Подводная лодка типа VII

немецкая подлодка
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (20 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...

Германская подводная лодка типа VII является уникальным кораблём по многим показателям. Строилась она в период 1936-1945 годов, закончено постройкой 718 таких субмарин и еще некоторая часть осталась на верфях к маю 1945 года. Никакой подводный корабль никогда не строился в таких количествах. Для сравнения — в конце войны подводный флот Англии и США вместе взятый состоял из 410 кораблей.

История создания этих лодок длительна и весьма любопытна. В 1916 году на верфи «Германия» в Киле под руководством главного немецкого подводного конструктора профессора Ханса Техеля разработан проект средней подводной лодки под номером «44». Этот проект послужил основой для постройки целой серии подводных лодок, получивших в кайзеровском флоте наименование UB III. Корабль вобрал в себя бесценный опыт первых лет войны и считался в свое время если не лучшим в мире, то одним из лучших. Опыт первых лет войны выразился в требовании германского морского командования к новостроящимся лодкам: время погружения — одна минута. У UB III этот показатель составлял 30-40 секунд — абсолютный рекорд для того времени.

В 1917-1918 годах по проекту UB III заложено 15 серий лодок общим количеством 202 единицы. 85 из них (UB 48-UB 132) вступили в строй, последняя — 132-я за три месяца до окончания войны. 116 единиц (UB 133-UB 249), особенно — последних серий (X-XV), так и остались на стапелях.

Именно на лодку типа UB III (UB 68) получил в 1918 году назначение командиром первый вахтенный офицер (старший помощник) с U 39 обер-лейтенант Карл Дёниц — вероятно это имя не требуется комментировать для любителей морской. С лодкой этого же типа — UB 65 — связана полумистическая история о регулярном появлении на борту субмарины призрака погибшего офицера. Надо отметить, что лодки одной серии отличались от другой весьма незначительно. Водоизмещение 640-660 тонн подводное, ширина 5,8-6 метров, скорость хода 12-13 узлов над и 7-8 под водой. Вооружение — 4 Носовых и 1 кормовой торпедных аппарата, 1 орудие 88- или 105-мм калибра. Дальность плавания 3500-4000 миль, экипаж 34 человека.

Конечно, лодки типа «семь» отличались по тактико-техническим характеристикам от UB III, но преемственность этих кораблей по приведенным цифрам очевидна.

После окончания воины страны-побелительницы запретили Германии иметь и строить подворные лодки. Однако уже в 1922 году в Голландии открылось конструкторское бюро по кораблестроению «N. V. Ingenieurrskantoor voor Scheepsbouw», или сокращенно IvS. По «случайному» совпадению в Голландской конторе под одной крышей собрались все тот же профессор Техель и его 40 ближайших сотрудников. Любопытно, что IvS работало до 1945 года, несмотря на оккупацию Голландии немцами еще с 1940 года. Новая фирма объявила, что берет работу по проектированию подводных лодок для любой страны, а так же технический надзор за строительством кораблей по этим проектам.

Финансировал фирму еще один «коренной голландец» Густав Круппфон Болен-унд-Гальдбах, «по совместительству» — «пушечный король» Германии, а представитель германского флота сразу «прописался» в инженерной конторе постоянно. Много заказчиков, конечно, не находилось, но финансирование позволяло на вполне легальной основе продолжить работу по обобщению опыта минувшей войны.

В 1929 году в Испании на верфи «Эчивариетта-и-Ларинга» заложили подводную лодку по проекту IvS и строили ее до 1932 года. Называли корабль то Е-1, то просто «Эчивариетта». Строительство широко рекламировали, в Испанию для ознакомления приезжали специалисты многих стран. Тогда-то СССР и заказал проект лодки среднего водоизмещения. Созданный в 1931-1932 годах проект Е-2 не совсем удовлетворил заказчиков и частично был переработан советскими инженерами. Тем не менее строившиеся лодки до 1937 года имели литер «Н» (немецкая) и только потом получили индекс «С», который в разных источниках именуют то «Сталинец», то «Средняя». Таким образом наши «Сталинцы» имеют общих родственников с немецкой «семеркой», да и внешне они похожи.

Построенная Е-1 в 1934 году продана в Турцию и названа «Gur». Параллельно с испанской версией отрабатывалась и финская. 30 октября 1927 года парламент Финляндии принял «Морской закон», по которому флот имел право построить три средние подводные лодки. Специалисты IvS хорошо знали о планах финнов и не вылезали из этой страны с 1926 года. Они вместе с заказчиками разработали тактико-технические требования на новые корабли.

Финны хотели иметь среднюю подводную лодку в минно-торпедном варианте с ограниченным запасом топлива для действий на Балтике, достаточно скоростную, маневренную и, по возможности, недорогую. Работа завершилась созданием проекта PU 89. Он сочетал в себе лучшие черты UB III и непостроенной лодки UF, помноженные на послевоенный опыт и технологию. Это была как бы «двоюродная сестра» будущей «семерки». Основное отличие финской модели: по два торпедных аппарата в носу и корме, система свободно затопляемых минных шахт (кстати, потом аналогичную систему применили на лодке типа YIID) и запас топлива всего 20 тонн. (Минимальный запас на лодках VIIA — 67 тонн). Сдаточные испытания проводили специалисты IvS, причем все офицерские должности занимали ветераны Первой Мировой.

Разработка финских лодок, испанский опыт и широкие испытания позволили обосновать концепцию новой подводной лодки для будущего германского флота. Основой должна стать средняя субмарина — высокоманевренная, мореходная, технологичная, т.е. сравнительно дешевая и быстростроящаяся. Средняя стоимость лодки — около 5 миллионов марок (для сравнения — американская лодка стоила так же 5 миллионов, но долларов, что существенно дороже).

Основное назначение — действий против транспортных судов в открытом море и ближнем океанском районе. Разработку тактико-технического задания на будущий корабль взяли на себя военные моряки, или Отдел экспериментального судостроения Министерства Обороны (MVB, Motorenversuchboot). Разработкой проекта корабля занялась уже другая организация. Еще в период Веймарской республики в Берлине начала работать фирма под ничего не значащим названием «Mentor Bilanz», переименованная в 1928 году в «Igewit» (Ingenieurs Buro fur Wirtshaft und Technik GmBH — Инженерное бюро по экономике и технике). Технический отдел этой организации и занялся разработкой технического проекта лодок типов II и VII.

Работы возглавил инженер Фридрих Шефер, впоследствии один из ведущих немецких конструкторов подлодок. К 1934 году в Германию вернулись многие инженеры, работавшие за границей и тогда в Бремене организовали филиал IvS при верфи «Deschimag». Задачей этого Подразделения была разработка рабочего проекта лодки типа VII и техническое сопровождена строительства.

18 июля 1935 года Англия заключила с Германией морское соглашение, по которому немцы получили право снова иметь подводные лодки общим тоннажем 45 % от английских. Большая подготовительная работа дала свои плоды. Заказанные заранее, в апреле 1934 года первые шесть лодок типа VII А смогли заложить быстро: первую — U 27 11.1 1.35, вторую — U 28 4.12.35, а всю первую серию целиком — к марту 1936 года. Строились корабли, конечно, на верфи «Дешимаг». За счет отработанности проекта первая лодка спущена на воду 24.6.1936 года, т.е. немногим более чем через семь месяцев, в большой степени готовности и вступила в строй 12.8.1936.

немецкая подлодка

Причем авторитет немецкого подводного кораблестроения был настолько высок, что, хотя перерыв в строительстве составил много лет, сразу последовали и экспортные заказы: в июне 1936 года — четыре субмарины для Турции по проекту фирмы IvS, в июне 1937 года — две субмарины модифицированного типа II для Китая, в октябре 1938 года — 2 субмарины типа IID для Югославии. Последним зарубежным заказом стал заказ Болгарией в июне 1939 года верфи «Германия» в Киле 3 лодок именно типа VII (конечно, выполнить его не успели и в сентябре 1940 года аннулировали).

