Бесчинство немецких подлодок в Кольском заливе

подводную лодку вов
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ганс-Гюнтер Ланге начал морскую службу в 1937 году. Первые годы лейтенант Ланге провел на миноносце «Jaguar». В сентябре 1941 года он перешел в подводный флот и уже спустя 2 месяца в качестве первого помощника вышел на подводной лодке U-431 в патрулирование в Средиземном море. Спустя 8 месяцев боевой практики Ланге был переведен в учебную 24.U флотилию на Kommandanten-schieszliglehrgang (командирские курсы).

В сентябре 1942 года оберлейтенант Ганс-Гюнтер Ланге принял новую под-водную лодку U-711. Все последующие 11 боевых походов лодка выполнила под его командованием в арктических водах против британских и советских конвоев.

1944-й год оказался для U-711 гораздо более успешным. Конвой RA-59, вышел в море 27 апреля 1944 года, самый крупный с начала действия северного маршрута конвой из России (43 транспорта, 30 кораблей охранения, в т.ч. 6 советских).

Низкие облака и вскоре выпавший снег не позволили союзной авиации прикрыть конвой с воздуха. Впрочем, погода не помешала немецкому разведчику с помощью локатора обнаружить караван уже в конце первого дня перехода. Спустя сутки начались атаки подводных лодок. Поначалу корабли спасали акустические охранители: самонаводящиеся торпеды взрывалась за кормой. Но когда 30.04.44 во время поворота конвоя у острова Медвежий командир U-711 применил обыкновенные торпеды, ему удалось поразить «либерти» «Уильям С. Тайер» (7176брт), шедший в ордере в конце третьей колонны, номер 28F.

На его борту вместе с американской командой (43 чел.) находились экипаж эсминца «Достойный» и часть команды одной из передаваемых СССР подводной лодки (всего 166 пассажиров, из них около 80 — советские моряки). Пароход раскололся на три части. Первые две продержались на воде не более пяти минут. Третья, кормовая, несколько дольше. Оказавшиеся на ней офицеры «Достойного» Л.Д. Чулков и И.Д. Дорофеев, опасаясь повторения торпедной атаки, организовали оборону обломка судна, выставив комендоров возле орудия, и при-ступили к спасению команды. Через полчаса подошли британские эсминцы «Уайтхолл», «Уолкер» и концевой в колонне транспорт «Роберт Иден». Они подняли на борт 142 человека. К сожалению, 43 спасти не удалось. В их числе — 23 члена команды «Достойного»…

Трагический факт гибели судна может частично скрасить констатация того, что остальные лодки из групп «Доннер» («Гром») и «Кайль» успеха не добились.

Указанный конвой отвез в Англию экипажи для приема боевых кораблей. В августе 1944-го в обратном направлении двинулся конвой JW-59, включавший крупные боевые корабли, передававшиеся СССР. В их числе был линейный корабль «Архангельск» (бывший британский «Royal Sovereign», передававшийся в счет раздела итальянского флота).

После первых атак авиации и субмарин противника «Архангельск» в сопровождении миноносцев отделился от каравана, стремясь «обойти район, где была возможность встречи с неприятельскими подводными лодками». Командир советской эскадры, заместитель наркома ВМФ адмирал Г.И. Левченко, отправил в Полярный сообщение о принятии всех возможных мер по прикрытию каравана и его эскадры с советской стороны.

подводную лодку вов

Адмирал В.И. Платонов, заменявший убывшего по болезни А.Г. Головко, получил подобные требования и из Москвы. Основанием для беспокойства на уровне Ставки стал все тот же Ланге. 23 августа его лодка U-711 атаковала «Архангельск». Лишь по счастливой случайности торпеда сдетонировала недалеко от борта. В результате вторым Прином или Тизенгаузеном Ланге не стал…

Ну а адмирал В.И. Платонов в среду, 23 августа, после очередной грозной телеграммы с борта линкора и разговора по телефону с Москвой с наркомом Н.Г. Кузнецовым, отдал приказ нанести мощный бомбо-штурмовой удар по рыбачьим городкам Варде и Вадсе при входе в Варангерфьорд. Около 180 самолетов в течение нескольких минут сравняли эти поселки с землей. Погибло 59 немец-ких солдат и офицеров. Были убиты или ранены 34 норвежца, 20 советских военнопленных…

Командование успокоилось. А тем временем «Архангельск» без происшествий преодолел оставшуюся часть пути и 24 августа подошел к о. Кильдин.

После атак конвоя JW-59 немецкие подлодки вновь были отправлены в Карское море. Во второй половине июля 6 лодок группы «Грайф» («Гриф») были оснащены для проведения операций на этом участке Северного морского пути. Новое командование Подводных Сил Норвегии под руководством фрегаттен-капитана Р. Зуре на 2.08.44 направило в зону боевых действий 3 лодки, а 5 августа — еще 2. Лодка U-711 капитан-лейтенанта Ланге имела на борту группу радионаблюдения «Кентман». Но для U-711 начало этого рейда оказалось неудачным: из-за повреждения льдом ей пришлось вернуться назад, а оборудование и акустика радиоразведки передали на U-957.

Ремонт лодки U-711 был недолгим. Уже в начале сентября она вместе с U-957 она вышла из Хаммерфеста. До 16 сентября две эти лодки должны были достичь острова Белуха и пополнить припасы третьей субмарины (по обстоятельствам U-739 или U-278) для ее дальнейшего пребывания в районе боевых действий. После выполнения задания капитан-лейтенант Ланге, командир U-711, должен был продвигаться дальше на восток в со-провождении двух других лодок.

16.09.44 лодки U-711 и U-957 достигли оговоренного пункта встречи. Была проведена дозаправка в море лодки U-739. Сформированная из этих трех лодок группа направилась на восток, участвовала в перехвате советского конвоя БД-1 в проливе Вилькицкого. Успеха добились две другие подлодки завесы. На обратном пути U-957 предприняла десантную операцию в бухте Стерлигова. U-711 обеспечивала операцию со стороны моря. В ночь на 25 сентября на берег высадилась боевая группа из 25 человек. Советский пост был захвачен внезапно и 26 сентября разрушен.

Десант находился на берегу около двух суток. Были уничтожены радиостанция, запасы продовольствия, оружие, документы. В плен было взято 5 полярников, одному удалось бежать. После все три лодки направились обратно в Хаммерфест, куда прибыли между 1 и 3 октября.

Активная боевая деятельность в 1944-м отмечена награждением Ланге серебряным и золотым Подводными военными знаками. В феврале 1945 года германский подводный флот раз-вернул подводную завесу «Расмус» на пути следования конвоя JW-64. Однако действия завесы оказались малоэффективными. Тогда значительная часть немецких подводных лодок была сосредоточена в Кольском заливе. Первым конвоем, который вышел на завесу, стал БК-3 («Белое море — Кольский залив N3»), состоявший из девяти союзных транспортов.

Возле Терско-Орловского мыса транспорты взяла под охрану эскадра контр-адмирала В.А.Фокина. Мощный эскорт эсминцев и больших охотников до самого Кольского залива не позволял вражеским субмаринам приблизиться к торговым судам. Однако 14 февраля, как только БК-3 вышел на Кильдинский плес, раздались два мощных взрыва. Сначала U-711 атаковала груженный поташом «либерти» «Хорейс Грэй» (7200 брт). Затем U-968 торпедировала норвежский танкер «Норджелл». Повреждения были крайне серьезными, однако суда оставались на плаву. Из Мурманска вызвали буксиры и отвели пароходы на мелководье в ближайшие бухты.

В отчете о проводке конвоя британский контр-адмирал Р. Макгригор записал: «Германские лодки бесчинствовали у входа в Кольский залив. В то время как русские почти никаких мер не предпринимали. Не были организованы ни ночные полеты самолетов, ни специальные группы охотников, в общем, ни малейшей заботы об обороне от подводных лодок, которые хозяйничали у русских под самым носом».

Как бы подтверждая это, 17.02.45 лодка U-968 в том же районе потопила американский пароход «Томас Скотт» из конвоя RA-64, a U-711 в тот же день потопила корвет «Блюбелл», U-968 торпедировала шлюп «Ларк»…

В конце апреля 1945 года U-711 входила в состав группы «Фауст», пытавшейся преградить путь конвою JW-66. Но активность кораблей охра-нения отпугнула немецких подводников. U-711 — единственная лодка завесы, успевшая вступить в контакт с конвоем. Ланге удалось повредить торпедой паровое вооруженное рыболовное судно.

Настойчивость и боевое мастерство Ланге были вознаграждены: он — последний командир-подводник кригсмарине, награжденный дубовыми листьями к Рыцарскому кресту (29.04.45).

В 15:00 2 мая 1945-го организованное сопротивление в Берлине прекратилось. Но война продолжалась. 4.05.45 U-711 стала последней немецкой субмариной, добившейся успеха в северных водах: в этот день она пустила ко дну британскую плавучую базу «Black Watch» и танкер. Трудно сказать, понимал ли Ланге бессмысленность последних атак, скорее всего он просто продолжал выполнять приказ…

Но война есть война: после этой атаки U-711 в тот же день была потоплена самолетами британского эскортного авианосца «Trumpeter» в Норвежском море на подходах к Нарвику. Погибло 32 человека, но командир уцелел. После капитуляции Германии три месяца Ланге провел в британско-норвежском лагере для военнопленных.

В октябре 1957 года Ганс-Гюнтер Ланге вновь вернулся в германский флот — бундесмарине. Здесь он принял активное участие в воссоздании немецкого подводного флота. В течение 2 лет он командовал 1. Ubootgeschwader (1-й подводной флотилией), а с января 1964-го Ланге — командир подводных сил ФРГ.

Позже он занимал несколько штабных должностей и закончил свою морскую карьеру в 1972 году на штабной должности в Marinedivision der Nordsee («военно-морские силы Северного моря»).

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Бесчинство немецких подлодок в Кольском заливе
  1. Не надо ничего придумывать. У немцев полная статистика. На сайте http://www.uboat.net есть вся информация ( в том числе и про наши лодки). U-711 потопила всего лишь один транспорт 10 тыс тонн ( возможно у автора либерти» «Уильям С. Тайер» (7176 брт)
    Successes 1 ship sunk, total tonnage 10 GRT
    1 warship sunk, total tonnage 925 tons
    1 ship damaged, total tonnage 20 GRT
    Sunk on 4 May 1945 at Kilbotn, near Harstad, Norway, in position 68.43,7N, 16.34,6E, by bombs from Avenger and Wildcat aircraft (846, 853 and 882 Sqn FAA) of the British escort carriers HMS Searcher, HMS Trumpeter and HMS Queen. 40 dead and 12 survivors.
    Никакого бесчинства не было, за исключением каравана PQ-17 в 1942 году. Но это отдельная трагическая тема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *