Свадьбы в Вавилоне и Месопотамии

Свадьбы в Вавилоне и Месопотамии

Очень трогательная сцена, когда отец ведет невесту к алтарю и отдает ее в руки жениха. Молодых ждут подарки. Молодых окружают родственники с обеих сторон. Они гордятся молодоженами. Так бракосочетание происходит во многих современных странах. Но как люди заключали браки в древней Месопотамии?

Некоторые обычаи месопотамских свадеб сохранились в Западной Европе. Западное общество переняло часть семейных отношений, например, свадьбу, брак, развод. Все эти аспекты были в древних Месопотамии и Вавилоне.

Сохранились древние шумерские документы до периода Селевкидов, в которых можно проследить семейные связи: отца, сына, брата, мужа. Семейные отношения начинались с предложения невесте, затем заключался брачный контракт и игралась свадьба.

Молодые могли сами выбрать, в чьём доме им жить. Также решалось, может ли супруг, при некоторых обстоятельствах, иметь вторую жену или наложницу. Когда у супругов рождались дети, то они п были под абсолютной властью отца, так как он являлся главой семейства. Также только он имел право усыновлять детей и распределять наследство. Величина этой семейной единицы в Месопотамии зависела от места её образования.

Семьи в Месопотамии были небольшими и ограниченными. Но в южных районах Вавилонии были даже кланы и племена. В более позднем периоде в Вавилоне в семейном сознании появились фамильные имена предков. Это стало нужно для идентификации рода. Первым шагом в создании семейной группы стало заключение брака. На протяжении многих веков невеста в Месопотамии не могла принимать участия в выборе супруга. Брак там рассматривался, как юридический договор.

Также через официальные процедуры проходили и разводы. О заключении брачного договора договаривались будущие муж и тесть. В контракте указывалось, кто будет получать компенсацию в случае развода. Также в договоре указывалась цена, которую жених должен был заплатить отцу невесты. Если в браке не было детей, то после смерти жены её отец должен был вернуть деньги зятю. Иногда они возвращались раньше. Отсутствие детей было единственной причиной возврата денег, которые жених ранее заплатил родителям невесты. На эти деньги мужчина мог создать новую семью.

Выйдя замуж, девушка становилась равноправным членом семьи мужа. Если супруг умирал, то она становилась женой одного из его братьев или другого близкого родственника. Если этого не происходило, то отец жены забирал её домой, а деньги и подарки возвращал семье зятя, кроме тех, которые уже были потрачены. То же самое происходило, если умирала невеста, а он или кто-нибудь из его родственников мужского пола не хотели брать в жёны её сестёр. Её отец забирал всё приданое.

После того, как стороны договорились, можно было приступать к брачной церемонии. Отец должен был доставить невесту к жениху. Если жених и невеста были свободными людьми, то жених показывал невесту свидетелям. Он произносил фразу: «Она моя жена». После этого он поливал голову жены духами и преподносил кушанья и подарки. Затем решалось, где молодая семья будет жить. Девушка определяла, где она будет жить: в доме отца или мужа. Если девушка оставалась в родном доме, то супруг должен был платить думаки. Эти деньги предназначались на содержание дома.

Свадьбы в Вавилоне и Месопотамии

Если муж умирал, то эти деньги оставались вдове. В случае, когда девушка выбирала дом мужа, она приносила туда шериггу – приданое. Шерига и подарки оставались собственностью только жены и её детей. Никто, ни муж, ни его родственники, не могли посягать на это. Кроме приданого женщина во время свадьбы получала нудинну. Этот подарок оставался с ней даже после развода. Также невесте семья жениха дарила много изделий из золота, серебра и других металлов. Все эти подарки делались во время свадебного застолья.

После свадьбы молодые супруги погружались в семейную жизнь. Часто у мужа была только одна жена, если она рожала ему детей. Но если их не было, мужчина имел право взять в жёны другую женщину или обзавестись наложницей. Бесплодие жены – это был единственный оправданный случай, когда муж мог жениться во второй раз. Наложница могла выходить на улицу только с покрытой вуалью головой. Этот закон был в Вавилоне на протяжении 5 веков. У вавилонянина не могло быть сразу двух законных жён.

Наложница в семье имела гораздо меньше прав, чем жена. Часто её выбирали из рабынь, работающих в доме. Она полностью подчинялась законной жене и всячески выказывать ей своё почтение. Так она должна была вести себя, даже если у жены не было детей. С рождением первенца вавилонянин становился главным в семье. У него была неограниченная власть. Отец имел право отдать ребёнка кредитору в качестве погашения долга. Имеются древние записи, где отец фигурирует как «владелец» своего дитя.

Также мужчина мог усыновить чужих детей. На это согласия жены не требовалось. Эти дети тоже могли получить часть наследства, если это не наносило вред законным родным сыновьям. Усыновление фиксировали свидетели. Новый ребёнок должен был сделать небольшой подарок усыновителю. Отец также мог через какое-то время отказаться от усыновлённого. Большую часть наследство обычно получал первый сын. Но также по Кодексу Хаммурапи предусматривалось и страхование приданого дочери, и расходы на свадьбу других сыновей. Часто сыновья не делили участки земли, полученные от отца, на мелкие части. Они проживали в доме родителей со своими семьями. Там же продолжала жить и вдова, получая поддержку от детей.

Таким образом, брак, свадьба, семейные отношения уходят корнями в Месопотамию и Вавилон. Месопотамцами впервые в истории был установлен семейный кодекс поведения, который, претерпевая эволюцию, существует и в наши дни.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий