Культурное наследие чернокожих рабов

племя гаанда

Между историками долгое время ведутся споры о племенных знаках африканцев, которые они наносили на лицо. Но все они соглашаются с тем фактом, что знаки наносились для идентификации. В древней империи Йоруба такие знаки были только у рабов. По ним можно было отличить рабов одного хозяина от другого. Эти знаки предназначались не только для обычных рабов, но и для тех, кто работал в доме. Их нелегко было перепродать. В других культурах тоже клеймили рабов, но наносили клейма на закрытую часть тела, а не на лицо.

Но часть историков считает, что сначала знаки на лице появились из-за многочисленных племенных войн. Родовые знаки были результатом отчаяния. Их стали наносить коренные народы для идентификации, чтобы не быть проданными в рабство после войны. Оба эти мнения учёных о происхождении племенных знаков сходятся в том, что клейма связаны с рабством. И вторая группа учёных считается более убедительной, так как и в наше время некоторые представители африканских народов носят племенные знаки. Раса йоруба и фулани считает, что такие шрамы увеличивают красоту и придают их лицам потрясающий выразительный эффект. Нанесение шрамов стало для африканцев особым видом искусства. Эта двоякая красота притягивает и отталкивает одновременно.

Племенные знаки имеют различия. Они не одинаковы по глубине нанесения, длине и ударам. Некоторые из них состоят лишь из одной отметки, а другие могут доходить до полусотни. Представители африканских племён считают, что чем больше отметок нанесено на лицо, тем большей красотой оно обладает. Такова культура этих народов. Сейчас появилась и третья группа учёных, считающая племенные знаки особым видом лицевого искусства. Их наносят в раннем детстве, поэтому мастер не имеет права на ошибку, которую невозможно исправить. Человек с этим лицом будет ходить всю жизнь.

о происхождении племенных знаков

К расе йоруба принадлежит несколько десятков племён и групп, которые отличаются культурой и языком. Более половины представителей этих племён имеют отличительные знаки на лице. В Нигерии по этим клеймам вы легко можете распознать к какому племени принадлежит человек. Также отличен будет и язык. Знаки имеют свои названия, которые известны в мире.

Одним из таких известных знаков является Абаджа. Он расположен на обеих сторонах лица и является трёхтактным знаком. Также ударов может быть и шесть. Они наносятся на обе щеки. Удары расположены параллельно по три в виде столбцов. Немного отличается от Абаджа – Абаджа Мерин. В этом знаке не три, а четыре параллельных полосы. Абаджа Аладжбед имеет вертикальное и горизонтальное расположение по обе стороны лица. Чаще всего полосы наносятся у основания щёк.

Следующим родовым знаком будет Пеле, что означает «прямой», а также в некоторых случаях извинение. Это обще родовой признак, но в каждом племени он имеет разную длину. Пеле могут быть длинными и совсем крошечными. Некоторые Пеле наносятся от глаза до уголка рта. Этот знак африканцы считают самым красивым. Он очень популярен среди них.

Туре носят важные люди мужского пола. Это небольшие горизонтальные полоски на щеках около рта и три длинные полосы около ушей. Полос может доходить до 12 штук. Кеке (Гомбо) – это самый страшный знак для Ойо, Ибадана, Огбомосо, Эде, Иво, Осогбо, народов, проживающих в Нигерии.

Этот знак наносится от начала волосистой части головы до самого рта. Он своим видом напоминает латинскую букву L. Иногда от него идёт маленькая абаджа к носу или глазам. Гомбо является сложным экстремальным лицевым искусством, которое в некоторых случаях заканчивается плачевно. Некоторые шрамы имеют форму бус. Так делают представители племени Шилук. Для нанесения рисунка все африканские мастера используют примерно одинаковые инструменты: крючки, колючки и острые ножи. Кожа или надрезается, или полностью срезается.

Также существует версия, что наносят шрамы на лицо младенца для того, чтобы он меньше плакал. Солёные слёзы попадают в рану и раздражают младенца, поэтому он перестаёт часто плакать. Знаки на лице и теле являются признаками принадлежности к определённому племени.

Например, шрам на лбу наносит племя датога. Кроме шрамов, африканцы используют и прижигания. От них остаются круглые следы на всю жизнь. Это очень болезненный процесс. Представители племени датога считают, что прижигание оберегает ребёнка от болезней. Некоторые народности, например, племя гаанда, начинают шрамировать девочек в пятилетнем возрасте. Первые рисунки делают на животе, а через какое-то время шрамы наносят и на лицо. Другие африканские племена наносят небольшие шрамы на веки. Племя Бетамаррайб считает, что умершего до шрамирования ребенка нельзя хоронить на кладбище с другими представителями племени. Без шрамов малыш, по их понятиям, не член данного сообщества.

Узоры из шрамов говорят о многом. По ним можно определить, не только к какому племени принадлежит человек, но и какой он имеет статус, семейное положение, возраст. Если мужчина или женщина не украшены родовыми знаками, они считаются некрасивыми, и, следовательно, не привлекательными для противоположного пола. Мужчин без шрамов считают трусами, боящимися боли.

Эти виды родовых знаков являются самыми распространёнными формами. Но есть ещё специальные племенные знаки, которые предназначены для правителей и близких их родственников. Но их запрещено показывать широкой публике и рассказывать о них. Искусство племенных знаков до сих пор приветствуется в Африке. Оно продолжается и в наши дни. Это культурное наследие, хранимое потомками. Эта древняя традиция сохранилась не только в Африке, но и в Австралии, и в Новой Гвинее.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий