Цветное кино – это одно из самых значимых достижений в истории кинематографа. Оно открыло новые возможности для кинорежиссеров, позволив им выразить свои идеи и визуальные концепции ярче и эмоциональнее. Однако не всегда кино было цветным – впервые оно появилось в конце 19 века, однако в массовое производство поступило, лишь когда технологии шагнули далеко вперед. Тем не менее, в конечном итоге цвет стал неотъемлемой частью кинематографа.
Развитие кино в XX веке
Ранние попытки запечатлеть цвет на пленке предпринимались вскоре после изобретения кинематографа, но эти методы либо не позволяли точно сохранить цвета, либо оказывались слишком дорогими. Даже во времена немого кино цвета использовались различными способами.
Одним из популярных методов оставалось подкрашивание сцен фильма красителем; например, кадры с ночным изображением окрашивались в темно-синий или чернильный цвет, чтобы создать впечатление ночного времени и отличить их от дневных сцен.
Процесс ручного раскрашивания фильмов был довольно трудоемким и требовал большого штата художниц. Несмотря на это, спрос на цветные фильмы оставался высоким, что позволяло оправдать затраты. Следовательно, стало обычной практикой раскрашивать несколько копий известных фильмов и распространять их как в цветном, так и в черно-белом варианте.
Чтобы упростить процесс раскрашивания и снизить расходы, использовался метод, известный как трафаретное раскрашивание; распечатывалась дополнительная копия фильма, на которой кадр за кадром вырезались только те участки, которые требовали раскраски. Затем этот трафарет помещался поверх полного фильма, а после раскрашивался соответствующим образом.
Тонирование пленки некоторое время было популярной технологией, поскольку считалось экономически выгодным и эффективным. Химическое тонирование черно-белых кадров производилось в зависимости от настроения, которое передавалось изображением. Например, красный цвет использовался для окрашивания сцен пожара, синий – для изображения неба или моря и так далее.
Kinemacolor, детище англичанина Дж. А. Смита, созданное в 1906 году, стал большим прорывом в цветном кино. Используя красные и зеленые фильтры при проецировании пленки, он смог воспроизвести реальные цвета, используемые в фильме.
Появление Technicolor
Примерно через десятилетие после этого американская компания «Техниколор» создала свою собственную технику производства двухцветных фильмов, которая была применена при создании «Между заливом», первого в мире американского цветного художественного фильма в 1917 году.
Фильм показывали два проектора, один с красным фильтром, другой – с зеленым, а призма совмещала изображения на одном экране. Этот метод оказался очень дорогим из-за уникальной техники съемки и необходимого проекционного оборудования.
Вклад Disney
В двадцатых годах ХХ века «Техниколор» и другие компании продолжали пытаться улучшить цветную пленку, хотя черно-белая все еще считалась нормой. В 1932 году «Техниколор» представила трехцветную кинопленку, в которой использовались методы переноса красителя для получения самых резких оттенков, когда-либо появлявшихся на кинокатушках.
Впервые эта техника была замечена в анимационном короткометражном фильме W. Disney «Цветы и деревья». Для своего времени она дала потрясающий результат, однако процедура все еще была слишком дорогостоящей. Позже Голливуд взял на вооружение эти разработки: «Техниколор» и «Истмэн Кодак» в 1950-х годах сделали запись цветных фильмов гораздо проще, что сделало производство намного доступнее.
Пик развития
Техника Eastmancolor компании Eastman Kodak, позволяющая получать изображения на цветную пленку, была почти так же популярна, как и Technicolor, и ее было использовали с новым широкоэкранным форматом «СинемаСкоуп». Для киноиндустрии внедрение широкоэкранных и цветных пленок было способом нивелировать растущее желание потребителей приобрести маленькие черно-белые телевизоры для дома.
К концу 1950-х годов съемки фильмов в цвете стали нормой в Голливуде. В результате к середине шестидесятых годов черно-белые картины уже не рассматривались как признак малобюджетного кинематографа, а скорее как творческий выбор режиссеров. Эта тенденция продолжается и сегодня: независимые режиссеры чаще всего предпочитают снимать черно-белые фильмы.