Микеланджело Караваджо — биография, картины

Караваджо

Италия подарила миру многих великих людей — полководцев, скульпторов. Однако художники в этом ряду стоят немного в стороне, поскольку про каждого нужно говорить отдельно — настолько они значимы и велики в своих отраслях. Конечно, некоторые имена на слуху постоянно — например, великий Леонардо Да Винчи. Его таланту можно только позавидовать — и художник, и архитектор, и скульптор, и даже изобретатель. Но среди целого списка «звездных» итальянских художников есть одно, которое выделяется из общего. Это Караваджо. Талантливый итальянец с уникальным стилем живописи. Познакомимся с ним немного поближе.

Биография

Будущий живописец родился в столице моды Милане (конечно, тогда он еще не был столицей) 29 сентября 1571 года. Его отец был архитектором (или выражаясь более простым языком, строителем). Когда юному Микеланджело исполнилось 5 лет, произошла трагедия — от чумы умерли отец и дед. Мать, спасаясь от смерти, переехала с детьми из Милана в городок Караваджо неподалеку (некоторые биографы склоняются к мнению, что художник родился именно там, откуда и получил свою фамилию- из Караваджо была родом его мать).

После смерти отца для семьи наступили трудные времена — при жизни глава семьи работал на маркиза Франческо Сфорца и получал отличное жалование. Теперь же детям приходилось как-то добывать деньги самостоятельно. Этот период жизни будущего художника был и остается до сих пор тайной — не сохранилось ни одного источника, рассказывающего о детстве Микеланджело.

Когда ему исполнилось 13 лет, юноша поступает в ученики к мастеру Симону Петерцано, который считался учеником самого Тициана. Там Караваджо научился живописи и приобрел свой собственный стиль в написании картин. Однако, самые первые картины не сохранились. 1592 год отметился еще одной трагедией — умерла мать. Оставшееся наследство было поделено между детьми — самим Караваджо, его тремя братьями и сестрой. На эти деньги он отправляется в Рим. Надо сказать, что уже в конце 1580-х годов он начинает попадать в различные криминальные истории, отличается вспыльчивым нравом и вздорным характером, которые не раз приводили его за решетку. В Риме все это безобразие продолжилось.

Жизнь в Вечном городе поначалу складывалась трудно — не было возможности найти работу, жилье. Но Караваджо повезло — его принял под свое покровительство известный живописец Чезаре Д Арпино, который взял молодого таланта в свою мастерскую и поручил писать натюрморты. Однако юноша не теряет времени даром и рисует свои собственные полотна — как раз в мастерской Арпино были написаны «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов». В первых своих «римских» работах художник ориентировался на великих живописцев того времени — Да Винчи, Тициана, Джорджоне. В 1593 году он познакомился с голландским художником Яном Брейгелем старшим. Вообще, стоит сказать, что эта мастерская оказала незаменимую услугу Караваджо — он познакомился со многими меценатами, художниками и просто завел полезные знакомства, которые ему пригодились в будущем.

Поначалу его картины отличались одной деталью — на них изображались только одиночные герои. Начиная с 1594 года, Караваджо создает уже мультифигурные картины — например, «Шулеры» и «гадалка». В большинстве случаев моделью для картин выступал он сам или его ученик, Марио Миннити, с которым он познакомился также в мастерской Чезаре.

Караваджо

В те годы в живописи доминировал маньеризм, но Караваджо, как всегда,бросил вызов устоям художественного общества и стал рисовать картины, полные реализма, не просто высокопоставленных людей, а простых граждан с улицы — торговцев, мошенников, прохожих. Под конец 1590- х годов Караваджо берет под свое покровительство кардинал Франческо Де ла Монте. Художник уходит из мастерской учителя и начинает свой собственный путь и создает одну из своих самых знаменитых картин – «юноша с лютней».

«Поцелуй Иуды»

Эта картина была написана в 1602 году. На первый взгляд,это полотно никак не сочетается с библейскими описаниями, как мы их себе представляли — например, стражники одеты в рыцарские средневековые доспехи, которых, как известно, в описываемое время еще не сущесвовало. Однако у Караваджо всегда было свое видение того или иного события, изображенного на картине. Она рассказывает о последних мгновениях свободной жизни Иисуса Христа, когда предатель Иуда с помощью поцелуя указывает стражникам на Спасителя. Картину, как и все прочие работы Караваджо, отличает удивительный реализм в мельчайших деталях — мимика, морщины, даже грязь под ногтями.

«Медуза»

Это, пожалуй, одно из наиболее известных полотен Караваджо.

Она была написана примерно в 1597 году и была выполнена в двух экземплярах — на холсте. Картина предназначалась в подарок герцогу Тосканскому, чтобы он натянул это полотно на щит (даже сама картина выполнена в форме круга).

Изображение на полотне отрубленной головы медузы Горгоны поражает воображение — агония последних секунд жизни отражена в уже мертвых глазах, но все еще несущих погибель (согласно мифам, Горгона обращала в камень все живое одним лишь взглядом).

Великолепные произведения не остудили суровый нрав художника — он продолжал попадать в неприятности и сидеть в тюрьме, пока в 1606 году не убил человека.

Опасаясь пожизненного срока или казни, он бежал из Рима, но надеялся на помилование, а пока писал картины. Художник скончался от малярии в 1610 году на 40 году жизни. Его полотна продолжают радовать глаз и привлекать внимание своими уникальными красками и техникой написания.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий