Как бывший чернокожий раб стал королём в Латинской Америке

Мигель де Бурья

В истории Венесуэлы есть очень интересные события, которые произошли в 1552 – 1555 годах. В этот период произошло первое восстание рабов в Америке. Главарём этого восстания стал чернокожий раб Мигель де Бурья. Ему удалось завоевать свободу и сердца рабов, прикованных цепями.

К большому сожалению сохранившиеся исторические документы, связанные с данными событиями, очень похожи на что-то сверхъестественное, выходящее за рамки понимания. Поэтому у историков возникают некоторые вопросы к повествованию. Им не понятна сила убеждения, которая побудила рабов взбунтоваться.

Сведений, кем был раб Мигель де Бурья, почти нет. Но известно, что африканского раба христианизировали в Сан-Хуане в Пуэтро-Рико. Его привёз в Южную Америку Дэмиен дель Баррио. Из скудных сохранившихся записей мы можем узнать, что Мигель родился примерно в 1510 году. Несмотря на то, что он был рабом, находясь в непростой ситуации, в нём чувствовалась сила королевской власти. Сначала его привезли в провинцию Яракуй, где он стал работать на руднике Реал-де-Миас-де-Сан-Фелипе-де-Бурья. Рабовладелец считал, что Мигель должен проработать в шахте до самой своей смерти. Но этому не суждено было случиться.

Именно на рудниках Америки впервые в истории Нового Света восстали рабы. К ним присоединились и некоторые местные индейцы Джираджара. Мятежники вырвались на свободу и смогли построить своё поселение, которое называлось Кумбе, что означало «поселение восставших рабов». Постепенно это поселение стало королевством. Оно находилось недалеко от реки Сан-Педро. Бывшему рабу Мигелю де Бурья удалось создать государство и доказать, что свободу обрести реально.

После того, как он провозгласил себя африканским королём Бурии, Венесуэлы, он начал основывать города. В своём королевстве Мигель хотел ввести африканские обычаи, какие были на его африканской родине. Самопровозглашённый король установил драконовские законы в своём свободном государстве. Но сбежавшие от своих хозяев рабы всё равно стремились попасть туда.

Королевство всё время увеличивало своё население. Поселения казались угнетённым людям довольно безопасным убежищем, однако Бурия не была раем. Местность, где было расположено королевство, была гористой и засушливой. Поэтому пропитание там добывать было довольно проблематично. Поэтому бывшие рабы и коренные жители стали совершать набеги на близлежащие плантации. Также в спокойную жизнь в Бурии всё время вмешивались испанские колониальные власти.

Королевство просуществовало совсем недолго. За всё три года его граждане сражались с испанцами. Но среди рабов стремительно распространялась легенда о Мигеле де Бурья, которого называли король Мигель Чёрный. Подневольные люди вдохновлялись ей. Тысячи рабов в течение последующих трёх столетий лелеяли надежду о свободе, вспоминая чернокожего короля. Многие восстания рабов проходили под именем Мигеля Чёрного. Легенда вдохновляла невольников восстать против своих угнетателей.

В XVI веке испанцы вовсю использовали бесплатный труд рабов, привезённых из Африки португальцами. Таким образом они распространили рабство по всему Новому Свету. Только в одной Венесуэле, по словам антрополога Анджелины Поллак, было около 100 тысяч рабов, доставленных из Африки. Чернокожие невольники работали на плантациях какао, сахара, индиго. Было их не мало и в шахтах. Особенно прославился рабским трудом рудник Реал-де-Минас-де-Сан-Фелипе-де-Буриа. На нём добывали драгоценные металлы. В качестве шахтёров использовались африканские рабы и коренные американцы Джирахара.

Мигель де Бурья

Впервые Мигель взбунтовался, когда надсмотрщик Диего Эрнандес де Серфа решил наказать его, путём унижения перед остальными рабами. Тогда непокорный Мигель выхватил меч у надсмотрщика и заколол его. Затем он сбежал в Кордильеры. С ним рудник покинули ещё несколько рабов, которым он помог освободиться. Мигелю удалось основать своё государство Кумбе. Он оказался хорошим организатором.

Его сотоварищи вместе с ним довольно быстро и успешно вооружились. Мятежники вернулись на рудники и организовали восстание против испанцев. Во время нападения соратники Мигеля убили некоторых надсмотрщиков, а других показательно судили. Часть охранников они отпустили, чтобы те рассказали о мести рабов. Также им было дано предупреждение, что если они ещё раз сунутся к Мигелю, то он лично спалит их города, а матерей, сестёр, жён, дочерей сделает проститутками. Если верить некоторым данным, то войско Мигеля насчитывало около полутора тысяч освобождённых африканцев, мулатов, метисов и индейцев. Однако историкам до сих пор не удалось выяснить, где же на самом деле находилось королевство Бурия.

Некоторые предполагают, что оно могло быть в районе современного города Баркисимето. Другие считают, что Бурия находилась около муниципалитета Ниргуа в штате Уаракуй. Третьи источники утверждают, что это государство носило стратегический характер, поэтому его местоположение должно было быть рядом с бухтой. Мигель и его соратники могли использовать естественные преграды в виде скал в виде защиты от испанцев. И там самопровозглашённый король Чёрный Мигель находился как в укреплённой крепости.

Возлюбленной чернокожего короля была Гиомар. У пары был сын, которого объявили наследником престола. Те, кто сопровождал Мигеля, заняли в его королевстве важные административные должности. Некоторые из них были назначены губернаторами. Бывший раб намеревался построить свою цивилизацию, как сам представлял её. Прибывавшие отовсюду в Бурию беглые рабы и индейцы боготворили Мигеля. А вот испанцы считали его настоящим террористом. Люди Мигеля были довольно жестоки к своим поработителям, занимаясь грабежами, убийствами, сея хаос вокруг себя.

Король Мигель одинаково хорошо относился как к африканцам, так и к индейцам. Он строил связи с разными местными племенами по всей Венесуэле. Его разношёрстное войско проводило довольно успешные атаки, какие когда-либо предпринимали восставшие рабы. Они даже пытались захватить Баркисимето и Эль-Токуйо, чтобы подавить испанцев на данной территории. Мигелю удалось мобилизовать своих соратников на борьбу за свободу. Против них выступил Диего де Лосада.

Колониальное испанское правительство всё больше становилось недовольным нападками Мигеля и его бойцов. Испанские власти мечтали уничтожить Чёрного Короля. В 1554 году Мигелю удалось успешно атаковать город Барксимето. Для проведения скрытых атак его воины даже раскрашивали лица для маскировки. Оружием в армии Буриа были примитивные колья, дротики из украденного металла, сабли, луки и стрелы, добытые в боях с испанцами. Напав на город, повстанцы убили священника и несколько поселенцев.

Церковь они тоже разрушили. Это стало последней каплей терпения испанцев. Они направили усиленные отряды на подавление восставших рабов. Кампанию возглавил Диего де Лосада. Он использовал в качестве проводника одного из захваченных рабов. Тот провёл испанцев через джунгли к Буриа. Но до Мигеля дошли слухи, что к ним движется испанское войско, захватывающее по дороге женщин. Король и его подданные стали усиленно вооружаться. Противники встретились на границе королевства, однако силы были не равны. Воины Мигеля отступили в город, но Лосада преследовал их и там.

Решающее сражение произошло в 1555 году. Чёрного Мигеля застрелили из арбалета. Его гибель деморализовала его соратников. Многие из них бежали из города. Победа досталась испанцам. Колониальные власти объявили настоящую охоту на сбежавших рабов. Их выслеживали и казнили на месте. Все мужчины были убиты, а женщин и детей отправили на различные плантации.

Вернулись в рабство королева Гиомар и её сын. Однако индейцы джирахара ещё продолжали сопротивление в течение нескольких десятилетий. Это закончилось тем, что в данном регионе испанцы надолго отказались разводить плантации и осваивать шахты.

В истории король Мигель запомнился, как первый африканский король, который с большим успехом руководил восстанием рабов в Латинской Америке. Его наследие ещё несколько столетий вдохновляло рабов, жаждущих свободы. Некоторые историки считают, что Мигель на самом деле имел знатное происхождение. Возможно, на своей африканской родине он действительно был королём или вождём племени, поэтому ему было суждено стать королём и в Новом Свете. Он стал вдохновителем не только рабов, но и коренных народов Америки.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий