Производство танков в блокадном Ленинграде

Производство танков в блокадном Ленинграде

В то время вражеские снаряды все чаще рвались в цехах завода, а на рубежах, непосредственно примыкающих к заводской территории, в боях участвовали и опытные танки. Среди них и Т-50, вернувшийся вскоре на завод для ремонта после полученных повреждений, опытные Т-28 и другие машины. Таких танков, по свидетельству бывшего старшего военпреда А. Ф. Шпитанова, успели подготовить к бою 20 единиц. Все они были укомплектованы экипажами из заводских специалистов, некоторые из них действовали в составе боевых танковых частей.

На подступах к Ленинграду один за другим создавались оборонительные рубежи с долговременными сооружениями — дотами. Кировский завод оснащал их специальными капонирными пушками Л-17 76-мм калибра. Монтаж этих пушек в огневых точках и обучение артиллеристов возлагались на специальные бригады инженеров и рабочих. Их возглавляли сотрудники СКБ-2 Н. В. Курин, К. Н. Ильин, Г. Н. Москвин. Работая в непосредственной близости от фронта, эти инженеры установили десятки пушек Л-17 и обучили немало прибывших из города новичков-артиллеристов.

Подхлестываемые призывами фюрера, немецко-фашистские полчища рвались к Ленинграду. Зачем? Что им было нужно от трехмиллионного города? На этот вопрос можно найти ответ в дневнике начальника штаба немецко-фашистской армии генерала Ф. Гальдера:

«…Непоколебимое решение фюрера сравнять Ленинградце землей, чтобы полностью избавиться от населения».

Этот людоедский план осуществлялся с дьявольской последовательностью. В сентябре 1941 года город начала душить блокадная петля. Настало время для широкомасштабной эвакуации специалистов-танкостроителей на Урал.

Переброска сложного хозяйства конструкторского бюро на Урал производилась в несколько этапов. Первый эшелон с оборудованием и выделенными для его сопровождения инженерами, конструкторами, рабочими отправился из Ленин¬града в конце июня 1941 года. Люди считали, что едут в командировку помочь наладить производство тяжелых танков и вернуться. Даже зимних вещей не брали, думая, что до осени враг будет безусловно разгромлен.

Первую группу эвакуированных возглавил Н. Л. Духов. Он взял с собой некоторые образцы боевых машин, модели и чертежи новых разработок, отливки деталей корпуса и башни КВ-220, который предполагалось выпускать в Челябинске. По прибытии на место Духов возглавил танковое конструкторское бюро на Челябинском тракторном заводе.

С первых дней работы в Челябинске ленинградские танко-строители столкнулись с рядом трудностей. Если в Ленинграде на заводе существовало свое артиллерийское производство и вооружение танка не вызывало особых вопросов, то на Урале многое из этой области превращалось в трудноразрешимые проблемы. Именно поэтому вскоре пришлось заменить ленинградскую пушку в танке КВ на серийно выпускавшуюся на Урале 76-мм пушку конструктора В. Г. Грабина ЗИС-5, благо она подходила по габаритам. Вместо привычных опорных катков с внутренней амортизацией пришлось использовать цельностальные катки. Вместо бронзовых втулок в детали подвески ставили чугунные. Выполняя пожелания воевавших танкистов, лобовой лист танка усилили 20-мм экраном.

А военная обстановка вокруг Ленинграда становилась все более напряженной, и правительство требовало ускорить эвакуацию оборудования и рабочих основных предприятий. Для организации этих работ в Ленинград приезжали В. М. Молотов и Г. М. Маленков. Для вывоза оборудования и рабочих задействовали 12 313 вагонов…

С последними эшелонами с Кировского завода удалось отправить 525 станков, йо тут железнодорожную магистраль перекрыли. Это случилось в 14 часов 29 августа 1941 года. Для блокированного города оставался еще путь по воде через Ладогу и по Неве. Речники успели загрузить около 260 барж с оборудованием и сырьем, но после выхода немецких войск к реке у села Ивановское этот путь оказался отрезан. Все грузы перегрузили на железнодорожные платформы и продвигали к Ладожскому озеру, где уже строились подъездные пути и причалы. Здесь грузы переваливали на суда и через озеро под бомбежками перевозили на противоположный берег. Учитывая сложность перевозок через бурное по-осеннему озеро, Комитет Обороны привлек к этому делу известного флотского специалиста адмирала И. С. Исакова.

Производство танков в блокадном Ленинграде«Посмотрев папку с распоряжениями ГКО (Государственного Комитета Обороны) и объяснительными записками директора Кировского завода,— писал в своих воспоминаниях адмирал,— я высказал удивление масштабами операции. В конце того же дня на заседании под председательством К. Е. Ворошилова было принято решение: организовать переброску через Ладожское озеро станков, приспособлений, заготовок — всего необходимого для производства танков КВ».

Тем временем остававшиеся в Ленинграде конструкторы, инженеры, рабочие СКБ-2, преодолевая невзгоды быта блокированного города, вели жизнь воинов переднего края. С сентября по ноябрь 1941 года нормы выдачи продовольствия снижались пять раз. В результате рабочие стали получать по 250 г хлеба с минимальным количеством мяса и крупы, а остальное население — 125 г хлеба. Наступили ранние холода, жилые дома не отапливались, прекратил действовать водопровод, погасло электричество. Люди быстро слабели, теряли работоспособность, а наиболее слабые начали умирать. Но ни артиллерийские обстрелы, ни голод, ни холод не нарушили организованности ленинградцев. При бездействующем городском транспорте они шли пешком на заводы, становились к станкам, занимали места за чертёжными досками и рабочими столами, ни на день не прекращая трудовой деятельности.

Продолжая свой рассказ, адмирал И. С. Исаков писал:

«Кировцы, самоотверженно работая, демонтировали и доставляли станки по Ириновской железной дороге. Передвижение оборудования к урезу воды производилось самыми примитивными средствами — при помощи лямок и обрезков труб в качестве катков…»

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий