Развитие единобожия в древнем мире

Развитие единобожия в древнем мире

Вера в одного Бога называется монотеизмом, который является полной противоположностью политеизма, или многобожия. Слово “монотеизм” придумали в XVII веке. Так в Европе стали называть веру в единого конкретного Бога. В мировых религиях, исламе, иудаизме и христианстве слово Бог принято писать с заглавной буквы.

Но до появления этих религий в древнем мире не было понятия “монотеизм”. В древних цивилизациях существовало многобожие – политеизм. Правда иногда древние люди возвышали одного бога над другими богами. Такая концепция называется “генотеизм”, но она тоже является многобожием.

“Монотеизм” – это современное понятие, древние корни которого постарались раскрыть учёные. Монотеистические верования начали существовать ещё в древнем мире, и первое место, где появилось единобожие, это Египет. Фараон Эхнатон, живший в 1353-1336 годах до нашей эры, был первым известным монотеистом. Он продвигал в период Амарны поклонение Атону, который считался символом солнечного диска, как высшую форму поклонения.

Эхнатон устранил поклонение доминирующему в то время богу Амон-Ра в Луксоре. Он пытался уничтожить все храмы, посвящённые Амон-Ра и всё то, что могло бы указать на священство этого бога. Но у историков нет доказательств того, что Эхнатон пытался уничтожить и других древнеегипетских богов и богинь. Фараон также не запретил многочисленные религиозные праздники и верования в загробную жизнь в Египте.

Следующий источник древнего единобожия – это зороастризм. Этот культ стал главным в Древней Персии. Зороастр – это пророк, живший примерно в 1000-600 годах до нашей эры. Он проповедовал поклонение одному верховному богу, Ахура Мазде. Зороастр считал, что он являлся создателем всего во Вселенной. Ахура Мазде излучал шесть основных духовных сил Амеша Спента и абстрактных сил Язата, находившихся в оппозиции к другим силам, наприер, истина против злого мышления.

Полным антагонистом Мазды был друдж или хаос, который олицетворял Ангра-Майнья. Так существование силы, противостоящей всему творению, в результате подтолкнуло создание более поздних иудейских, христианских и исламских концепций дьявола. Несмотря на крайности между истинным добром и чистым злом, концепцию, называемую дуализмом, зороастрийцы, живущие в современном мире считают себя создателями монотеизма, так как всё возникло из единого начала.

В западной традиции древний иудаизм продолжает пользоваться наибольшим вниманием, как источник единобожия. Сейчас часть современных учёных используют термин “монолатрия”. Эта система признаёт существование других богов, продолжая поклонение только одному. Как и персы и другие народы, древние евреи имели представление об иерархии сил на небе: “сыновья божьи”, ангелы, архангелы, передающие волю Создателя людям, херувимы и серафимы. Древние евреи также верили в существование демонов. В этом они опирались на примеры служения Иисуса в Евангелиях, где Он выступал в роли экзорциста.

Перед учёными постоянно встаёт вопрос, когда они пытаются проанализировать Бытие: “И сотворим человека по образу Нашему… С кем же разговаривает Бог? Как понимать слово “Нашему”, в смысле королевского “Мы”? Скорее всего, это имеются в виду древние и сопоставимые идеи древних культур о том, что Небеса являются отражением социальных структур на Земле. Цари обычно имели штат советников, поэтому появилась и концепция Небесного Божьего Суда.

Развитие единобожия в древнем мире

Понять, что евреи были монотеистами, можно из истории о Моисее, когда он на горе Синай получает от Бога заповеди. В них Создатель говорит: “Нет других богов, кроме Меня”. Из этого можно понять, что других богов не существует, поэтому евреи должны соблюдать заповедь, в которой запрещается поклоняться другим богам. В древнем мире поклонение всегда сопровождалось жертвами. Евреям можно было молиться ангелам и другим небесным силам, но жертву они могли приносить только израильскому Богу. Существование других богов не было признано.

Древние евреи приносили жертву только Богу Израиля, но старались не гневить и других богов соседних народов. Но когда римляне разрушили Храм в Иерусалиме в 70 году, евреи уже не могли больше приносить жертвы своему Богу. Позднее раввины стали переосмыслять поклонения, сосредоточив их на едином Боге во Вселенной. Они отказались чествовать греческих богов.

Когда примерно в 600 годах до нашей эры появились философские школы в Милете, мудрецы стали рассуждать о Вселенной месте человека в ней. Свои учения они стали распространять по всему Средиземноморью. Вокруг философов собиралось много учеников, которые записывали изречения своих учителей. Философия была связана с высшими классами. Она, подобно древней религии, учила образу жизни, выставляя свои собственные моральные и духовные концепции.

Аристотель, живший в 384-322 годах до нашей эры, говорил о метафизике и выдвинул первые принципы существования Высшего Бога. Он говорил что Бог, это субстанция, “вечный двигатель”, благодаря которому двигаются сферы и планеты. Многие древние школы критиковали греческую мифологию, где богам приписывались человеческие черты характера. Они осуждали жертвоприношения и призывали отменить существующие ритуалы. Эти философы подвели общество к созданию монотеизма. Это касается, как христианских учений, так и еврейских раввинов.

Данный вопрос можно проследить в признании иудеями сил Вселенной. Евреи решили, что нужно поклоняться только одному Богу, как подчиняться власти одного царя. На самом деле есть только один Бог Отец. Раннее христианство было немного усложнено, так как существовало утверждение, что после воскрешения Христа их мёртвых, Он будет сидеть по правую руку от Бога.

Людей начали крестить во имя Иисуса и посвящать ему гимны. Но потом возникла идея, что Иисус существовал на Небе ещё до появления человека. Ранние христиане приняли еврейскую концепцию непоклонения другим богам, за что начались их гонения в Римской империи.

Сначала христиане называли себя истинными евреями, а не представителями новой веры. Позднее на Первом Никейском соборе было утверждено, что Бог и Иисус – это одно целое, а не два различных бога. Эта сокращённая версия сразу стала популярной. Но она постоянно переосмысливалась, приведя к появлению трёх личностей: Отца, Сына и Святого Духа – Святой Троицы.

В VI веке в Саудовской Аравии появился Ислам, который возник с пришествием Пророка Мухаммеда, который подчёркивал единство Аллаха. Этот бог создал ангелов, джиннов и людей. На протяжении веков концепции единого бога развивались, внося свой вклад в развитие монотеизма. Но в современно мире возник парадокс, что люди, провозглашая Бога единым целым, понимают, что Бог не одинок.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий