Золотая Орда и славяне

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.

В. Ключевский

В сентябре 1980 года советский народ с большой помпой отмечал 600-летие Куликовской битвы. Ни один журнал или газета не остались в стороне от этого события, важного для русской истории. Но, прежде чем начать рассказ о событиях Куликова поля, необходимо сделать несколько наблюдений, потому что битва 1380 года является итогом большого исторического процесса, происходившего в течение нескольких веков.

Если мы бросим общий взгляд на средневековую историю Восточной Европы, сначала вынуждены будем обратить внимание на сложные и противоречивые отношения и борьбу между собой двух суперэтносов — тюрков и славян.

Во-первых, после распада Великой Болгарии Кубрат хана в степях Восточной Европы остается только одно государство, созданное тюрками. Это Хазарский каганат. Борьба между Хазарским каганатом и Киевской Русью оканчивается победой князя Святослава в 965 году.

Во-вторых, с конца X века (с 990 года) начинается отчаянная борьба между Киевской Русью и союзом печенегов, проникших в степи Восточной Европы. Но вскоре эта борьба прекращается. Дело в том, что в начале XI века кыпчаки, отделившись от Кимакского каганата, направляются на запад. Они проникают в степи, где хозяйничали печенеги. Начинается борьба за место под солнцем. Сильные и многочисленные кыпчакские племена вытесняют печенегов из восточноевропейских степей и вынуждают тех отступить на запад — в придунайские степи.

В-третьих, занявшие место печенегов кыпчаки в свою очередь начинают борьбу с Киевской Русью (в 1061 году князь Всеволод был разбит кыпчаками). Борьба продолжается довольно долго и только в период правления сильного князя Владимира Мономаха (умер в 1125 году) активность кыпчакских племен несколько спадает.

Кыпчакские племена

Русские князья в междоусобной борьбе часто привлекают кыпчакские племена и ловко используют их в своих интересах. Они женят своих сыновей на дочерях высокопоставленных кыпчаков — так завязываются семейные отношения и появляется кумовство. Несмотря на это, между тюрками — кыпчаками и русскими сохраняются напряженные отношения. (Например, походы русских князей против кыпчаков в 1168, 1182, 1184, 1202, 1205 годах говорят как раз об этом). Такая непрекращающаяся борьба объясняется тем, что степняки-кыпчаки совершают на русских князей постоянные нападения и неожиданные вылазки. Кыпчаки живут неорганизованно. Они занимают сторону то одного, то другого князя и участвуют во многих столкновениях.

Кыпчакские племенаЕсли в это время русские князья ведут соперничество, чтобы занять «золотой киевский стол», то есть взойти на главный трон в славном граде Киеве, то среди кыпчаков не возникает идея объединения, накопления сил и на этой основе организации чего-то вроде своей государственности. Поэтому у кыпчаков, в середине XI века со всей мощью ворвавшихся в степи Восточной Европы, не рождается общая идея, которая бы послужила им объединяющим началом.

Они сражаются с кем попало, служат кому попало, и каждый хан заботится лишь о своих интересах. И естественно, в такой обстановке их первоначальная мощная энергетика растрачивается даром и без пользы для себя. Надо сказать, что в этот период в степях Восточной Европы тюркский массив намного увеличивается, и это обстоятельство еще будет играть положительную роль во время образования Золотой Орды.

Основание Золотой Орды

В 1223 году в степи Восточной Европы врывается монгольская армия, и с этого времени для обитающих здесь этносов наступает пора больших испытаний и изменений. В первом бою на реке Калка против врага выступает объединенная русско-кыпчакская армия. Но монголы сражение выигрывают. По мнению историка Ризаэтдина Фахретдина, «через Дербентский проход в восточноевропейские степи Джучи хан (сын Чингиз хана) прорвался для того, чтобы вступить в союз с тюрками-кыпчаками.

Но из-за подстрекательства русских князей кыпчаки и горцы выступили против армии Джучи хана (1223 год, битва на Калке). Надо сказать, в самый ответственный момент русские полки покинули поле боя, и по этой причине кыпчаки потерпели поражение, а их племенной союз распался» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. — Казань, 1996. — С.75-76).

Действительно, это похоже на правду, потому что монголы перед началом боя, послав к кыпчакам человека, пытались тех уговорить не вступать в бой, мотивируя это тем, что монголы и кыпчаки — братья по крови. Это нашло отражение и в источниках.

Возвращаясь с калкинского сражения, монгольское войско вступает и на земли Волжской Булгарии, расположенной несколько в стороне от степи, но здесь оно потерпело поражение от булгар; около четырех тысяч человек спаслось бегством. А еще через тринадцать лет большое монгольское войско, переправившись через реку Яик, начинает завоевание государств Восточной Европы.

Так, в 1236 году была завоевана Волжская Булгария, в 1237 году — Рязань, Москва и Владимирское княжество. Через два года в руках монголов оказывается славный своими золочеными куполами город Киев, затем монгольская армия захватывает Галицию, Волынь, Польшу, Силезию, Моравию, Венгрию, а в 1242 году доходит даже до стен Вены.

После грозных походов в 1243 году в степном Поволжье образовался Джучиев улус, названный впоследствии Золотой Ордой.

Тюрки и монголы

В пришедшей с востока армии наряду с монгольским элементом львиную долю составляли тюрки. Конечно, ханы были монгольского происхождения, они все были чингизидами. Но в армии представителей тюркских племен было большинство, и это дает нам право назвать походы монголо-тюркскими. Правда, в русской исторической науке на это мало кто обращает внимания, там принято выражение «монголы» или «татаро-монголы».

Но истина дороже. К тому же после образования Золотой Орды монголы в тюркской среде отюречились через два поколения. Это установленный факт. Так что походы, давшие миру новые стимулы, способствовавшие смешению крови, — явление не случайное. Деятельность великих полководцев, таких, как Чингисхан или Александр Македонский и других, без санкции неба вряд ли была бы возможна. Об этом в эзотерических источниках имеются ясные указания.

Основание Золотой ОрдыОбразование Золотой Орды сплачивает в рамках одного государства живущие в степях разбросанные этносы и вот уже сколько веков ведущие между собой споры оседлые народы. Если оценивать объективно, это, без сомнения, проявление прогресса. Конечно, в войнах льется много крови, разрушаются духовные и материальные ценности. Но разве создание нового, поднятие на новую ступень развития не происходит через отказ от старого, изжившего себя? Это же основной закон эволюции.

В книге Н.К.Рериха «Держава Света» имеется интересная мысль об этом. Он пишет: «Великие переселения народов — не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых рас. Поэтому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости» (Рерих Н.К. Держава Света. — Нью-Йорк, 1931. — С.155).

Развитие и регресс монгольской орды

А вот другой исследователь, близкий по духу Рериху, пишет о кочевниках: «Кочевники ворвались в евразийские просторы, когда древние цивилизации оседлых земледельцев уже умирали. Как океанские валы, прокатились они по Планете, неся в себе энергетику, напитавшую затем бесчисленные поколения различных народов» (Шапошникова Л.В. Веления Космоса. — М., 1996. — С.43).

В чем же заключается смысл монгольско-тюркских походов? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует выяснить, что дает эволюционному развитию данное явление. Давайте представим себе Восточную Европу той поры. В каком состоянии находятся в это время русские княжества? Надо сказать, они в это время ведут между собой междоусобные войны — развитие остановилось, все увлечены борьбой за власть. А монгольско-тюркские походы вносят в этот затхлый мир невиданное движение и свежие ветры. Войдя в состав Золотой Орды, русские знакомятся с новым государственным устройством, новыми законами, новой военной системой, усваивают новые методы управления, сбора налогов, открывают для себя новые способы связи между частями государства (ям). Возникают новые торговые пути и т.д.

Разве все эти нововведения не являются движением вперед, новым витком прогресса? Если так, то великое передвижение народов, большие походы, в результате которых образовалась Золотая Орда, необходимо рассматривать как следствие влияния внешних сил, потому что космос ведет постоянную работу по продвижению человечества по пути эволюции, но никогда не вмешивается без надобности в дела земли, все делается руками человеческими. Поэтому люди это не ощущают, думают, что само собой так получилось.

Мы уже говорили, что и до монгольско-тюркских походов в степях Восточной Европы усилился массив кыпчакских племен, что они стали основными соперниками славян в этом регионе. А с образованием Золотой Орды эти степи вообще превратились в Кыпчакскую степь, и в историю она вошла под названием Дешти Кыпчак. Таким образом, кыпчаки становятся здесь основным этносом, а монголы, как уже было сказано, ассимилируются. Тюрки превращаются не только в правящий, но и государствообразующий народ. Конечно, Волжская Булгария тоже не оставалась в стороне от этого процесса. Можно считать, что «татаризация» булгар началась именно в этот период.

Татары времен Золотой Орды

Пользуясь случаем, хочу поделиться одним наблюдением насчет «татаризации» населения Золотой Орды. Дело в том, что, читая историческую литературу, мне ни разу не удавалось встретить сведения о языке, на котором говорили татарские племена. Странно и то, что историки обычно обходят этот вопрос. В самом деле, на каком языке говорили татары, жившие в этих степях и прибывшие вместе с армией Бату хана в Дешти Кыпчак?

Наконец-то я встретил источник, в какой-то мере уточняющий этот вопрос. В № 7, 8 журнала «Мирас» (Наследие) за 1996 год был опубликован труд Ибн аль-Асира под названием «Совершенство в деле составления летописей». В источнике речь идет о времени правления Берке хана, описывается прибытие послов из Египта и их прием в юрте хана. «Берке хан сидит на троне, рядом с ним находится его старшая жена, далее на скамьях расположились 50-60 эмиров. Когда послы вошли к хану, Берке хан приказал везирам огласить письмо… Стоявший рядом с Берке ханом старший кадий перевел письмо и отдал список хану (что за список, неясно. — С.Ш.). Письмо стали читать людям Берке хана по-тюркски. Татары этому очень обрадовались…» (Мирас. — 1996. — № 7-8. — С. 189).

Татары времен Золотой ОрдыНадо сказать, в последнем предложении заложена очень ценная информация. Значит, с самого начала образования Золотой Орды (первый хан Бату скончался в 1255 году) в управлении государством принимали активное участие тюрки-татары. Конечно, мы не можем сказать точно, сколько человек из тех эмиров, участвовавших в приеме послов, были из тюрко-татар. Однако обращает на себя внимание тот факт, что прибывшее с послом письмо было специально переведено для тюрков-татар, что их очень обрадовало. Этот факт говорит о том, что ханы-чингизиды Золотой Орды в управлении государством опирались и на тюрков-татар, поэтому превращение тюркского языка в скором времени в официальный язык государства было явлением естественным.

Таким образом, вошедшие в состав Золотой Орды тюрки, живя в сплошной кыпчакской языковой среде, в общественно-политическом, экономическом и культурном отношениях втягиваются в единый центр и создают общий язык, культуру и литературу.

Вольности для славян в Золотой Орде

Будучи живым организмом, изменяющейся системой, Золотая Орда тоже переживает различные времена. Но наибольшего могущества и большого авторитета в мире это государство достигает в годы правления Узбек хана (1312-1342 ). В это время его политическое влияние, высокий уровень жизни, налаженная экономика и развитая культура достигают такой высоты, что оно для соседних государств становится образцом для подражания. Именно в этот период ислам превращается в официальную религию. Из различных точек мусульманского мира в Сарай устремляются религиозные деятели, известные ученые и литераторы.

Проходивший в эти годы через земли Золотой Орды известный мусульманский путешественник Ибн Батутта отмечает мир и благополучие в государстве, безопасность дорог, наличие в пути множества караван-сараев, ханака, в которых обитают суфии и дервиши. В пути путешественник встречается с огромной процессией с сотнями юрт, идущей, заполняя половину степи. Как выясняется впоследствии, это была процессия, сопровождающая одну из жен Узбек хана. Такая роскошь и широта его крайне удивили.

Однако именно при правлении Узбек хана от достигнутого благополучия, несметных богатств, текущих в центр государства, высокого авторитета и дипломатических успехов происходит как бы головокружение и успокоенность. Люди начинают жить в свое удовольствие, получая от жизни лишь наслаждение и ни о чем не думая. Естественно, такое поведение к добру не ведет. Известно, если считаешь, что всего добился, и на этом успокоился — знай, что пропал. Это значит, что развитие остановилось.

