Боевой путь немецкого подводника Фридриха Гуггенбергера

Гуггенбергер
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Фридрих Гуггенбергер начал свою морскую службу в подводном флоте в октябре 1939 года, в отличие от многих других известных подводников он с самого начала готовился для службы на подводных лодках. Его первой лодкой была U-28 под командованием кавалера Рыцарского креста Гюнтера Кюнке. Осенью 1940 года Гуггенбергер на U-28 участвовал в 4 походах, после командовал этой же лодкой в учебной флотилии.

В апреле 1941 года принял командование над новой подлодкой U-81 (введена в строй 26.04.41). Первые три похода U-81 были мало результативными: в Атлантике было потоплено всего 2 судна. А поход к берегам Кольского полуострова вообще чуть не стал последним для U-81: 12 июля 1941 года советский сторожевой корабль «Бриллиант» атаковал ее артиллерией. К сожалению, огонь сторожевика был неточен.

Четвертый боевой поход был связан с изменением театра боевых действий. Гуггенбергер в ноябре 1941 года провел субмарину через Гибралтарский пролив в Средиземном море.

Вскоре после прорыва через Гибралтарский пролив 13.11.41 в 15:41 лодка Гуггенбергера торпедировала английский авианосец «Ark Royal» (22600т) в 25 милях восточнее Гибралтара.

«Агк Royal» выполнял задание в западной части Средиземного моря, когда в 15:41 подвергся одновременной атаке лодок U-81 и U-205. В цель попала только одна торпеда U-81, но и этого оказалось достаточно. В результате взрыва торпеды котельное отделение правого борта сразу же было затоплено, и корабль начал быстро крениться, причем вода по дымоходам начала проникать в смежные котельные отделения, расположенные в диаметральной плоскости и по левому борту.

В течение некоторого времени корабль еще сохранял ход, но все усиливавшаяся вибрация корпуса, а также затопление помещений вынудили командира остановить машину. Сразу же по прекращении хода корабль получил крен 15°. Работа восьми водо-отливных насосов не дала должного эффекта.

Сначала крен уменьшился на два градуса, но вскоре начал опять нарастать и возрос до 20°. В 21:00 корабль был взят на буксир. В 4:30 ночи 14.11.41 началась эвакуация экипажа. Из-за крена спустить катера не удалось, и личный состав, оставляя корабль, сходил на палубу миноносца спасателя по штормтрапам. Большая часть команды покинула корабль, а оставшаяся часть вместе с офицерским составом пыталась все-таки привести аварийный корабль в Гибралтар.

Примерно через 2 часа после этого (в 6:13) авианосец перевернулся и затонул. Вся команда, за исключением одного человека, была спасена.

Гуггенбергер

Во многом успеху U-81 способствовало то, что сопротивляемость подводной защиты британского авианосца специальной постройки «Arc Royal» оказалась значительно ниже разрушающего действия немецких торпед (англичане рассчитывали, что немецкие торпеды будут заряжены 250кг взрывчатого вещества, а в «Аге Royal» попала торпеда с 400кг ВВ…).

Свою роль сыграли и неправильный расчет на остойчивость авианосца, и нехватка водоотливных средств. Борьба за живучесть корабля была организована плохо. Основное внимание командира корабля сразу же после взрыва было сосредоточено на спасении личного состава. Оставшаяся на корабле небольшая часть личного состава при недостатке водоотливных средств не смогла добиться спасения корабля.

После Гуггенбергер совершил еще 6 успешных патрулирований в Средиземном море. Среди его весомых успехов было, например, повреждение торпедой британского линкора «Малайя» из состава Гибралтарской эскадры («эскадра Н»), В начале 1943 года Гуггенбергер был переведен на штабную работу и 3 месяца служил при штабе Деница.

В мае 1943 года Гуггенбергер принял командование лодкой U-513, но вскоре был потоплен самолетами американского авианосца в бразильских водах (к этому времени боевой счет Гуггенбергера составлял 10 потопленных судов общим водоизмещением 68424брт + 1 авианосец). Тяжело раненый Гуггенбергер и еще 6 членов его экипажа в течение суток носились по волнам в спасательной лодке, прежде чем их принял на борт американский крейсер «Barnegate».

После операции и длительного времени, проведенного в госпитале, в январе 1944 года он был переведен в лагерь для военнопленных «Рарадо Park» недалеко от Феникса, штата Аризона. Отсюда за день до Рождества 1944 года был совершен один из самых дерзких побегов из лагерей США.

Это был весьма представительный побег! Вместе с Гуггенбергером в побеге участвовало еще 24 содержавшихся в лагере подводников, включая кавалеров Рыцарского креста капитан-лейтенанта Ганса Вернера Крауса и капитан-лейтенанта Августа Мауса. Гуггенбергер и командир под-лодки U-595 капитан-лейтенант Юрген Квайт-Фаслем были схвачены 6 января 1945 года всего в 6 километрах от мексиканской границы. Гуггенбергер был освобожден из плена в августе 1946 года.

После войны он стал архитектором, но в 1956 году вновь вернулся на службу в германский военно-морской флот (бундесмарине). После обучения в Naval War College в Нью-Порте (США), в течение 4 лет он в чине контрадмирала служил в штабе командования НАТО (группа AFNORTH). В октябре 1972 года Фридрих Гуггенбергер вышел в отставку.

13 мая 1988 года он направился на прогулку в лес и не вернулся. Объявленный розыск в течение двух лет не дал никаких результатов, и дело сдали в архив. Причина исчезновения Ф. Гуггенбергера так и осталась тайной.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *