Вo время боев на Карельском перешейке нашим ремонтникам не раз приходилось вытаскивать из-под огня подбитые на поле боя танки. Делали это боевыми машинами, совершенно не приспособленными для такой работы. Более целесообразно было бы создать специальную ремонтно-эвакуационную машину, и Ж. Я. Котин, в инициативном порядке, к этой работе приступил.
Старшим инженером проекта он назначил одного из самых опытных конструкторов Н. В. Халкиопова. За основу взяли хорошо показавшее себя в эксплуатации шасси танка КВ, сохранив его мощное бронирование. Вместо орудийной башни поставили бронированную кабину для экипажа со смотровыми приборами. С помощью вмонтированной в корпус лебедки и оригинального такелажного оборудования экипаж тягача мог ремонтировать поврежденные танки прямо на поле боя, а при необходимости эвакуировать их.
Проект 30-тонной машины был закончен в 1940 году. Однако командование бронетанковых войск не оценило по достоинству эту разработку. Только поэтому в начавшейся вскоре Великой Отечественной войне наши танкисты не имели этой машины. Специальные танковые тягачи появились на фронте только в 1944 году, а могли быть готовы к началу войны…
Тем не менее боевой опыт, приобретенный в ходе советско- финляндской войны, послужил развитию не только военного искусства, но и военной техники. В пороховом дыму линии Маннергейма развеялись многие сомнения относительно того, иметь или не иметь тяжелые танки.
Теперь всем стало ясно, что тяжелые танки, предназначенные для прорыва вражеских укреплений, армии нужны, вопрос стоял лишь о том, какую конструкцию следует избрать.
Вопрос этот в пользу танка КВ был решен во время показа лучших образцов бронетанковой техники в Кремле 17 марта 1940 года. С особым интересом осматривали там тяжелый танк КВ, побывавший в бою на Карельском перешейке, на его броне остались следы вражеских снарядов.
Не удовлетворившись этим, в те же дни под Москвой танк KВ испытывали обстрелом. И здесь броня выстояла. Лишь одним снарядом, залетевшим в стык между корпусом и башней КВ, заклинило башню.
В то время, когда проходили эти испытания, войска армий наших вероятных противников не располагали еще достаточно мощными противотанковыми пушками. Так, например, пушки немецких танков T-III и T-IV с расстояния в 100 м бронебойным снарядом могли пробить броню толщиной не более 31 мм. 45-мм броня «тридцатьчетверок» была им недоступна, что же было говорить о 75-мм броне тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, ставших уже серийными машинами Кировского завода!
Между тем завод продолжал выпуск танка Т-28 и конструкторы СКБ-2 усиленно занимались его модернизацией. Весной 1940 года, совместно с артиллерийским КБ конструктора В. Г. Грабина, кировцы сделали попытку вооружить танк Т-28 пушкой калибра 85 мм. Более трех месяцев велись опытные работы, пока в тесном боевом отделении удалось поместить грабинскую пушку Ф-39, увеличив, естественно, размеры танковой башни. Испытания прошли настолько успешно, что конструкторы тут же решили поставить такую пушку в тяжелый танк КВ-1, где боевое отделение было побольше и потому проблем не возникало. Задачу эту решили успешно, о чем есть свидетельство самого В. Г. Грабина. В своих воспоминаниях он писал:
«Очень хорошо встала новая пушка на место 76-мм Ф-32. Постреляли — результаты радовали… К сожалению, вопрос о вооружении танков КВ новыми 85-мм пушками конструкции В. Г. Грабина ушел в инстанции и… там почил. К нему вернулись только в 1943 году.»
Модернизация танка Т-28 между тем шла по многим направлениям. Поскольку слабым местом серийных танков оставалась ходовая часть машины, Ж. Я. Котин еще в 1937 году подписал чертежи подвески, основанной на спиральных пружинах. Но возникшие сложности в их изготовлении не позволили тогда перейти на новую подвеску. В 1938 году на танке Т-28 в третий раз заменили основное орудие: вместо пушки КТ-28 поставили новую танковую пушку Л-10, тоже Кировского завода, с длиной ствола 26 калибров.
В 1939 году в кормовой нише орудийной башни установили пулемет, названный конструкторами «ворошиловским», поскольку сделали это по его приказу. Начиная с осени 1939 года танк выпускался с бронированными экранами. Благодаря им толщина лобовой брони доводилась до 50—80 мм, а бортовой — до 40 мм. Но и масса машины при этом увеличилась на 7 т по сравнению с танком 1932 года, когда эту модель впервые приняли на вооружение. Но развитие противотанкового вооружения требовало более радикальных мер по усилению броневой защиты танков.
Полумеры, вроде экранировки, уже не могли поправить положения. Поэтому в 1940 году, когда усилия конструкторского коллектива были сосредоточены на создании новых моделей тяжелых танков, Т-28 был снят с вооружения. За восемь лет выпуска таких танков было изготовлено 503, причем 411 из них к началу Великой Отечественной войны находились в войсках. Опыт, накопленный конструкторами и танкостроителями Кировского завода в процессе производства и модернизации столь сложных машин, оказался очень полезным для дальнейших разработок.
Все конструкторские силы, высвободившиеся от забот по модернизации танка Т-28, главный конструктор направил на доводку основной модели танка КВ. Испытательные пробеги проводились по маршруту, проложенному по шоссейным дорогам, проселкам, целине между Красным Селом, Кипенью и Русско-Высоцким. Лучшие заводские водители танков К. И. Ковш, В. М. Ляшко, В. И. Игнатьев, П. И. Петров, К. В. Трифонов и другие водили машины по 12 часов в сутки, днем и ночью, нарабатывая рекордные километражи. Так, например, машина инженера-испытателя С. М. Касавина с водителем К. И. Ковшом с 14 по 27 июня 1940 года прошла 1500 км.
В ходе испытаний, естественно, выявились недостатки. Основным дефектом ходовой части была признана малая надежность катков. На одной машине, например, вышли из строя три левых, два правых катка и оба передних. Оказалась недостаточной прочность гусениц и торсионных валов. Не совсем надежно работала коробка передач. Давал перебои дизельный двигатель. Все эти недостатки устранялись в ходе испытаний.
Громоздкий неуклюжий танк был принят только потому, что назывался КВ т.е. Клим Ворошилов – все вранье и подхалимаж. Никуда не годился, сжигал уйму топлива, высота 3 с лишним метра не давала никакой маскировки, хоть и была непробиваемой для немецких пушек, но и сама особенно никого не могла подбить из-за низкой скорости и мелкого орудия 76 мм. Их бросали на поле боя десятками и сотнями потому, что ни вывести, ни заправить не могли. Косность военкомов великих кавалеристов Ворошилова и Буденного не дала развития не только танкостроению, но и самолетостроению перед войной. Они делали упор только на кавалерию.
Хренов диванный иксперд
Все танки советские были полное УГ-читайте нормальных историков,а не лизоблюдов
Ты не вап, а “перд” Как же тогда немчуре вонючей с их по-твоему превосходными танками еще в 41-м по едалу настучали? Молчи уж, козел драный!
Как бы КВ в боевых условиях был даже лучше 34, в плане надежности, он уступал только в мобильности, 34 ломались чаще, но их было проще производить. Нехорошую славу заработал КВ 2, который не мог ворочать башней при наклоне рельефа и была перегружена трансмиссия. Губило все не опытность командиров и экипажа, не умевших использовать потенциал машин
Просто можно свихнуться от тех, кто пишет “иксперд”, видимо хотел писать “эксперт”, но не вышло. Учите великий и могучий русский язык как следует, заодно историю, логику, экономику и много чего еще. Почитайте Виктора Астафьева, который писал: не было хуже Красной армии. Самая подлая, самая трусливая была Красная армия. Вот что он писал об армии в начале войны. Танки КВ были сняты с вооружения почти сразу после первых столкновений с нацистами. Все враки об их боеспособности.
Чмом дешевым твой сраный астафьев был. Как премии да спец паек литераторский получал, так Красная армия нормальной была, а как Перестройка – так мясом закидали.
мляяя, вот ужо знаток нашёлся.Оставшиеся КВ прослужили почти до конца войны.Дед моего кореша начинал воевать на БТ, горев дважды, и раз пять на них был подбит, потом на КВ и на ИСах.Весь в медалях и постоянно в школу приглашался на 9 мая.Так вот , на КВ он считал было самое удачное у него время службы и больше всего он на своих именно КВ уничтожил противника.
танки КВ-1 модернизировались до КВ-1С, производились до появления танков ИС, т.е. до осени 1943 года … в армии использовались и в 1944 году … и как это такая трусливая и подлая армия смогла дойти от Волги и Кавказа до середины Европы? А?
не важно как .Для этих важно, что подлая и всё!