Первые 10 лодок — U 27-U 36 — типа VII А имели характерные чёрты, присущие всем «семеркам», особенно — топливные цистерны вне прочного корпуса, которые булями нависали на корпус в районе ватерлинии, такая конструктивная особенность позволила серии к серии увеличивать запас топлива. Как уже упоминалось, лодки серии А имели запас топлива 67 тонн, зато серия Б при увеличении длины корпуса на 2 метра могла принять 108 тонн и за счет более мощных дизелей развивала большую скорость хода, лодка серии С удлинена еще на метр, а запас топлива возрос до 114 тонн. Глубина погружения гарантировалась верфью до 100 метров, критической считалось 250 но оказалось, что лодки выдерживают глубину погружения до 280.

Прочный корпус собирался из листов толщиной 18, 5 мм, а на последней модели лодки VIIC/41 для увеличений глубины погружения — из 21-22 мм. Субмарина уходила под воду за 25-35 секунд. С конструктивной точки зрения «семерка» не являлась чем-то уникальным, как, например, лодка XXI типа. Достаточно обычная полуторакорпусная лодка, разделенная на 6 отсеков. В проекте встречались интересные инженерные решения: например, чтобы уменьшить высоту корпуса, трюмный электрик не ходил между аккумуляторными батареями, а ездил, лежа на спине, на специальной тележке: оригинально была устроена система искротушения выхлопа дизеля (ее потом впрямую заимствовали советские конструкторы). Все системы работали на гидравлике, причем применялся негорючий состав с большим содержанием мылообразной жидкости, это позволяло обеспечивать высокие характеристики и пожарную безопасность (не в пример системам наших атомоходов, приводивших к объемным пожарам).

Тем не менее, хотя особо уникального в конструкции не было, лодка полностью отвечала своему назначению. Это была субмарина-солдат. Конечно, нельзя сказать, что лодка не имела недостатков. В частности, слабым местом была плохая сопротивляемость взрывам глубинных бомб фундаментов дизелей, на больших глубинах частенько происходило просачивание воды по трубопроводам за счет неудачно сконструированных захлопок клапанов. Очень тяжелыми были бытовые условия на лодках. Кроме приготовления пищи пресную воду выдавали только для чистки зубов. На Лодках имелись опреснители, но выработка 1 литра пресной воды требовала 111 грамм топлива, и часто командиры оставляли топливо для дизелей, а не для опреснителей. Подводники очень страдали от различных кожных заболеваний, и их лечили универсальным средством — ихтиоловой мазью.

Несмотря на все отрицательные стороны, лодки типа VII и их экипажи являлись весьма грозной силой.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
3 комментариев на тему “Подводная лодка типа VII
  1. Нацизм -детище всей Европы, в первую очередь Великобритании и его появление вызвано только одним — уничтожение России. Только выпустить джина из бутылки очень легко, а джину всё равно кто его выпустил. Вот это стратеги Европы не просчитатали в угаре ненависти к России и чуть за это не поплатились.

    1. Кто о чем, а вшивый все про баню. Статья — военно-техническая, не политическая. А ты так чешешься, не остановить. Т.е. будет статься, например, про реактивный двигатель для Мессершмитта 262, а ты про коварного Черчилля. Совсем от просмотра зомбоящика крыша уехала?

  2. Наци сделали ставку на подводный флот и проиграли. За годы второй мировой они построили 900 с лишком подлодок из которых не вернулись домой почти 90%. Вывод: субмарины — оружие ненадежное и несут гибель самим хозяевам. От самолетов нет у них защиты. Сейчас они может быть безопаснее, но что делать с общими психозами и сумасшествием экипажа при длительном плавании. Теперь моря и океаны хорошо прослушиваются электронными приборами. В общем перспективы низкие у подводного флота

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *