МиГ-21 в небе Индостана

миг 21

Индия приобрела первые МиГ-21 в 1962 году, после захвата Китаем обширных территорий в Гималаях. В 1963 году была сформирована 28-я эскадрилья индийских ВВС, первая, на вооружении которой были МиГ-21Ф-13. Часть была привлечена к «охране и обороне» воздушного пространства в районе линии индийско-китайского противостояния. МиГи занимались здесь патрулированием, а также перехватом самолетов-нарушителей беспокойного соседа.

В сентябре 1965 года разгорелась очередная, вторая по счету, индо-пакистанская война связанная с территориальными спорами из-за Кашмира и некоторых других участков и территорий. Участие МиГ-21 в ее боях — достаточно неясная вещь. Пакистанцы в своих сводках сообщили об уничтожении в ходе налета на аэродром Патанкот семи подобных самолетов. Индийские же официальные лица отрицали участие в боях машин этого типа и какие-либо их потери. Однако, в одном из своих коммюнике индийцы заявили об уничтожении летчиками МиГов вражеского «Сейбра».

Военные действия

Наиболее яркой страницей в боевой истории индийских МиГ-21 было их участие в войне с Пакистаном в декабре 1971 года, оказавшейся для индийцев победоносной. Она завершилась изгнанием противника из Восточного Пакистана и образованием нового государства – Бангладеш.

Перед началом боевых действий в составе ВВС Индии было восемь эскадрилий, имевших около 220 МиГ- 21 различных модификаций (в источниках называются ФЛ, ПФМ, МФ). Для действий на Западном фронте было выделено пять эскадрилий, на Восточном — три.

Официально война была объявлена Пакистаном 3 декабря 1971 года, а массированные операции индийских ВВС начались на следующий день. Тогда, в частности, был совершен ряд налетов на пакистанские аэродромы как на Востоке, так и на Западе.

Основной задачей индийских ВВС в этой войне было оказание поддержки своим наземным войскам, чем определяется и характер применения МиГ-21, которые привлекались как к сопровождению своих ударных самолетов, так и к непосредственной работе по наземным целям неприятеля в прифронтовой полосе и в глубине его территории. Машины летали на подобного рода задания самостоятельно, либо совместно с самолетами других типов.

На Западе, например, 6 декабря МиГи совместно с истребителями «Нэт» совершили 24 боевых вылета на глубину до 300 км над пакистанской территорией, будучи всего лишь один раз обстрелянными зенитной артиллерией.

миг 21

8 декабря в секторе Чамб МиГ-21 приняли участие в нанесении ударов по танкам противника. На следующий день совместно с Су-7 и «Хантерами» совершено 60 боевых вылетов против коммуникаций и бронетехники неприятеля в районы н.п. Сулеманки и Джаббар. 10 декабря «Хантеры» и МиГи уничтожили в районе н.п. Чамб пять пакистанских танков М-48. 13 декабря группа Су-7 и МиГ-21 нанесла удар по вражеской РЛС в окрестностях н.п. Бадин. Особо успешным был вылет Су-7 в сопровождении МиГов, осуществленный 16 декабря в район н.п. Шакаргар, когда удалось вывести из строя семнадцать танков.

Решение о капитуляции

На востоке удары также наносились по укреплениям противника, аэродромам, скоплениям живой силы и техники, сухопутным и речным коммуникациям и т.д. К примеру, 6 декабря МиГи совместно с Су-7 и «Нэтами» атаковали аэропорт г. Дакка, административного центра тогдашнего Восточного Пакистана, уничтожив стоящий на полосе самолет ООН. 10 октября МиГ-21 нанесли удар по радиоузлу «Радио-Дакка».

12 декабря «двадцать первые» занимались разрушением укреплений противника вокруг местной столицы. 14 декабря четырнадцать истребителей «обрабатывали» цели на улицах самого города, оказывая таким образом поддержку своим войскам, вступившим уже в окрестности Дакки. Еще один МиГ-21 обстрелял НУРС-ами резиденцию губернатора Восточного Пакистана, что послужило дополнительным стимулом для высшего пакистанского администратора в крае принять решение о капитуляции.

Естественно, что при действиях по наземным целям были и потери. Так, в период с 5 по 14 декабря огнем с земли на Западе было сбито, по пакистанским данным, семь МиГ-21, из них пять — огнем стрелкового оружия. Индийцы подтверждают потерю трех и повреждение одного МиГа на Западе и вывод из строя наземным огнем еще одного на Востоке.

Как отмечали иностранные наблюдатели, а также пакистанцы, МиГи в действиях против наземных целей, помимо стандартного, «джентльменского» набора (авиабомбы калибром от 50 до 500кг, НУРС, напалмовые баки), применяли также 30-мм пушки DEFA, установленные попарно в под фюзеляжных контейнерах. Зафиксировано использование против аэродромов 250-кг и 500-кг авиабомб с реактивными ускорителями. Писалось, что не у всех из них срабатывали взрыватели.

Хорошо себя зарекомендовали МиГи и в воздушных боях этой войны. Их противниками были все основные типы пакистанских истребителей: китайские МиГ -19 (F-6), французские «Миражи», американские F-86 и F-104.

Так, в декабре пара МиГ-21 сопровождала тройку истребителей-бомбардировщиков «Марут». Один из летчиков эскорта, капитан Самар Бикрам Шах, заметил летевший на малой высоте пакистанский корректировщик «Сессна О-1 Берддог». Оставив ведомого при «опекаемых», индиец начал выходить в атаку, но предварительно осмотрелся и обнаружил выше себя пару пакистанских F-6. Имея больший запас тяги, а соответственно, и лучшую скороподъемность, Бакрам ушел из-под удара противника и сам пошел в атаку, имея уже преимущество в высоте. Пакистанцы пытались уйти, прижимаясь к земле, однако индийский летчик сбил одного из них пушечной очередью. «Маруты» без потерь выполнили задание.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий