Бои “МиГов” против “Миражей”

миг-17

Одним из регионов, где «двадцать первые» освоились как рыба в воде, стал Ближний Восток. Вот уже треть века, с перерывами, МиГ-21 ВВС различных арабских государств сражаются с самолетами израильской авиации, иногда отвлекаясь на участие в различных внутри арабских «разборках».

Крещение огнем «двадцать первые» здесь прошли в первой половине шестидесятых годов, в ходе серии боевых столкновений на израильско-сирийском пограничье, объединенных под общим названием «война за воду». В то время израильтяне вели работу по сооружению ирригационного канала, связывающего пограничную реку Иордан с южными районами страны. Сирийцы, понимая всю жизненную важность данного сооружения для враждебного соседа, не останавливались ни перед чем для срыва строительства. Поэтому вдоль границы неоднократно вспыхивали бои с участием артиллерии, танков, авиации, обе стороны засылали в расположение друг друга диверсантов.

Один из инцидентов

Вспыхнул 13 ноября, начавшись с обычной артиллерийской перестрелки, которая разрослась до таких масштабов, что израильтяне вынуждены были бросить на подавление огня противника авиацию. В три часа пополудни по сирийским позициям бомбами и напалмовыми баками последовательно прошлись «Вотуры», «Мистеры» и «Супер-мистеры», прикрываемые «Миражами». Сирийцы решили воспрепятствовать действиям авиации противника, и вскоре над полем боя появилась тройка МиГ-21. Итоги встречи неясны: арабы утверждают, что их летчикам удалось сбить «Мираж», израильтяне же, не признав потери, заявили, что они повредили один МиГ. Согласно некоторым данным, сирийцы, не заметив присутствия «Миражей», боя не приняли и ушли. Как бы там ни было, но ближневосточный дебют МиГ-21 состоялся.

Вторично «двадцать первые» столкнулись с противником почти через три года, 14 июля 1966 г. В тот день четверка «Мистеров» (по другим данным — «Вотуров») нанесла удар возмездия по сирийским позициям в ответ на совершенный накануне рейд противника на израильскую территорию. Вылетевшая по тревоге четверка МиГ-21 перехватила нападавших и сбила один самолет на выходе израильтян из атаки. На помощь своим пришла четверка «Миражей» и в воздушном бою над Тивериадским озером капитан И. Агмон сбил один МиГ, летчик которого удачно катапультировался. Сирийцы же, со своей стороны, заявили об уничтожении двух «Миражей». Естественно, израильтяне этого не подтвердили, хотя вполне вероятно, что упомянутые машины получили повреждения.

Следующее столкновение произошло 15 августа того же года, и вновь выстрелы звучали вокруг Тивериадского озера. Согласно данным наблюдателей ООН, израильский патрульный катер обстрелял сирийские позиции и сам попал под ответный огонь, наскочив при этом на мель. Пытаясь его добить, над озером появилась четверка МиГ-17, прикрываемая парой МиГ-21. В дело вмешались два «Миража» и быстро расправились с одним из «семнадцатых», отправив его на дно водоема. Затем началось преследование «двадцать первых», один из которых разбился на своей территории.

Израильская версия несколько отличается от ООН-овской: принимали участие три «Миража», ничего не говорится о «семнадцатых», один из МиГ-21 был сбит огнем катерников, другой — летчиками «Миражей». Час спустя вновь «заговорила» артиллерия, а в воздухе опять встретились «Миражи» и МиГи. На сей раз стороны ни побед, ни потерь не имели. Между тем орудия гремели уже по всей линии границы, а в небе произошел очередной воздушный бой: четверка «Миражей» схватилась с четверкой же МиГ-21, сбив одного из них. Самолет упал вновь на сирийской территории. Через некоторое время произошел еще один бой, и сирийцы недосчитались еще трех МиГ-21. Во всех случаях, как сообщала пресса, сирийские летчики со сбитых машин не успевали применить оружие, и все они погибли. Израильтяне все победы одержали, ведя огонь из пушек.

Одним словом, арабы потерпели серьезное поражение в воздухе, а командование ВВС Израиля смогло накануне решающих событий устроить своим летчикам «генеральную репетицию» и проверить боеспособность одного из своих главных противников. Генерал Э. Вейцман имел все основания быть довольным своими подчиненными.

Прежде чем окунуться в бурные события июня 1967 г., вновь вернемся в лето 1966г. 16 августа произошло событие, которое, как можно полагать, явилось заключительным аккордом в операции, подготовленной МОССАД (израильская разведслужба): в Израиль на МиГ-21 перелетел иракский летчик Манир Радфа. Дезертир не стал затем скрываться по странам мира, а получив 300 тыс. долларов, остался жить в Израиле под охраной спецслужб. Самолет был перекрашен в израильские цвета и получил опознавательные знаки ВВС страны. На него был нанесен бортовой номер 007: имелся в виду Джеймс Бонд, знаменитый агент 007. Так израильтяне отдали должное заслугам своих «бойцов невидимого фронта».

Не хуже «Миража»

Бесценное приобретение не оставалось лишь в качестве натурного экспоната: самолет был всесторонне изучен и облетан израильскими летчиками-испытателями, а также многими строевыми летчиками.

мираж

На нем был проведен ряд учебных воздушных боев с самолетами разных типов, состоявших на вооружении ВВС Израиля, что дало неоценимые результаты при подготовке к грядущим боям. МиГ-21 получил израильтян достаточно высокую оценку, была отмечена его более высокая, по сравнению с «Мираж-Ш», тяг вооруженность, что обеспечивало ему лучшие разгонные характеристики. По единодушному мнению израильтян, МиГ-21 был, по крайней мере, не хуже «Миража». В прессе отмечалось, что израильские летчики в ходе испытательных полетов разгоняли самолет до скорости 1,7 М, хотя МиГ-21 спокойно мог достигать 2 М: израильтяне боялись потерять машину на более высоких скоростных режимах.

Позже самолет был предоставлен на время американцам для изучения. Те не преминули воспользоваться предоставленной возможностью. В настоящее же время МиГ-21 находится в музее ВВС Израиля.

Иракцы сразу же по дипломатическим каналам потребовали у израильтян вернуть самолет, но те отказали, мотивируя это тем, что Багдад с первого дня создания еврейского государства не признал его и находится в состоянии войны с ним.

Горечь пилюли усугубилась тем, что СССР решил после данного инцидента приостановить поставки вооружения в Ирак: понятное дело, когда техника теряется в боях, но если уж секретный самолет «на блюдечке с голубой каемочкой» преподносится вероятному противнику. Сначала, товарищи иракцы, займитесь наведением должного порядка в своих рядах!

Поставки были возобновлены лишь в следующем году.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Алекс Мин

    рождённый ползать на верблюде не способен быть птицей..

    Ответить
  2. Val

    Имею вопрос к девочко-редактору: вы, вообще, интернетом пользоваться умеете? Статья о Миг-21 и Мираж-3, а на фото – МиГ-15 и Мираж-2000 никакого отношения к изложенному не имеющие. Природная тупость, леность или пренебрежение читателями?

    Ответить
  3. Алексей

    Мираж-3 лишь чуть-чуть уступал МиГу-21 в тяговооруженности, но значительно превосходил его на виражах, благодаря гораздо меньшей нагрузке на крыло. Впоследствии, у советских летчиков в Египте появилась даже поговорка: “Увидел Мираж, не используй вираж”. Кроме того, у Миража была гораздо лучше управляемость на больших скоростях. У Миража также был значительно больший радиус действия и больше боевая (бомбовая) нагрузка, что делало его более полезным боевым самолетом. Вопреки тому, что сказано в статье, израильтяне считали Мираж-3 гораздо лучшим самолетом, чем МиГ-21. Хотя, самое важное для исхода воздушных боев, это опыт и подготовка летчиков. Это гораздо важнее, чем небольшое превосходство того или иного самолета в ЛТХ. А вот получить в свои руки чужой самолет, это важно. Заполучив МиГ-21, израильтяне провели с ним серию учебных воздушных боев и выработали тактику воздушного боя, используя слабые стороны МиГа и сильные стороны Миража.

    Ответить
    1. Ruslan

      Ой да ладно спец нашелся тут изировский

      Ответить