Сергий Радонежский родился в боярской семье, близ города Ростов. Дата рождения точно неизвестна, и три разных года считаются его годом рождения – 1314, 1319 или 1322. Днем рождения святого традиционно принято считать 3 мая. Во время крещения ему дали имя Варфоломей. Для его родителей, Кирилла и Марии, он был вторым из трех сыновей. Стефан старший брат, а Петр младший. В Ростове мальчик посещал школу и изучал греческий язык. Во времена правления князя Ивана Даниловича, около 1334 года, семья Кирилла бедствовала.
Чтобы спастись от слуг Калиты, отец вынужден перевезти семью в село Радонеж. Когда Варфоломей вырос, отрока начали обучать грамоте, но по сравнению с братьями, его способности были очень слабыми, и учеба продвигалась медленно. От этого он сильно расстраивался и часто плакал. Однажды мальчик встретил старца, который после рассказа о его трудностях в учебе, дал Варфоломею кусок просфоры для причастия с благословением: «Возьми и съешь его, это дано тебе как знак Божьей благодати и для понимания Писания».
С той встречи Варфоломей нашел, что уроки стали даваться легче. Эта чудесная история послужила основой для написания картины М.В. Нестерева «Видение отроку Варфоломею» и создания памятника скульптором В.М. Клыковым. Памятник установлен в Радонеже. Мальчик рос тихим, задумчивым и скромным, и постепенно принимает решение посвятить свою жизнь служению Богу.
Преподобный Сергий Радонежский
Когда родители умерли, Варфоломей переехал в Хотьково под Москву, присоединившись к старшему брату Стефану. В поисках более уединенного места, он и его брат, нашли такое место в глухом лесу возле холма, построили келью и простую часовню, посвященную Святой Троице. Братья жили в лесу уединенно. Со временем Стефана стала тяготить жизнь без людей, и он покинул Сергия, чтобы жить в Богоявленском монастыре, в Москве. С отъездом брата Сергий жил аскетично в течение ряда лет. Дикие животные, казалось, узнавали его. Стаи серых волков и медведи приходили к его хижине, но не причиняли ему вреда. Этот скромный человек жил в ладу с природой и с собой.
Он неустанно молился. Постепенно люди узнали о Сергии и стали обращаться к нему за мудрыми советами, духовными напутствиями. Вскоре келья превратилась в маленький скит с двенадцатью монахами, учениками Варфоломея. В день принятия монашества он получает имя Сергий. Дата пострига разнится из-за отсутствия информации о точном годе рождения. При дате рождения в 1314 году он был пострижен в монахи в 1337 году, а при дате рождения в 1322 году постриг произошел в 1342 году. Монастырь, где служил Сергий, позже стала называться Троице-Сергиева Лавра. Первым игуменом в обители был Митрофан, а вторым Сергий.
По мере роста монастыря среди монахов росла разница во мнениях относительно того, продолжать ли жить по уставу скита или ввести общежитие, которое предпочитал Сергий. Принимая постриг монахи, как и ранее, имели личное имущество. Среди них были бедные и богатые. Это привело к тому, что более состоятельные брали в услужение тех, кто не обладал имуществом. Сергий считал, что при таком положении вещей священнослужители не могут быть равными и полностью отказаться от земных благ.
На территории монастыря он запретил владеть имуществом. Все богатство было коллективной собственностью и позволяло инокам молиться, а не думать о пропитании. Разногласия росли, Сергий решил основать другие монастыри, а не ссориться из-за этого вопроса. После его отъезда монастырь начал постепенно приходить в упадок, и через четыре года монахи в Святой Троице умоляли Сергия вернуться.
По мере роста Свято-Троицкого монастыря, Сергий начал отправлять своих учеников по всей центральной и северной России, чтобы распространять Евангелие среди местных жителей. То было время правления Дмитрия Ивановича, называемого Донским. Количество монастырей, основанных этими учениками, приблизилось к 400.
К ним относятся известные монастыри Борисоглебский под Ростовом, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Покровский под Боровском. По мере того, как увеличивалось влияние Свято-Троицкого монастыря, у его ворот образовалось поселение, которое переросло в город Сергиев Посад. Сергий Радонежский прославился совершенными им чудесами. Воскрешение отрока – молитвой над телом умершего Сергий вернул к жизни ребенка. Исцеление греческого епископа, который не верил в то, что рассказывали о преподобном Сергии, и встретив игумена ослеп. Несчастному пришлось признаться в неверии, и зрение вновь вернулось к нему. Это самые известные рассказы, которые передавались из уст в уста.
Весть о чудесах, происходивших в стенах монастыря, распространялась повсюду. Паломники шли с разных сторон света, кто-то чтобы излечиться или просто увидеть Сергия, а кто-то, чтобы просто прикоснуться к святому.
Константинопольский Патриарх Филофей прислал ему хартию, подтверждающую новые правила жизни обители, установленные отцом Сергием в Свято-Троицком монастыре. Митрополит Алексий Московский почитал Сергия как друга и доверил ему задачу примирения разногласий между князьями Московскими и Русскими. Он хотел почтить Сергия орденом золотого креста и даже предложил в 1378 году сделать Сергия своим преемником в качестве митрополита Московского. Но эти почести не соответствовали аскетической жизни Сергия, и он отказался от них.
Во время русской борьбы с татарским ханом Мамаем, Сергий благословил Дмитрия Ивановича Донского, отправившегося одолеть хана в 1380 году, словами: «Иди бесстрашным князем и верь в Божью помощь». Победа Дмитрия в Куликовской битве была судьбоносной для нашего отечества.
Икона Сергия Радонежского
Создано бесчисленное количество изображений святого Сергия Радонежского. Всемирно известна икона «Икона Преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами жития» находится в коллекции музея имени Андрея Рублева. Среди работ художника В.Васнецова икона «Сергий Радонежский, написанная Виктором Васнецовым для Абрамцевской церкви в 1882 году.
Преподобный Сергий был глубоко смиренным и твердо верил в Божью помощь. Взял на себя обязательство оказывать помощь всем страждущим, кто обратился к нему с любовью, и кто верил в божественную силу. Был настоящим лидером, подавая пример во всем. Основал ряд монастырских школ и научил фермеров эффективным методам ведения сельского хозяйства.
Достигнув глубокой старости Сергий сообщил о скорой смерти братии монастыря и дал им последние наставления. На игуменство он благословил своего последователя, преподобного Никона. Спустя пол года, 25 сентября 1392 года, Сергий Радонежский предстал пред Богом. В 1452 году его причислили к святым. 5 июля 1422 года обнаружены его нетленные мощи. 11 апреля 1919 года мощи святого подверглись эксгумации. За этим наблюдает созданная комиссия, среди членов которой и представители от церкви. Их взорам предстали кости, волосы и остатки ткани скромной одежды, в которой похоронили святого. Павел Флоренский узнал о вскрытии заранее, и опасаясь, что мощи уничтожат, предпринял опасные шаги к их сохранению.
Голову преподобного отделили от его тела, заменили на голову покойного князя Трубецкого. С 1920 по 1946 год мощи хранились в музее. И лишь 20 апреля 1946 года мощи святого вернули Церкви. В наши дни мощи бережно хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.