Узбек хан также много привилегий предоставил подвластным ему русским княжествам. В свое время на это обратил внимание и Ризаэтдин Фахретдин. Оценивая деятельность этого хана, он одновременно указывает и на его ошибки. Он пишет: «Несомненно, Узбек хан был выдающимся правителем, при котором Золотая Орда достигла небывалого расцвета и могущества в политике. Она заключается в том, что он, усиливая Московское княжество и не осознавая этого, исподволь готовил против Золотой Орды серьезного врага. Узбек хан ликвидировал постоянно воюющие между собой мелкие княжества и собрал их воедино. По этой причине русские почувствовали свою силу» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. — Казань, 1996. — С.95). Мало того, Узбек хан предоставляет митрополиту Руси Петру, православной религии неограниченные вольности, монастырские земли освобождает от уплаты ежегодной дани (ясака). По словам того же Р.Фахретдина, в ярлыке хана, данном в защиту православной религии, были такие слова: «Ежели кто будет поносить христианскую религию, молвить обидные слова против церквей, монастырей и часовен — тот человек будет казнен».

Вольности для славян в Золотой ОрдеКонечно, каждый народ имеет полное право исповедовать свою религию, придерживаться своих обычаев и житейских правил. В этом отношении в Золотой Орде существовала неограниченная свобода вероисповедания и толерантность, каждая религия имела равные права, никак не притеснялась, что превратило государство в одно из самых передовых. На эту особенность обращали внимание приезжие гости и послы разных стран. Их крайне удивляла такая свобода в выборе веры, о чем в своих странах они не могли даже мечтать. Все это говорит о том, что, видимо, в Золотой Орде не существовало должного понимания, что религия является одним из сильнейших видов идеологического оружия.

Обратимся к православной религии. Если бы ханы видели в этой религии сильное идеологическое оружие, направленное против татар-мусульман, если бы они понимали, что эта религия способствует объединению русского народа и одновременно является в руках церковников сильным средством воспитания в народе враждебности к мусульманам, они вряд ли предоставили бы ей столько вольностей. Русский народ воспрянул духом именно благодаря своим религиозным деятелям, постепенно окреп, поверил в себя и в конце концов превратился в силу, которая с оружием в руках выступила против Сарая. Так Золотая Орда своей необдуманной политикой сама воспитала против себя сильного врага.

Вот что интересно: Узбек хан, заняв трон, тут же начинает беспощадную борьбу против буддизма, все еще существовавшего среди монголов, прилагает много сил для искоренения этой религии в своем государстве. По этой причине входит в противоречие с монголами. А вот православию он предоставляет широкие права, не думая о том, что такая политика в дальнейшем может создать для государства серьезные проблемы.

Предпосылки к Куликовской битве

При Узбек хане и его сыне Джанибек хане Золотая Орда еще процветает, но после убийства взошедшего на трон Бирдебек хана (1359 г.) в государстве начинаются внутренние неурядицы и борьба за власть.

В 1360-1361 годах государство разделяется на правое и левое крыло. Если земли, лежащие к востоку от Волги, представляют левое крыло, восточные входят в правое крыло. Волга является естественной границей двух частей государства. Если на одной стороне с центром в Сарае происходит постоянная смена ханов, на другой стороне действует энергичный Мамай мурза, стремящийся посадить на трон своего хана. Так в стране начинается фактически гражданская война, которая продлится двадцать лет и превратится в фактор, разрушающий государство изнутри. Московское княжество ловко использует эту нестабильность в свою пользу, и за эти годы довольно сильно укрепляется. Если бы в Золотой Орде не возникла эта «великая замятия», то русским в 1380 году и в голову не пришла бы мысль выступить на Куликовом поле против татар.

Предпосылки к Куликовской битвеВнутренние смуты в татарском государстве оканчиваются сражением на Куликовом поле. После этого трон в Сарае занимает Тохтамыш хан, который начинает укреплять страну, собирая улусы в единый центр.

Однако надо сказать, что на Куликовом поле против объединенного русского войска сражались силы не центрального правительства, а только лишь силы правого крыла государства во главе с Мамай мурзой, поэтому мы решительно отвергаем мнение, что на Куликовом поле силы Золотой Орды были разбиты. В этом бою русские сражались лишь с Мамай мурзой, который сам боролся против центрального правительства с центром в Сарае.

Через два года после этой битвы все возвращается на круги своя. В 1382 году Тохтамыш хан захватывает Москву, и великий князь московский Дмитрий Иванович, получивший за Куликовское сражение звание Донской, как и в прежние годы, начинает платить так называемый «ордынский выход» (т.е. ясак).

Один комментарий на тему “Золотая Орда и славяне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *