Чем занимались на Руси зимой?

Чем занимались на Руси зимой?

Земледелие, составлявшее основу экономики на Руси, было ярко выраженным сезонным занятием.

В отличие, например, от Китая, где им можно было заниматься чуть ли не круглогодично, русское земледелие отличалось буквально авральной интенсивностью в летнее время и бездеятельностью зимой в силу особенностей климатических условий. Но бездеятельность в самом земледелии не означала безделия русских крестьян, хотя конечно, по сравнению с летними полевыми работами зима выглядела каникулами.

Зима – это время ремесел. Крестьяне, пользуясь свободным от полевых работ временем, изготавливали новые и ремонтировали старые орудия труда.

Вообще, преобладает работа с древесиной. Это помимо обязательной заготовки дров в зимнее время. Из дерева изготавливается новая посуда, предметы домашнего быта – сундуки, лары, столы, стулья и прочая мебель. Идет починка и изготовление грабель, заготовок под топорища, косовища. Причем, это была не просто рутинная работа.

Нередко такие изделия были произведениями искусства и тонкой работой. Каждый крестьянин умел плотничать, но некоторые вещи были весьма сложные и требовали высокой квалификации.

Например, изготовления такого сложного и при этом необходимого инструмента как прялка. Требовалось умение в подборке материала, способах его подготовки, точности в обработки деталей. Прялка была уникальной вещью и индивидуальной для каждой женщины. В семейных трудах самое активное участие принимали и дети, для которых это было время получения необходимых в будущем трудовых навыков.

Многие крестьяне использовали зимнее время для подработок. Мужчины брали какие-то заказы по изготовлению, например, мебели. Или отправлялись куда-нибудь артелью на заработки, обычно на плотницкие и строительные работы. Устраивались рабочими на мануфактуры, нанимались на строительство дорог и мостов. Женщин брали заказы по рукоделию. В эпоху крепостного права эта работа позволяла собрать деньги на оброк.

Зима – это время развлечений и праздников.

Сверхинтенсивная работа в земледельческий сезон требовал отдыха и расслабления, что было возможно только в зимнее время. Никольский праздник был репетицией перед настоящими празднествами, которые начинаются с Рождества – 25 декабря.

Начинаются святки, которые тянутся две недели до Крещения. Поскольку световой день был коротким, и трудовая деятельность заканчивалась рано, вечера были посвящены разнообразным развлечениям. Традиционными были вечерние посиделки, где рассказывали разнообразные были и небылицы. Участвовали в них как молодежь, так и пожилые, которые и являлись главными хранителями всевозможных баек.

Рассказчики, знавшие их и умевшие интересно подать, собирали немалую аудиторию и очень уважались. Молодежь развлекалась гаданиями.

Особенно это было характерно для девушек, гадавших на женихов. Пережитком былого язычества было колядование – веселье, сопровождавшееся песнями, шалостями. По улицам ходили ряженные – молодежь, переодетая в зверей или во что угодно. Они стучались в дома, выпрашивая подарки, сладости. Отказывать колядовщикам было нельзя.

Жадным могли и пакости сделать, да и вообще – отношение в деревне будет нехорошим. Но и, кроме того, отказ угостить ряженных мог принести несчастье. А щедрые дары, наоборот, сулили удачу. Поэтому ряженным перепадали нередко не только всякая мелочь, но и деньги.

Вся суть этого праздника не менялась со времен язычества – расслабиться после тяжелых работ, постных дней (это после принятия христианства). Церковь всего этого не одобряла, но поделать ничего не могла.

Чем занимались на Руси зимой?

Зима это время торговли и ярмарок. Причем самое удобное время, поскольку открывались санные пути, куда более удобные, чем летние разбитые дороги. Да и в санях больше товара можно отвезти, чем в телеге.

Кроме того, собраны все продукты земледельческого труда и полученные излишки везут на продажу. Обычно на несколько деревень устраивались ярмарки, где торговля сочеталась с безудержным весельем. В основном продавали съестные припасы, скот, ремесленные изделия.

Ярмарочные дни тоже фактически являлись праздниками. Крестьяне надевали свои лучшие наряды и всей семьей шли на ярмарку. Далеко не всегда там что-то покупали. Большинство лишь для детей покупали сладости. И конечно щедрый муж какой-нибудь наряд жене или дочерям.

На ярмарках происходили всевозможные зрелища, выступали скоморохи, устраивались соревнования, ставились столбы с подвешенными на вершине призами, достававшимися тем, кто вскарабкается до самого верха. Но изюминкой почти всегда были кулачные бои – этакие гладиаторские побоища, где сходились лучшие бойцы разных деревень. Надо сказать, что поскольку никаких защитных приспособлений не было, часто дело кончалось травматизмом, а иногда и смертельными случаями.

Зима, как ни странно, время заготовок. Обычно их делают летом, но кое-что приходилось на зимнее время. В частности, это изготовление квасов, пива – продукты брожения ржаного зерна. Обычно этот процесс приурочивался к 19 декабря – Николиному дню, когда напитки пробовались на празднике. Даже протекавший в это время Рождественский пост не останавливал тех, кто желал «наниколиться» – напиться пивом допьяна. Изготовление этих напитков – еще один способ заработать.

Особенностью времяпровождения крестьян в то время являлся коллективизм, что в занятиях, что в развлечениях. Во всяких ремесленных работах, рукоделиях вместе пели песни, рассказывали сказки. Так и тяжелая и нудная работа протекала быстро.

Поэтому, когда говорят, что русский крестьянин традиционно ленив, с этим не стоит соглашаться. Просто в зимнее время резко менялся профиль его труда, хотя свободного времени и правда было больше. Можно сказать, что зимой существенно менялся режим жизни крестьянина. Но это не означает, что он бездельничал или только развлекался.

Понятное дело, что все это меньше касалось людей, не связанных с сельским хозяйством, где разница в занятиях летом и зимой не слишком отличалась.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий