Десант против басмачей

бой с басмачами

Когда говорят о воздушных десантах, то нужно различать по способу приземления, какие это десанты: парашютные, посадочные или смешанные — парашютно-посадочные.

Самыми сложными по своей подготовке и выполнению являются парашютные воздушные десанты. Здесь требуются, во-первых, отобранные по принципу годности к парашютно-десантной службе и хорошо обученные люди и, во-вторых, большое количество различной воздушно-десантной и боевой техники.

Посадочные воздушные десанты не требуют большой специальной подготовки людей и техники. Для их проведения используются обычные полевые войска и пассажирские или транспортные самолеты. На предварительную подготовку личного состава посадочного десанта затрачивается ограниченное время, необходимое лишь для тренировки войск в посадке и выгрузке из самолетов и планеров.

Впервые практически посадочный воздушный десант был дважды применен в конце двадцатых годов, когда отдельные отряды Красной Армии вели борьбу с басмаческими бандами, проникшими на советскую территорию из-за рубежа.

Первый раз — это было в 1928 году — наше командование на трех пассажирских самолетах высадило в Каракумской пустыне группу разведчиков с тремя пулеметами. Разведчики должны были установить местонахождение басмачей. Выполнив задание, разведчики на этих же самолетах вернулись на свой аэродром.

Второй раз — в апреле 1929 года — посадочный воздушный десант был значительно крупнее первого. Он состоял из 45 человек с четырьмя пулеметами. Для переброски десанта использовались пять пассажирских самолетов.

Применение такого десанта обусловливалось обстановкой, сложившейся в тот период. А обстановка была такова.

13 апреля 1929 года банда басмачей, сформированная в Северном Афганистане, вступила на территорию Советского Таджикистана. Она имела задачу разрушить пути сообщения с Памиром, захватить город Гарм и укрепиться в Гармском районе. Вслед за этим передовым отрядом в Алайскую и Ферганскую долины должны были вторгнуться более сильные банды.

22 апреля передовой отряд басмачей, насчитывавший около 450 человек, захватив несколько пограничных пунктов, стал продвигаться в направлении Гарма. Чтобы не допустить захвата города бандитами, было срочно сформировано два кавалерийских отряда, которые форсированным маршем направились к району действий басмачей. Однако им предстояло преодолеть не только расстояние около двухсот километров без дорог, но и ледяной перевал. Конники могли прийти слишком поздно. Самолетом в Гарм было переброшено тридцать винтовок для вооружения местных советских и партийных работников. Но без активной помощи со стороны они все равно долго не продержались бы. Быстро оказать помощь городу, разгромить банду могли только десантники, переброшенные по воздуху.

бой с басмачами

Утром 23 апреля высадившиеся из первых двух самолетов пять десантников, узнав, что половина города уже занята басмачами, решили немедленно их атаковать, не дожидаясь высадки всего десанта.

Раздобыв в ближайшем кишлаке лошадей, они атаковали город с двух направлений. С одной стороны в город ворвались военком и командир взвода с пулеметом, с другой — комбриг с остальными командирами и двумя пулеметами. Почти одновременно они открыли по басмачам сильный огонь. Басмачи не ожидали появления пулеметчиков. Они решили, что к городу подошли регулярные части Красной Армии, и среди них началась паника.

К комбригу несколько позже подоспели еще 40 десантников, которые на захваченных у противника лошадях начали преследовать басмачей. Подошедшие с разных направлений в район Гарма конные отряды быстро решили участь банды.

Так внезапность появления и решительные действия небольшой группы десантников помогли разгромить крупную банду басмачей.

По существу, это и были первые посадочные воздушные десанты, примененные в боевой обстановке. Но не всегда и не во всех условиях можно посадить самолет и высадить из него вооруженных солдат, особенно на необорудованное поле, да еще вблизи от противника. Вот почему было обращено особое внимание на парашюты, как на важное средство доставки на землю бойцов, вооружения и грузов.

Что касается первых посадочных воздушных десантов, то организация и проведение их позволили сделать некоторые выводы для будущего, более широкого применения воздушных десантов.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий