Кто и когда придумал ПДД – история создания правил дорожного движения

ПДД – свод правовых норм, которые устанавливали обязанности людей, участвующих в дорожном движении. Они касаются водителей, пешеходов, пассажиров. Также они регламентируют технические параметры, которым должно соответствовать авто. Все это направлено на обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на широкое распространение таких норм, с историей создания ПДД знакомы далеко не все.

Правила Цезаря

История возникновения Правил дорожного движения связана еще с временами Древнего Рима. В пятидесятых годах до нашей эры Юлий Цезарь ввел одностороннее движение. В течение дня частным повозкам и колесницам было запрещено перемещаться по городу.

Гостям Рима разрешалось передвигаться пешком или на специальных носилках. При этом транспорт они были вынуждены оставлять за пределами города. В тот период уже существовала надзорная служба, которая контролировала выполнение указанных правил. Преимущественно она включала бывших пожарных.  

Деятельность этой службы была направлена на предотвращение конфликтов между обладателями транспорта. При этом движение на перекрестках никоим образом не регулировали. Вельможи пытались обеспечить себе свободный проезд при помощи скороходов. Они отправляли своих подданных вперед, и те освобождали улицы, что давало возможность знати без труда перемещаться.

Новые ПДД в Лондоне

Правила дорожного движения, напоминающие современные, появились в Лондоне. Это произошло в 1868 году. В декабре этого года на парламентской площади впервые установили механический семафор, оснащенный цветным диском. Его придумал Джон Найт, который был специалистом по железнодорожным семафорам.

Управление устройством осуществлялось ручным способом и обладало крыльями. Они могли приобретать различные положения:

  • горизонтальное – соответствовало сигналу «стоп»;
  • опущены под углом в 45 градусов – разрешается осторожное движение.

С приходом темноты начинал работать газовый фонарь, который крутился и посылал красные и зеленые сигналы. К семафору приставляли слугу. Он должен был поднимать и опускать стрелу. В обязанности этого работника входили повороты фонаря.

ПДД

При этом техническое воплощение устройства было не слишком удачным. Подъемный механизм издавал настолько громкие звуки, что лошади, которые проезжали мимо, пугались и поднимались на дыбы. Не прошло и месяца, как семафор взорвался. При этом полицейский, который находился поблизости, получил ранение.

В 1865 году британский парламент принял закон, согласно которому транспорт мог развивать скорость не больше 6 километров в час. При этом перед авто должен был двигаться человек и размахивать красным флагом. Эту норму убрали в 1878 году.

По другим сведениям, такое правило упразднили в 1896 году. Это произошло одновременно с увеличением ограничения скорости до 23 километров в час. Также было устранено требование, которое касалось наличия экипажа из 3 человек.

Следующее повышение скоростного лимита произошло в 1903 году. При этом полностью такие нормы отменили в Великобритании лишь в 1930 году.

Последующая эволюция правил

В августе 1893 года во Франции были приняты первые правила движения для авто. В качестве прототипов дорожных знаков использовались таблички. Они обозначали населенные пункты с указанием расстояния до них.

Создать единые европейские правила решили в 1909 году. Это произошло на всемирной конференции, которая проводилась в Париже. Свод правил появился вследствие развития автомобильной промышленности. В тот период стало увеличиваться число машин и расти скорость. Также движение на городских улицах становилось все интенсивнее. Это создало потребность в усовершенствовании ПДД.

ПДД фото

В 1914 году в США стали ставить первые электрические светофоры, которые имели 2 сигнала – зеленый и красный. Чтобы предупреждать об изменении цвета, к таким конструкциям приставляли полицейского. В нужный момент постовой свистел. В 1918 году такие устройства стали использоваться и на дорогах Европы.

В двадцатые годы прошлого века в США придумали ОСАГО – вид страхования, связанный с рисками гражданской ответственности обладателей транспортных средств. Это нововведение стало обязательным для всех автомобилистов.

Еще одним значимым этапом в развитии ПДД стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Это произошло в 1931 году в Женеве. Там была установлена общая для Европы система дорожных знаков, которая в основном базировалась на применении символов.

В общей сложности были придумано и утверждено 26 знаков, которые делились на несколько групп. В 1953 году была придумана дорожная разметка. Она применялась для пешеходного перехода. Сегодня такую разметку на дороге часто называют «зеброй».

Еще одним важнейшим вкладом в развитие ПДД стало принятие конвенции и протокола о дорожных знаках. Эти важные события произошли в 1949 году в Женеве. На основе этих документов многие страны начали создавать свои ПДД.

ПДД

Однако самым знаковым моментом в истории развития ПДД стал 1968 год. Именно 8 ноября на конференции ООО, которая проходила в Вене, приняли конвенцию, которую подписали 68 стран мира. Этот документ с определенными коррективами действует по сей день.

История ПДД в России

В России правила дорожного движения впервые были установлены Петром Первым. Их нарушителя даже могли отправить на каторгу.

В 1683 году Петр Первый издал указ, согласно которому запрещалась быстрая езда по Москве. Также документ ограничивал движение без возниц и не разрешал кучерам бить людей на улицах хлыстами. С 1718 года регулированием движения и контролем соблюдения ПДД стали заниматься полицейские.

В 1730 году Анна Иоанновна ввела ответственность за нарушение скоростного режима. Она подразумевала уплату штрафов. К тому же любителей быстрой езды могли высечь розгами и сослать на каторгу.

По мере развития движения на дорогах ПДД совершенствовались и дополнялись. Там появлялись правила проезда перекрестков, запрещался обгон на сложных участках, вводился приоритет для пешеходов.

ПДД

При этом первые ПДД были опубликованы уже во времена СССР. Это произошло в 1920 году. Документ детально описывал целый ряд важнейших вопросов. В тот период появились водительские удостоверения, и обозначалась предельно допустимая скорость движения. В 1940 году выпустили общие ПДД для всей страны. При этом существовали отдельные редакции в зависимости от города.

Единые ПДД, которые действовали на территории государства, появились в 1961 году. Спустя 7 лет СССР подписал «Конвенцию о дорожном движении», которая действует по сей день. В 1973 году советские ПДД переписали, руководствуясь нормами, зафиксированными в Венской конвенции. Спустя некоторое время ситуация на дорогах стала меняться. Потому правила начали менять и корректировать.

История создания ПДД началась достаточно давно – еще во времена Юлия Цезаря. С того момента все изменилось. По мере развития автомобильной промышленности возникала потребности в коррекции ПДД. Сегодня во многих странах мира действуют аналогичные правовые нормы в сфере дорожного движения, что облегчает их соблюдение автомобилистами.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий