Спасти родной корабль

спасти родной корабль

В сентябре 1942 года «Гремящий», «Сокрушительный», «Куйбышев» и «Урицкий» сопровождали большой караван союзников из Арктики в Архангельск. Недалеко от мыса Канин Нос конвой атаковали гитлеровские подводные лодки. Затем — шестьдесят самолетов, в том числе двухмоторные торпедоносцы.

Зенитчики «Гремящего» и на этот раз оказались на высоте. Немцы недосчитались одиннадцати самолетов, а конвой благополучно закончил дальний рейс.

Не одну тысячу миль прошел «Гремящий», охраняя транспорты. За это время моряки сбили четырнадцать и повредили двенадцать немецких самолетов. Боевые заслуги эсминца получили высокую оценку — 1 марта 1943 года «Гремящий» стал гвардейским кораблем. А вскоре после этого звание Героя Советского Союза было присвоено командиру эсминца А. И. Гурину.

Но к радости побед примешивалась порой горечь утрат. 20 ноября 1942 года погиб эскадренный миноносец «Сокрушительный». Во время одиннадцатибалльного шторма оторвало кормовую часть корабля. К месту катастрофы поспешили три советских эсминца.

Моряки «Куйбышева» сняли с гибнувшего корабля 179 членов экипажа. 11 человек с «Сокрушительного» перешли на борт эсминца «Урицкий».

Погода ухудшалась с каждой минутой.

В страшной круговерти снега и воды невозможно было продолжать спасательные работы. А ждать прояснения эсминцы не могли: кончался запас топлива. Морякам пришлось покинуть гибнущий корабль.

На «Сокрушительном» осталось лишь пятнадцать членов экипажа. До последнего момента боролись они за живучесть корабля. Возглавляли группу командир БЧ-3 старший лейтенант Г. Е. Лекарев и заместитель командира БЧ-5 по политической части старший лейтенант И. А. Владимиров.

спасти родной корабль

Последовал приказ Лекарева: — Заступить на вахту!

Моряки разошлись по своим постам. Каждый из них был готов в эти трагические минуты пожертвовать своей жизнью, но спасти родной корабль.

Матрос Костин, выполняя приказ, работал в ледяной воде. Боцман коммунист Сидельников больше суток не уходил с полубака, организуя спасение людей. Как ни трудно было бороться с разбушевавшейся стихией, моряки не теряли самообладания. Спасти «Сокрушительный» не удалось. Старшие лейтенанты Г. Е. Лекарев и И. А. Владимиров выполнили до конца свой долг и погибли в море на боевом посту, спасая людей и корабль.

В октябре 1942 года в Полярный Северным морским путем пришли из Владивостока лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Много трудностей преодолели моряки-тихоокеанцы на пути в 5600 миль, особенно в арктических водах. Переход военных кораблей в ледовых торосах обеспечивали три ледокола под руководством опытнейшего полярного капитана Владимира Ивановича Воронина.

По прибытии корабли сразу же включились в боевую жизнь Северного флота.Они бдительно охраняли от гитлеровцев внутренние и внешние морские коммуникации.

Важную работу выполняли на северных морских путях воздушные разведчики. Каждый день летали они над морем, выискивали врага, наводили на цель наши надводные и подводные корабли, а порой и сами уничтожали противника. Летчики постоянно вели ледовую разведку в Арктике, следили за появлением в наших водах вражеских мин. Только летом 1942 года они обнаружили на подступах к Кольскому заливу шесть минных полей и тридцать пять одиночных мин.

Летчики Северного флота часто вступали в поединки с немецкими подводными лодками, когда необходимо было усилить противолодочную оборону наших и союзных конвоев.

10 июля 1942 года майор В. Н. Андреев со штурманом А. И. Кузиным и стрелком-радистом Е. Черновым вылетел в море.

Экипаж гидросамолета должен был встретить приближавшийся к советским берегам караван.

Самолет удалялся на север. Летел он совсем низко, в полсотни метров от воды. Вскоре летчики заметили на горизонте дым, а затем мачты и трубы транспортов. Наконец-то караван обнаружен. Самолет набрал высоту. Теперь Андреев летел на разведку маршрута, по которому должен был идти караван. Неожиданно он заметил на поверхности воды гитлеровскую подводную лодку. Когда до нее осталось километров пять, подлодка стала быстро погружаться. Летчики сбросили несколько фугасных бомб, но не попали. Через час лодка снова всплыла. И снова ее засекли наши летчики. У немцев сдали нервы. Они проиграли в этом необычном поединке с экипажем советского самолета — лодка вынуждена была отказаться от охоты за союзным транспортом в этом районе.

В сентябре 1942 года над морем барражировал самолет лейтенанта В. Гладилина. Видимость была отличной. Штурман лейтенант П. Кривошей первым заметил на горизонте силуэт вражеской подводной лодки. Самолет заходил на атаку с солнечной стороны, и гитлеровцы не сразу заметили его. Гладилин набрал необходимую для бомбометания высоту, штурман произвел расчеты. Лодка стала спешно погружаться, но было поздно.

Самолет прошел над боевой рубкой в тот момент, когда она только скрылась под водой. Бомбы легли точно в цель. После взрыва вверх взметнулись высокие фонтаны воды. Ночью радиопеленгаторы нашей станции перехватили три радиограммы с немецкой подводной лодки. Потеряв ход, она просила помощи.

Рано утром к аэронавигационной бомбе, сброшенной с самолета, подошел сторожевой корабль «Гроза». Гидроакустики установили, что лодка находилась на том же месте. Североморцы сбросили серию глубинных бомб. На поверхности появились масло, соляр, спасательные круги, доски…

Надводные корабли, самолеты морской авиации и подводные лодки Северного флота надежно защищали свои коммуникации. Морской путь, связывающий Мурманск и Архангельск с английскими портами, успешно функционировал на протяжении всей войны.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий