Противник был рядом

Противник был рядом

С первых месяцев войны североморцы надежно защищали свои морские коммуникации. Мурманский и Архангельский порты смогли успешно выполнять фронтовые задачи. Северным путем прошел 1471 караван. Более трех с половиной тысяч раз корабли флота выходили в море, обеспечивая проводку советских транспортов.

Не одну тысячу вылетов совершила авиация флота, прикрывая караваны судов с воздуха. Кроме того, североморцы охраняли корабли наших союзников, доставлявших грузы из Англии и США в советские порты.

Путь конвоев из Исландии до Мурманска и Архангельска занимал десять-двенадцать суток. В течение всего длительного рейса конвои не имели даже возможности зайти в порт, чтобы укрыться от океанских штормов или устранить повреждения, возникшие во время перехода.

Командующий немецкими военно-морскими силами гросс-адмирал Редер в начале 1942 года заявил: «Решительные меры с нашей стороны сорвут перевозки северным путем грузов из Англии в Советский Союз». Это была не словесная бравада. Это одна из основных задач в плане наступления немцев в летне-осенней кампании 1942 года.

Для большей безопасности кораблей на внешних коммуникациях путь конвоев был разделен на две зоны. От Англии через Исландию до острова Медвежий транспорты сопровождали корабли военно-морского флота Великобритании. Дальше суда союзников шли под охраной подводных лодок, надводных кораблей и самолетов Северного флота. По распоряжению Военного совета в конвой включались наиболее боеспособные корабли.

В первых числах марта 1942 года на перехват кораблей союзников вышли линкор «Тирпиц» и три фашистских эсминца. Получив эти сведения, Военный совет флота направил на охрану подводные лодки К-23, Д-З, С-102, Щ-402,

Североморцы уже заняли боевые позиции, когда «Тирпиц» по неизвестным причинам повернул назад в Норвежские шхеры.

В этом походе на подводной лодке Щ-402 сложилась трудная, непредвиденная обстановка. Лодка заняла исходную позицию. Командир капитан 3-го ранга Н. Г. Столбов, как обычно, приказал замерить соляр в цистернах. Приборы показали, что весь соляр уже израсходован.

Противник был рядом

Противник был рядом, и нашей лодке пришлось лечь в дрейф в 30 милях к северо-востоку от мыса Нордкап. Где взять топливо? Как спасти экипаж и корабль? Ведь Щ-402 отделяли от базы сотни миль. Выход нашли мотористы. Они смешали машинное масло с керосином. Но так как цистерна не была связана с топливной магистралью, решили через сточный солярный бачок заливать масло ведрами. Моряки, не теряя присутствия духа, работали у дизелей. Но кончилось и масло. А лодка была все еще далеко от базы. Тогда на помощь боевым друзьям поспешил экипаж лодки К-21.

Крупная зыбь не позволяла кораблям сблизиться. Тогда на борту К-21 присоединили один конец шланга к пожарному рожку, а другой протянули через входной люк в дизельный отсек Щ-402. Трудное испытание выдержал экипаж лодки Щ-402. И эти несколько часов еще крепче сплотили коллектив.

Преодолев все опасности, лодка Щ-402 благополучно пришла к родным берегам.

22 марта 1942 года эсминец попал в сильный шторм. Шквальный ветер кренил корабль до сорока восьми градусов. Под напором волн в районе верхней палубы образовалась трещина. На цистернах с котельной водой лопнули заклепки. Шторм сорвал вентиляционные трубы и вьюшки на полубаке.

Старшина дальномерщиков В. Селиванов и визирщик П. Петухов, обвязавшись пеньковым тросом, направились на полубак. Огромные волны обрушивались на верхнюю палубу, грозили смыть за борт отчаянных моряков. Бесконечно долгими были для них эти два десятка шагов по знакомой палубе. Пробравшись к вентиляционным трубам, Селиванов и Петухов намертво прикрепили их и вернулись в кубрик.

«Гремящий» смог пробиться к английскому конвою, который 24 марта успешно завершил свой рейс в Кольском заливе.

А через три дня «Гремящий» снова отправился встречать транспорты союзников. Он шел вместе с эсминцем «Сокрушительный», английским эсминцем «Орби» и четырьмя тральщиками.

В Норвежском море на караван напали немецкие подводные лодки и самолеты. Узнав, что враг под боком, английское командование приняло странное решение: часть кораблей охранения должна была повернуть обратно.

Погода резко ухудшалась. Море штормило. Снежные заряды сводили видимость почти до нуля. Ранним утром наши корабли подошли к конвою, точнее к его оставшейся части. Крейсер «Орби» отправился на поиски остальных транспортов. «Сокрушительный» и «Гремящий» присоединились к охранению, идя противолодочным зигзагом справа от конвоя. Слева шел английский крейсер «Тринидад».

Вскоре стало ясно, что в море находились не только подводные лодки противника — на конвой обрушились три немецких эсминца. Завязался бой. Один вражеский эсминец затонул в самом начале сражения, на втором возник пожар, а третий, с поврежденной машиной, скрылся. Серьезное повреждение получил и английский крейсер. «Тринидад» в сопровождении двух английских эсминцев взял курс на Мурманск.

Остаток пути конвой прошел без потерь, хотя еще не раз пришлось встретиться с немецкими подлодками. В один из таких моментов минер «Гремящего» старшина 2-й статьи П. Осипов сбросил двадцать одну глубинную бомбу. Наконец, раздался взрыв — на воде расплылись круги соляра. Подводная лодка противника была потоплена.

Летом 1942 года борьба за безопасность плавания на внешних коммуникациях носила чрезвычайно острый характер. Гитлеровцы предпринимали все, чтобы блокировать союзные транспорты на пути в советские порты.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий