В 1840 году 14 ноября в Париже появился на свет известный французский художник-импрессионист. В молодости он получил образование в Академии Свисс. На показе работ в 1874 году один из критиков нелестно отозвался о картинах Моне. Его стиль живописи сильно отличался от классического. Там больше присутствовали форма и свет, чем реализм. Моне был очень болезненным человеком. Его мучили депрессивные состояния.
Клод Моне является одним из самых передовых художников. Он основатель импрессионизма. Его работы находятся в самых крупных музеях мира. Отец Моне занимался торговлей. А мать полностью посвятила себя дому и семье, несмотря на то, что она была профессиональной певицей и очень образованной женщиной. Мать часто читала детям стихи. Когда Моне исполнилось 5 лет, семья переехала в Гавр, расположенный в Нормандии. В отличие от своего старшего брата Леона, Клод не любил учиться. Ему было трудно целый день сидеть в кабинете с другими учениками. Но ему очень нравилось рисовать. Клод делал наброски людей, шаржами на них. Его рисунки красовались даже в учебниках. Среди его детских работ были и карикатуры преподавателей. Мама положительно относилась к увлечению сына, развивала его талант. Отец же был против увлечений Клода. Он считал, что сын должен посвятить свою жизнь бизнесу. В 1657 году не стало матери Моне. Это стало большой утратой для него.
Известность в Гавре Моне получил благодаря своим карикатурам. На них были запечатлены жители города. Но когда состоялось его знакомство с художником Эженом Буденом, который писал пейзажи, Клод начал изображать природу на своих картинах. Буден приобщил его пленэру.
Переехав в 1859 году в Париж, Моне продолжил рисовать. Большое влияние на его живопись оказали картины барбизонской школы. Он поступил в Академию Свисс. Там он подружился с Камилем Писсарро. Их дружба будет длиться много лет. В 1862 году Моне призвали на службу в армии, и он отправился в Алжир. Он прослужил только год с небольшим. Там он заболел. Его демобилизовали. И снова Моне обосновался в Париже. Он стал учеником Шарля Глейра, который познакомил его с другими живописцами: Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Его поддерживал пейзажист Иоганн Бартольд Йонгкинд, оказывая на него большое влияние. Моне очень нравилось писать свои картины на природе. Он выезжал на пленэр вместе с Ренуаром, Базилем и Сислеем.
В 1865 году в Париже состоялся ежегодный выставочный конкурс, в котором участвовали две картины Моне. Это были морские пейзажи. Критики оценили их. Через год полотна Моне снова участвовали в конкурсе в Салоне. В этот раз это был портрет Камиллы, известный как «Дама в зелёном». На нём была изображена будущая жена Моне, ставшая его музой. Её звали Камилла Донсье. Она была гораздо моложе Моне. Камилла позировала ему для многих портретов в течении всей жизни. В начале своего творческого пути Моне с Камиллой испытывали большие материальные затруднения. Особенно тяжело им было, когда родился их первенец в 1867 году. Сына назвали Жан. Отец Моне отказался помогать им. Из-за нищенского положения Клод решил утопиться в Сене.
К счастью чёрная полоса в жизни художника закончилась. Он приобрёл покровительство Луи-Иохима Гуадибера. Он продолжил свою творческую деятельность и мог содержать жену и ребёнка. Камилла и Клод заключили брак в 1870 году. Когда началась франко-прусская война, супруги эмигрировали в Англию. Они стали жить в Лондоне. Там состоялось знакомство Моне с Полем Дюран-Рюэлем. Когда закончилась война, семья возвратилась обратно во Францию и обосновались в Аржантее. Это был промышленный город недалеко от Парижа. Моне начал разрабатывать свой стиль письма, совершенствовать технику. Он часто встречался со своими друзьями- художниками Ренуаром, Писсарро и Эдуардом Мане. Они организовали свою выставку, как альтернативу Салону, где демонстрировали свои работы.
Моне критически относился к своим работам. Он ликвидировал около 500 своих картин. Непонравившуюся работу он мог сжечь или растоптать ногами. Вспышки гнева сменялись депрессиями и неуверенностью.
Организованная друзьями-художниками в 1874 году выставка произвела фурор в мире живописи. Произведения художников больше походили на наброски, чем на цельные картины. На самой известной картине Моне «Впечатление. Восход солнца» (1873) была изображена гавань Гавра, погружённая в утренний туман. После этой выставки появился термин «художники-импрессионисты». Некоторые критики хотели их унизить этим, но термин прижился. Он очень точно характеризовал стиль письма. В работах Моне присутствуют очень яркие цвета, нанесённые короткими, смелыми мазками. Импрессионисты и Моне отказались от смешивания цветов, что присуще классической живописи. На его пейзажах появились элементы индустрии. Свои работы Моне выставлял вместе с работами других импрессионистов с 1874 года по 1880 год.
Осложняла работу над картинами его личная жизнь. Будучи беременной второй раз Камилла сильно заболела. После рождения второго сына Мишеля, здоровье её ещё сильнее ухудшилось. Последний её портрет Моне написал, когда она уже не вставала с постели. Незадолго до её смерти, Моне переехали к Эрнесту и Алисе Ошеде, у которых было шесть детей. Когда Камилла умерла, Моне создал собрание картин под названием «Ледяной дрейф». Это были очень мрачные картины, выполненные в блеклых тонах. В это время он очень нуждался в заботе и понимании. Это дала ему Алиса. Вскоре они стали близки как любовники. Муж Алисы больше жил в Париже и семью навещал редко. Через некоторое время Моне со своей любовницей и всеми детьми перебрался в Живерни. Это произошло в 1883 году. Художник, после переезда в живописное место, обрёл новое вдохновение. Они поженились с Алисой только после смерти её мужа Эрнеста в 1892 году.
Материальное состояние Моне сильно улучшилось. Критики писали лестные отзывы о его работах, восторгаясь ими. В конце 1880-х годов начался новый этап в его творчестве. В Живерни он создал сад с прудом. Великолепие сада вдохновляло его. Он писал свои шедевры на свежем воздухе. Несколько картин посвящены водяным лилиям – кувшинкам, плавающим в пруду. Он очень любил рисовать их. Японский мост тоже присутствует в ряде его картин. Моне передал в дар французскому народу 12 своих работ с изображением лилий.
Изредка художник отправлялся путешествовать. Ему нужны были новые источники вдохновения. В начале 1890-х годов он поселился возле Руанского собора, который находится в северо-западной части Франции. Моне написал целый ряд картин с изображением этого собора. Он рисовал здание в разное время суток: под утренними лучами солнца и в ненастье, в середине дня и в сумерках. Он наслаждался игрой света. Кроме собора, он писал и другие объекты в разное время: стога сена, поля маков различные здания. Ему было интересна игра света и тени. Это великолепие он и старался отобразить на своих картинах. В начале прошлого века Моне некоторое время жил в Лондоне. Ему очень понравилась Темза.
После того, как умерла его вторая жена, у него снова началась депрессия, которую усилила катаракта на правом глазу. Моне всегда существовал отдельно от основных направлений в искусстве. Импрессионистов отодвинули в сторону кубисты Пикассо, Брак и другие. Но работы Моне всё равно пользовались большим успехом. Свои 12 полотен с изображением лилий на воде он сделал в большом формате. Они писались специально для музея. Моне хотел, чтобы люди медитировали, глядя на них. Этот проект занял последние годы жизни художника. Катаракта делала его почти слепым, от этого он впадал в депрессии. В 1923 году ему сделали операцию, и он продолжил работу над своими картинами до самой смерти.
Скончался Моне 5 декабря 1926 года в Живерни. Искусствоведы говорят, что картины Моне изменили мир живописи, растворили формы и откинули условности прошлого. Благодаря его работам, абстракция заняла своё место в искусстве. В наши дни в доме, где жил художник, расположен Фонд Клода Моне.