построен в 1856 году. При этом он функционирует по сей день. Это транспортное средство считается наиболее старым пароходом в мире, которое функционирует сегодня. При этом «Скибладнер» выполняет определенные задачи. Он целый год развозит корреспонденцию. При этом в летнее время транспортное средство используется для проведения круизов и водных прогулок.

«Скибладнер»

Первый пароход был создан достаточно давно. Это произошло еще в начале девятнадцатого века. С того момента конструкция транспортного средства претерпела большое количество изменений и усовершенствований. Благодаря этому удалось внести значительный вклад в развитие науки и техники. Однако сегодня паровые транспортные средства сменили более совершенные конструкции.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий