Борода на Руси – история ношения

Борода на руси - история ношения

Борода традиционно считается непременным элементом облика «русского мужика». Когда в американском фильме возникает необходимость изобразить «русского Ивана», находят актера со следами «вчерашнего дня» на лице, и обязательно приклеивают окладистую бороду. Это обязательный атрибут, наряду с телогрейкой, балалайкой и медведем.

При всем при том, на улицах российских городов бородатого мужчину можно встретить совсем нечасто. Разве только хипстеры щеголяют ухоженными произведениями парикмахерского искусства на лице. Обычный мужчина начинает утро с бритья – операции, доведенной до автоматизма.

А как было раньше? Какую роль играла борода в жизни наших предков?

Древность. Сведений о самой глубокой славянской древности история нам сохранила немного, но они есть. Все они собраны и детально проанализированы историком и писателем Л. Прозоровым. Выводы его выглядят на первый взгляд, довольно неожиданно.

Оказывается, что в самый первый, начальный период русской истории славяне бород не носили. Причем, это была не просто бытовая случайность, а этнодифференцирующий принцип, отличавший славян от соседей – бородатых скандинавов.

Откуда это известно? Прежде всего, в данном случае важно описание князя Святослава Игоревича в труде современника – византийского историка Льва Дьякона. Византиец описал переговоры императора Иоанна Цимисхия с русским князем.

Причем, внешности князя Лев уделил пристальное внимание. По его словам, князь был сильным коренастым мужчиной невысокого роста. Голова его была налысо брита. На голове была оставлена лишь прядь волос наподобие запорожского казачьего оселедца. Кроме того, у князя были пышные вислые усы.

Усы описаны, а борода – нет. Другой источник – описание статуи бога Перуна, воздвигнутого на киевском капище. Летописец сообщает, что Перун имеет волос серебрян, а ус злат. О бороде опять ни слова. Кроме того, вывод Прозорова подтверждается изображением людей на серебряных изделиях, найденных в 1909 г. в селе Мартыновка.

Кроме прочих, были найдены фигурки четырех «пляшущих человечков». Фигурки выполнены достаточно схематично. Однако можно разглядеть, что бород у пляшущих человечков нет, хотя общий абрис фигур ясно указывает, что перед нами изображение мужчин.

Вместе с тем, тот же Прозоров указывает, что у славян обычай обязывал носить бороду жрецов. Об этом есть упоминание в Повести временных лет и у Саксона Грамматика. То есть, обычные люди бороды брили, с бородами ходили только волхвы.

Ситуация кардинально изменилась с принятием христианства. Христианство наряду с исламом относится к числу так называемых авраамических религий. То есть, обе религии выросли из иудаизма и во многом унаследовали его правила.

Одно из них предписывает мужчинам носить бороду. Поэтому на многие столетие ношение бороды стало не просто бытовой привычкой или эстетическим изыском, а религиозной нормой, обязательной к исполнению. Отступления случались крайне редко и привлекали всеобщее внимание. Так, например, в историю вошел казус Василия III, который, женившись на Елене Глинской, сбрил бороду.

Елена была княжой польско-литовского происхождения. Она не привыкла к тому, чтобы мужчина ходил с бородой. Видимо, борода ей была неприятна. Немолодой Василий настолько сильно влюбился в юную и очень красивую жену, что пошел у нее на поводу, и избавился к удивлению окружающих от своего традиционного русского «мужского достоинства».

Однако такие случаи были исключением. Религиозная основа задавалась Библией, точнее, буквально понятым текстом книги Бытия, в котором говорится, что Бог создал человека «по образу и подобию своему». Понятно, что с точки зрения рационально мыслящего человека, сложно предположить, что Господь Бог обладает всеми анатомическими особенностями среднестатистического мужчины.

Борода на руси - история ношения

Однако средневековые люди нередко воспринимали священные аллегорические тексты непосредственно: если сказано, что «по образу и подобию», значит, все, что естественным образом проявляется в мужском облике – это и есть проявление «лика Божьего» на лице человеческом. Поэтому, если борода растет – сбривать её нельзя.

Этим мы изничтожаем «подобие Божие» на своей физиономии. Недаром в эпоху средневековья русские миниатюристы и иконописцы всегда изображали чертей в сценах Страшного суда с «босыми лицами» – безбородыми. А святых, напротив, бородатыми.

Исходя из этого, нетрудно понять, почему население так остро негативно восприняло реформу Петра Великого, заставлявшего бояр и дворян брить бороды. Они видели в этом «печать Дьявола».

Новое время. Однако спорить с Петром было себе дороже. Петр бород не любил, и терпеть их вокруг себя не хотел. Такая антипатия к традиционному русскому украшению мужского лица у царя-реформатора шла из детства. Пережитый в детстве страх во время стрелецкого восстания навсегда поселил в нем недоверие к русской традиционной бытовой культуре.

Для начала в 1705 г. Петр ввел налог на бороду. Облагались им, прежде всего, те люди, которые составляли его непосредственное окружение – бояре, дворяне, придворные и жители городов. Исключение Петр сделал для духовенства (все-таки, видимо, понимал, что священнику быть без бороды никак нельзя).

Громадную массу крестьянства подстричь было нереально. Поэтому налог с крестьян брали только тогда, когда они за какой-нибудь нуждой приезжали город. Оплатившим налог выдавался специальный знак, который приходилось носить с собой. Однако искоренить обычай было непросто. Указ, видимо, исполнялся не везде, либо не исполнялся вовсе. Потребовалось еще два указа (1714 и 1722 гг.). Причем, к налоговому бремени прибавилось битье кнутом и ссылка на каторгу.

В конце концов, сопротивление было сломлено. С портретов XVIII – начала XIX вв. на нас глядят гладко выбритые лица в пудренных паричках с буклями. Кумулятивного заряда петровской воли хватило надолго. Первый император, позволивший себе нарушить заветы венценосного предка появился только через 150 лет. Это был Александр III, носивший серьезную окладистую бороду.

Изучение портретов той эпохи (последней четверти XIX в.) показывает, что борода вошла в моду. Причем, не только в России. Бородатыми были отцы-основатели марксизма, бородатыми были писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов) и художники (В.И. Суриков, И.Е. Репин). Красивая борода украшала лицо последнего Всероссийского императора Николая II.

Времена СССР. После революции в отношении бород поначалу определенности не было. Владимир Ильич Ленин носил модную в годы его молодости интеллигентско-дворянскую эспаньолку. Эспаньолку носил Лев Давидович Троцкий и Николай Александрович Булганин. Сталин был обладателем солидных усов. Легендарный командарм Буденный носил усы поистине гигантских размеров. Но постепенно все это цветущее разнообразие, доставшееся советской номенклатуре с дореволюционных времен, исчезло.

Уже к началу 60-х члены политбюро и партийные деятели помельче лишились растительности на лице. Типичная физиономия чиновника брежневской эпохи – до синевы выбритая щекастая ряшка. Бороды в позднесоветское время носили только люди творческих профессий и ученые. Борода воспринималась как символ свободной натуры и даже как выражение некого эстетического протеста.

Современная Россия. По большому счету, отношение к бороде среди чиновников не изменилось с застойных времен. В высоких кабинетах по-прежнему сложно найти бородатого человека. Однако веяния моды коснулись обычных горожан.

Борода стала неизменной принадлежностью модного, как принято говорить, «лука» (от английского look). Может быть, настанет день, когда в Новый Год с «голубых экранов» россияне увидят поздравление не только бородатого Деда Мороза, но и бородатого президента Российской Федерации.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий