Кто такие узбеки?

Кто такие узбеки?

Узбеки – нация довольно молодая, если сравнивать ее с соседями и довольно своеобразная. Дело в том, что на формирование этой нации оказало влияние разнообразие различных племен разного же и происхождения – тюркских, иранских, монгольских – которые активно взаимодействовали между собой в одном из бурлящих этнических котлов средневековья – улусе Джучи, как части первоначально единой Монгольской империи.

Именно поэтому узбеки – очень разнообразный в антропологическом смысле народ, поскольку образовался в результате смешения многочисленных и даже не родственных народов. В результате в городах, земледельческих оазисах узбеки практически очень схожи с земледельцами таджиками, а в степных полупустынных и пустынных районах они в большей степени этнически близки тюркам. Нахождение же исторически в основном в составе тюркских государств, обеспечили господство среди узбеков тюркского языка.

Основой будущего узбекского народа стали многочисленные иранские племена, заселившие междуречье Амударьи и Сырдарьи (так называемый Мавераннахр): согды, бактрийцы, массагеты. С середины же I тыс. до н.э. сюда волнами хлынули потоки тюркских племен. Какая из этнических групп – иранская или тюркская – победит определил политический фактор.

Образовавшийся в VI веке Великий Тюркский каганат пусть просуществовал и недолго, но все же привел к тюркизации местного населения. Существовавшие затем на данной территории государственные образования тюрок продолжали этот процесс. Считается, что в основном узбекский этнос сложился в период существования государства Караханидов (IX-XI вв.).

У населения Мавераннахра возникает единое этническое самосознание, культурные особенности. Не было пока только важного элемента – единого названия. Другими словами, узбеки еще не знали, что они узбеки. Только в XV-XVI вв. этот этноним утверждается среди них, когда на территорию современного Узбекистана приходят тюрки с Нижнего Поволжья, Южного Урала, имевшие такое наименования.

Их правитель Шейбани-хан, который был потомком знаменитого правителя Золотой Орды хана Узбека (его имя переводилось как «истинный правитель»), стал объединителем различных феодальных владений в регионе. Это имело только политическое значение, мало повлиявшее на этническую картину местного населения. Пришельцы быстро растворились в местной среде, но оставили ей свое имя.

В отличие от других тюркских народов, которые преимущественно традиционно были кочевыми или полукочевыми, узбеки в основном были земледельцами. Тем не менее, смешанный характер этноса проявлялся во многих сторонах традиционной жизни узбеков.

Одежда содержит много элементов одеяний кочевников – схожа с туркменской. В пище довольно долго было распространено употребление конины. Даже у своих жилищ, вполне свойственных оседлому населению часто стояли палатки, шатры кочевого типа.

В религиозном отношении узбеки – мусульмане-сунниты, но, как отмечали наблюдатели, не слишком фанатичные. Советский государственный атеизм еще более убавил религиозное рвение, но искоренить ислам, конечно, не смог.

После обретения независимости роль ислама в жизни узбеков возросла, но не до такой степени, чтобы сравняться с шиитами Ирана или суннитами соседнего Афганистана, где, впрочем, также проживает довольно большое количество узбеков. Принявшие ислам в VII в., узбеки, тем не менее, сохранили многие традиционные ценности.

Например, несмотря на подчиненное положение женщины, ее роль в семье была весьма значительна. К ней весьма почтительно относились и сыновья. Хотя отец в семье имел непререкаемую власть, и даже сыновья пожилого возраста обязаны были стоять в его присутствии, вопрос заключения брака решался самими детьми, отводя родителям лишь роль организаторов.

Нахождение узбеков в составе Российской империи и Советского государства оценивается неоднозначно. С одной стороны, российские власти особо не вмешивались в их внутреннюю жизнь, особенно это относилось к узбекам, проживавшим на территории Бухарского эмирата и Хивинского ханства, обладавшими значительной автономией.

С другой – не делали разницы между различными народностями Средней Азии, поскольку путем для лучшего управления видели унификацию местного населения. Вместе с тем, в советское время узбеки получили собственную государственность, когда в 1924 году из состава Бухарской и Хорезмской республик, а также части Туркестанской автономной республики РСФСР выделилась Узбекская Советская Социалистическая Республика в составе Советского Союза, из которой в 1929 году выведен Таджикистан.

Кто такие узбеки?

Другое дело, что узбеки все равно оказались разделенными между несколькими республиками Средней Азии, и никакой реальной самостоятельности Узбекистан не получил. Тем не менее, все это способствовало окончательному сложению единой узбекской идентичности.

Хотя в СССР узбеки, как и другие народы, могли сохранять свою культуру и язык. Это даже поощрялось советской национальной политикой. Но с одной стороны это вступало в противоречие с идеологией интернационализма, культивируемой в Советском Союзе, а с другой происходила естественная русификация узбеков. Государственный язык – русский, был обязателен для изучения.

В качестве алфавита вместо традиционного арабского и персидского письма в 1940 г. вводится кириллица. В связи с урбанизацией узбекское городское население значительно выросло, и для него именно русский язык открывал возможности для дальнейшего развития. СМИ в основном также переходят на русский язык.

Все большая часть узбеков считала русский язык родным, а многие из тех, кто называл родным узбекский, почти не использовали его нигде, кроме дома. Все это отрицательно воспринималось узбеками и стало одной из предпосылок стремления к независимости при распаде СССР.

В период независимости важную роль в укреплении национальной идентичности стало играть исламское мировоззрение. В значительной степени именно оно приводит к увеличению прироста населения. Традиции сохраняются также благодаря тому, что все-таки большая часть населения узбеков Узбекистана проживает в сельской местности, хотя городская модернизированная культура проникает и туда.

Совсем иная жизнь у узбеков, проживающих за пределами постсоветского пространства. Это, прежде всего, Афганистан, где в северных провинциях их численность составляет около трех миллионов. Они куда более традиционны и религиозны, чем их собратья в постсоветской Средней Азии.

Недаром многие из них – потомки бежавших когда-то от социалистических преобразований. Однако они все-таки настигли их после прихода к власти в Афганистане местных социалистических преобразователей в 1978 г. А после крушения последних в начале 1990-х узбеки Афганистана оказались втянуты в многолетнюю гражданскую войну, края которой не видно и по сей день.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Е.Султанмурат

    “Считается, что в основном узбекский этнос сложился в период существования государства Караханидов (IX-XI вв.).” Это вранье. Узбеки жили хорезме, а фергане, ташкенте … сарты. Их, волюнтаристы – большевики соединили силой, присвоив им общее называние узбеки..

    Ответить
    1. миротворец

      всё верно. киргизы их до сих пор так и зовут сартами.

      Ответить