Попытки насаждения чужой культуры в истории

Культурный империализм

На протяжении истории европейские страны основали свои империи в Азии, Африке и Америке. Они отметились там разными способами. Появившись на чужих территориях, европейцы стали навязывать местному населению свою культуру. Опираясь на идеи европейского колониализма, завоеватели считали, что превосходят эти народы не только в военном отношении, но и в культуре. Они решили заменить низшие, по их мнению, культуры на свою собственную. Европейцы таким образом хотели «цивилизовать» отсталые народы остального мира. Это были и англичане в Индии, и французы в Алжире, и русские на своих окраинах, и немцы в странах Восточной Европы, а затем американцы и канадцы, доминирующие над другими обществами.

Британская Индия

Культурный империализм британцев в Индии желал переделать индийцев в более цивилизованных людей, а также установить контроль над ними. У Британии не было достаточного количества военных, чтобы контролировать Индию с позиции силы, поэтому они стали навязывать колониальному народу свою культуру. В этот процесс они вовлекли не только своих представителей, но и высокопоставленных индийского населения.

Важным аспектом стало развитие на этих территориях английского языка. Он стал социальным стандартом в Индии. Говорить на «королевском языке» стало престижным для индийцев. Но давалось это им довольно тяжело. Однако те, кто хотел добиться успеха, осваивали навязанный им англичанами язык. В настоящее время английский в Индии является вторым государственным языком.

Британцы внесли в индийскую культуру свой спорт. Это стало неформальным средством укрепления английского влияния. Британия хотела создать там общество, которое не будет бросать вызов власти. Постепенно индийцы начали подражать британской культуре, а британцы, в свою очередь, стали явно давать понять индийцам, что их культура является превосходящей над их цивилизацией.

Французский Алжир

Если сравнивать британский колониализм с французским, то он был относительно спокойным, имея некоторую политику невмешательства. Франция играла более активную роль в захваченных территориях. Французы имели более мощное военное присутствие в своих колониях. Они предпринимали более открытые попытки закрепить своё колониальное превосходство. Алжир стал для них полигоном для испытания своих идей превосходства. Затем они продолжили приобретать новые колонии в Африке и Азии. Алжирские территории были организованы в департаменты, которые управлялись французами.

Это было отличительной чертой от британского метода, где управляли территориями местные лидеры. Франция резко и напрямую решила сделать алжирцев французами. Алжирские мусульмане должны были принять полный французский правовой кодекс, в котором содержались положения о браке и наследовании, что шло вразрез с мусульманским правом. Алжирцы могли служить во французской армии, не имея французского гражданства. Французы всем своим видом показывали, что их культура, ценности и управление являются превосходящими. Но это только усиливало пропасть между ними и алжирцами. Они даже селились в стороне от алжирских общин.

Хотя большинство французских колонизаторов происходили из низших слоёв общества, крестьян и ремесленников, однако они всем своим видом показывали алжирцам, что они лучше них. Примером такого поселения французских колонизаторов служит город Бон.

До его оккупации французами в 1832 году, там проживало около 4 тысяч местных жителей, но с появлением французов большинство из них покинуло родные места. Алжирцев почти полностью заменили французы. Жестокие люди учили местное население правильному «цивилизованному» поведению. Своими уничижительными методами они пытались ассимилировать алжирцев в свою культуру, считая себя более развитой нацией. Они заставляли алжирцев перенять французскую культуру.

Культурный империализм

Коренные американцы

Европейцы, попав в Северную Америку, посчитали, что их культура превосходит культуру индейцев. Европейскими империями были захвачены большие территории, а затем и заселены ими. Они продвигались всё глубже на запад, занимая земли современных США и Канады. Обе эти страны стали проводить культурную ассимиляцию. Это был самый настоящий неприкрытый культурный империализм.

Европейцы лишали местное население права на их коренные территории разными ужасными методами. Они обманом принуждали местных вождей подписывать договоры о переселении.

Индейцы не осознавали, что продают за бесценок собственную землю. Индейские племена были переселены в резервации, которые существуют и в наше время. Европейцы, прибывшие в Америку, считали местное население нецивилизованным и отсталым.

В Канаде были созданы специальные школы-интернаты для обучения местных детей. Там в них ребятишек знакомили с европейской культурой. Индейцам запрещали носить национальную одежду, общаться на родном языке и молиться своим богам.

К этому процессу подключились различные миссионеры и проповедники. Они обращали местное население в христианство. Это было и в США, и в Канаде. В Америке доминирующая культура навязывалась единообразно, что имело плачевные последствия для коренных жителей.

Восточная Европа

Германия и Российская империя тоже хотели больше территорий. Россия в отличие от предыдущих стран расширяла свои владения, присоединяя соседние народы. В её состав вошли представители многих национальностей и рас. У немцев тоже была своя программа «культурной борьбы». Это позднее вылилось в две мировые войны. Ещё Отто Бисмарк пытался придать коалиции независимых государств общую «немецкую» идентичность. Националисты подхватили эту идею.

Они пытались навязать странам немецкий язык и особую религию лютеранства. Германия пыталась ассимилировать поляков, проводя свою программу «пруссификации» или «германизации». Они запрещали польский язык и католицизм, который исповедовало большинство польского населения. Таким образом немцы пытались закрепить своё превосходство. Поляки отчаянно сопротивлялись такой политике. Эти события происходили ещё в XIX веке.

В Российской империи император Николай I тоже предпринял попытку стандартизации культуры на огромных территориях. Эта программа называлась «русификацией». Русский царь пытался закрепить религиозную ортодоксальность. Он хотел сделать своих подданных послушными монарху. Это чувство прививалось и русской интеллигенции, считавшей, что их национальность выше, чем у других народов империи. Это должно было обеспечить окончательную победу русской культуры.

Итальянский захват Эфиопии

Империализм всегда был предметом национальной гордости и средством экономической эксплуатации. Италия, следуя примеру других крупных держав, в 1860 году решила построить свою империю в Эфиопии. Однако Эфиопия подобно Египту занимала особое место, так как была древней христианской страной. Также эфиопы поддерживали связи с европейскими государствами начиная со Средневековья и до наших дней, поэтому она не ассоциировалась с другими африканскими культурами, считавшиеся европейцами низшими.

Часто она подвергалась истреблению со стороны арабов-мусульман. В 1890-х годах Италия впервые попыталась захватить Эфиопию силой, но тогда эфиопам удалось разбить итальянцев. Это поражение оттолкнуло итальянское желание сделать из страны колонию. Эфиопия стала первой из африканских стран, давшей отпор европейскому империализму. Сейчас эта страна имеет статус на мировой арене, она принята в Лигу Наций. Но это сыграло важную роль в падении страны.

В 1935 году во времена правления Муссолини Италия решила вернуть себе Эфиопию. Итальянцы завладели страной в 1936 году, а Лига Наций не выступила против этого. Никто из её членов не предпринял никаких попыток остановить войну.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий