Похмелье на Руси и способы борьбы с ним

Похмелье на Руси и способы борьбы с ним
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ох, тяжело проходят новогодние праздники, которые традиционно сопровождаются обильными возлияниями. И хотя они вроде как связаны с Рождеством, но более напоминают жертвоприношения языческому Бахусу. Однако с традициями трудно что-либо поделать. Одной из порождаемых этим процессом проблем является состояние похмелья. Тут надо отметить, что состояние это имеет различную природу.

Для преобладающей части населения это просто разновидность отравления ядом, которым в данном случае является алкоголь, потребленный в повышенной дозировке. И сопутствуют ему обычные для отравления симптомы – головная боль, тошнота, слабость, скачки в сердцебиении и конечно, мысли: «а что вчера было?», «чтобы я так ещё когда-нибудь» и т.п. В таких случаях даже простой взгляд на алкоголь вызывает отвращение.

Другое дело, когда похмелье является формой алкогольной зависимости, при которой как раз наоборот способом его преодоления является продолжение банкета. И в таком случае это может продолжаться очень долго с тяжкими последствиями.

Похмелье как проблема имеет давние корни. Многие авторы средневековья употребляли термин «Язя квасная» — плохое состояния, вызываемое неумеренным потреблением квасного продукта, который представлял собой обычную брагу. На Руси не знали крепких напитков, до которых дошел со временем прогресс цивилизации.

Пили, конечно, вино, но оно было привозным и не для всех доступным продуктом. Наиболее популярными были «квасы» и «меды» на различной основе, которые имели крепость до 15-20 %. Поскольку об очистке их речь в то время даже и не шла, они содержали огромное количество сивушных масел, обеспечивающих массу неприятных ощущений по утрам. Были даже специальные молитвы против похмелья, хотя конечно церковь, которая именовала пьянство безусловным злом, призывала не столько молиться от похмелья, сколько не пить (этот рецепт, кстати, и на сегодняшний день самый действенный). И чем далее, тем более болезнь прогрессировала, приводя иногда даже к тяжелым политическим последствиям.

По некоторым данным именно похмелье после массовых пьянок было важной причиной тяжелых поражений русских войск от татар на р. Пьяне в 1377 году и под Суздалем в 1445 году.

Глава старообрядцев протопоп Аввакум, боровшийся с реформой патриарха Никона в XVII веке, обвинял ее сторонников из среды священства кроме прочего в повальном пьянстве в самых живых красках. Да и в официальных решениях церковных соборов XVI-XVII вв. постоянно говорится о пьянстве священников и монахов.

Народное творчество тоже не обошло вниманием эту проблему, создав ряд сатирических повестей в то же время – «Служба кабаку», «Повесть о бражнике». Это не случайность, поскольку с XVI века в широкое употребление входит, наконец, наше всё – водка, а вместе с ней и более серьезные похмельные последствия.

Как же с этим явлением боролись?

Пока бодрящие напитки были относительно слабенькими и похмельный синдром, несмотря на его неприятность, не требовал серьёзного противодействия. Использовались настои из лекарственных трав, или просто страдающему подносили для нюха свеженарезанного луку – и все проходило. Но с появлением перегонных продуктов похмелье требовало более тяжеловооруженного подхода. Вошли в обиход различные рассолы, восстанавливающие солевой баланс, особо приготовленные узвары – настои из специально подобранных компонентов – зверобоя, пустырника, шиповника. И все это желательно в комплексе.

Неплохой результат давали кислые продукты: кислые капустные щи, пользовавшиеся популярностью на Руси, кисломолочные продукты — наследие монголо-татарского ига. Помимо этого ходили в баню, где алкогольные пары выгонялись парами водяными. Иногда, конечно, по принципу «лечить подобное подобным» употребляли пару рюмок водки, но тут была немалая опасность, что двумя рюмками дело не ограничится. Но как альтернативный вариант можно использовать легкие напитки, чтобы преодолеть последствия крепких – настойки меда, хмеля, мяты, полыни которые содержат определенную долю транквилизаторов и позволяют укрепить организм в борьбе с похмельным синдромом.

Хорошо способствует этому также известный с глубокой древности отвар овса. Насыщенная жирами пища, несомненно, способствует победе над похмельем, и в древности особенно хорошо эту роль исполняли различного рода мясные бульоны и несравненная жирная наваристая уха. Такую же роль исполняет традиционный русских холодец. Подобная пища выполняет роль как защитную для желудка, так и выводящую токсины. В этом же качестве использовались различного рода комбинации с сырыми яйцами.

Иногда можно встретить свидетельства о способах весьма экзотических, якобы практиковавшихся на Руси. Например, настойка на клопах, использование ежовой мочи и тому подобное, однако ручаться за действенность и безвредность этих рецептов никак нельзя. Разве что, как способ вызывания отвращения к употреблению алкоголя в принципе.

В настоящее время все чаще прибегают к медикаментозным способам избавления от похмелья. Мало того, что они далеко не всегда приносят облегчение, так еще и можно получить от них немалый вред.

Похмелье на Руси и способы борьбы с нимБольшая часть различных таблеток от головной боли или так называемых «антипохмелинов» содержат аспирин, кофеин, которые нагружают печень и без того измученную борьбой с алкоголем. Так что может быть стоит вернуться к старым испытанным дедовским способам. Хотя при этом нужно сказать, что еще не изобретено лучшего метода борьбы с похмельем как в древности так и сейчас, который можно описать коротко – не пить. Но пока это из области фантастики, недаром именно из-за традиционной склонности к питию Русь (по легенде) не перешла в ислам.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *