Применение авиации в гражданских войнах

МиГ-21

С 1982 года на севере Шри-Ланки идет ожесточенная война между правительственными войсками и вооруженными формированиями организации ТОТИ (Тигры освобождения Тамил-Илама), борющейся за создание тамильского государства.

Основная задача

Ланкийские ВВС с самого начала были вовлечены в боевые действия, однако не имели соответствующей матчасти: по данным западной печати, их основной задачей перед войной была перевозка туристов. Затем на вооружение поступили учебно-боевые SIAISF-260W, нашедшие применение в качестве легких штурмовиков. Несмотря на малую боевую нагрузку, они на первых порах в какой-то мере удовлетворяли летчиков. С появлением у «тигров» крупнокалиберных пулеметов резко возросла опасность атак с высот менее 2000 м, вскоре были потеряны два самолета.

Для бомбометания с большей высоты привлекались транспортные J-8 (китайский аналог Ан-12), с которых через открытую заднюю часть фюзеляжа сбрасывались бомбы местного производства. Точность была при этом никудышней, а надежность самодельных боеприпасов оставляла желать лучшего: в результате самовзрыва такой бомбы был потерян один из самолетов.

Неудивительно, что ланкийское правительство заинтересовано было в приобретении более серьезной техники. Так в начале 90-х в ВВС Шри-Ланки появились закупленные в КНР F-7, из которых была сформирована 5-я эскадрилья, насчитывавшая в середине 1993 года четыре F-7, один учебно-боевой FT-7 и два FT-5 (учебно-боевые модификации МиГ-17 китайского производства).

Часть базируется на авиабазе Катанаике и может достаточно быстро реагировать на вызовы наземных войск, находясь всего в 10 мин. полета от г. Джафна — административного центра района боев. Для действий против объектов «тигров» F-7 берут либо по четыре 150-кг авиабомбы (SF260 — всего две по 63 кг), либо НУРС.

Большая скорость полета, по мнению летчиков, является надежной защитой против пулеметного огня при работе с малой высоты. Однако наземные части F-7 не очень устраивают: большая скорость отрицательно влияет на точность применения оружия, самолеты слишком мало находятся над целью, что недостаточно для организации должного взаимодействия.

Борьба с легкими самолетами

Была попытка привлечь F-7 для борьбы с судоходством противника через Полкский пролив, однако «тигры» осуществляли морскую связь с материком на надувных катерах, которые являются слишком малой целью для обнаружения и уничтожения их на высокоскоростном МиГе.

FT-7

Главной задачей 5-й АЭ являлась борьба с легкими самолетами, которые, как полагало ланкийское командование, с индийской территории вторгались в воздушное пространство страны, доставляя сепаратистам различные грузы. Тем не менее, F-7 по-прежнему привлекаются и к действиям по наземным объектам. В апреле 1996 года истребители были временно отстранены от выполнения боевых вылетов ввиду имевших место случаев внешних под крыльевых пилонов.

Судан свои МиГ-21, как советского, так и китайского производства в первую очередь использует в ходе боевых действий войны с южными повстанцами, продолжающейся с перерывами вот уже с начала шестидесятых годов. Самолеты применяются для нанесения ударов по скоплениям живой силы и военной техники южан, элементам инфраструктуры, да и просто населенным пунктам, имеющим несчастье находиться в зоне боев.

Иногда налеты совершались и на технику международных благотворительных организаций, ООН и пр., доставлявших гуманитарную помощь мирному населению, страдающему от ужасов войны. Так, в один из дней конца мая—начала июня 1989 года в южносуданском аэропорту Торрит был атакован группой МиГ-21 «неустановленной принадлежности» «Трансаль» бунде люфтваффе, доставивший в Южный Судан партию продовольствия и медикаментов.

После этого инцидента западные немцы решили приостановить полеты в опасный регион: жизнь и здоровье своих датчиков — не предмет риска. А кроме суданских МиГов в данном районе летать больше было некому.

Усиление ПВО антиправительственных формирований, в первую очередь за счет ПЗРК различных лилов, создало проблемы для беспрепятственной работы суданской авиации, которая начала терять самолеты. Среди них и МиГ-21 не вернувшийся из боевого вылета 21 июля 1992 года.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий