Эхнатон был одним из самых выделяющихся египетских фараонов. Он правил Древним Египтом в течение 17 лет с 1353 по 1336 годы. Эхнатон устроил настоящую религиозную и художественную революцию в стране, отказавшись от тысячелетних традиций. Когда он умер, египтяне постарались стереть память о нём, уничтожив его изображения и удалив его имя из письменных документов.
До наших дней дошли лишь небольшие исторические фрагменты, свидетельствующие о его жизни и правлении. Это был период духовных потрясений и экспериментов, сильно отличающийся от всей истории Древнего Египта. Под руководством Эхнатона египетское искусство и религия претерпели монументальную трансформацию. Он откинул жёсткие условности в пользу нового стиля, наполненного божественным смыслом.
Аменхотеп IV, в последствии названный Эхнатоном, был вторым сыном фараона Аменхотепа III. Он не должен был унаследовать трон. Наследником являлся старший брат Тутмос. Однако он неожиданно умер, освободив место на престоле юному Аменхотепу. После смерти Аменхотепа III править Египтом стал его сын Аменхотеп IV. Он женился на Нефертити. Начало правления Эхнатона было довольно обычным. Но позднее он стал воздвигать памятники Амону (Солнцу) в храмовом комплексе в Карнаке.
Постепенно его правление стало принимать совершенно необычные формы. Он стал приверженцем Атона – солнечного диска. И это было очень странно для египтянина той поры. Все древнеегипетские боги и богини имели человеческие характеристики и формы, а Атон был всего лишь кругом.
Эхнатон возвёл этот периферийный культ до крупных размеров, сделав его мощной религиозной сектой в Древнем Египте. А через пять лет своего правления Атон стал официальным государственным божеством. Фараон сменил имя с Аменхотепа на Эхнатон, что означало «Эффективный для Атона». В Египте начался культ солнечного диска.
Эхнатон начал строить новую столицу в пустыне, назвав её Возвышение Атона. А в Карнаке был построен новый храмовый комплекс совершенно нового типа. Название ему было дано – Гемпаатен. В отличие от существующих, этот комплекс не состоял из частных закрытых святилищ. В Гемпатене были открытые дворы, позволявшие Атону освещать их. Следующий храм, посвящённый Атону, был построен в Амарне.
Он тоже находился под открытым небом, окружённый толстой стеной. В храме было две основные структуры: Святилище и Длинный храм, тянувшийся с востока на запад по ходу солнца. В одном из дворов находился жертвенник. Там Эхнатон и Нефертити подносили жертвы Атону. В Длинном храме были расположены прямо под открытым небом около 900 алтарей поменьше. В них жрецы сжигали подношения, которые предназначались богу Атону. Во дворце около него находилась резиденция фараона.
В него, как и в храм, постоянно попадали солнечные лучи. Все многочисленные здания были построены из сырцового кирпича. Их стены были расписаны разнообразными растениями, портретами фараона и его супруги и сценками из дикой природы.
Все предметы искусства и быта, относящиеся ко времени правления Эхнатона, очень узнаваемы, так как содержат уникальный художественный стиль. Самыми яркими являются изображения фараона Эхнатона. Их пропорции вызвали у египтологов сомнение о состоянии здоровья египетского правителя. Завораживает огромная статуя фараона в полный рост. Лицо Эхнатона сильно вытянутое и худое, глаза имеют специфический разрез, а губы очень утолщены. Вся фигура непропорциональна.
Руки ужасно тонкие, а пальцы слишком длинны. В то же самое время у статуи выпирает брюшко и очень женственные бёдра и грудь. Но эта статуя сохранилась фрагментарно. Если сравнить с другими изображениями фараона, то видно, что полные бёдра сильно сужаются к икрам. Ступни, как и кисти, тоже довольно длинные и узкие. Всё это сильно отличается от типичных египетских изображений. Фараон Эхнатон не показан молодым и подтянутым, как другие правители Египта. Поэтому египтологи решили, что такой обрюзгший женоподобный образ мог быть только у больного человека.
Но почему Эхнатон решил предстать в таком виде? Скорее всего это был его личный новаторский выбор, а может быть фараон страдал генетическим заболеванием.
В то время в Египте были далеко не редки браки между близкими родственниками. А ещё по одной версии такое изображение Эхнатона было связано с религиозной символикой. Фараон, как и другие египетские правители, считал себя богом. Однако в отличие от них Эхнатон отождествлял себя с Атоном, а не с Гором, как другие. Он называл себя «Ослепительный Атон». Солнечный диск не имел пола, как другие египетские боги и богини, но у Эхнатона были многочисленные дети.
Очень интересны и представления царственной семьи. Часто их изображали в непринуждённой обстановке. На картинах Эхнатона также нередко сопровождали дочери, которых у него было 6. Археологами обнаружено большое множество различных резных фигурок фараона и его супруги Нефертити. Они нежно держат друг друга за руки. Иногда Нефертити сидит на коленях Эхнатона.
И это очень необычно для остального египетского изобразительного искусства. Также беспрецедентным является то, что царица не изображена в уменьшенном виде. Нефертити одного роста со своим супругом. Это говорит об их равноправии и большом значении царицы при дворе. Нефертити была Эхнатоном назначена соправителем Египта. Иногда на фигурках даже трудно бывает отличить, кто из них кем является. Отличия лишь в царских головных уборах.
Во время правления Эхнатона изображения Гора, Амона, Исиды и других божеств были заменены образами Эхнатона и Нефертити. Над всеми всегда имел приоритет Атон – солнечный круг. Но после смерти Эхнатона и его супруги почти все их изображения были удалены. На их месте появились облики традиционных египетских богов. Смерть Эхнатона настигла в 1336 году до нашей эры. Египтяне сразу же объявили Эхнатона еретиком, перечеркнув все его религиозные реформы. Его сын перенёс столицу в Мемфис и восстановил поклонение традиционным египетским богам. Это был Тутанхамон.