Чем староверы отличаются от старообрядцев

Чем староверы отличаются от старообрядцев

Любопытный вопрос, на который можно было бы ответить коротко – ничем. Староверы и старообрядцы – два названия религиозного течения, образовавшегося после церковного раскола, случившегося в результате религиозной реформы середины XVII века.

Можно сказать даже более – они почитают себя истинно православными в отличие от тех, кто принял реформу Никона, то есть – паству Русской православной церкви. Старообрядцы считают их отступниками от истинной веры, которой придерживались все русские святые от времен Крещения Руси.

Нельзя сказать, что отличия старообрядцев от никонианцев, то есть большинства современных российских православных, так уж велики. И те, и другие христиане, признают установленные первыми семью вселенскими церковными соборами догмы.

Различия упираются в основном в формальные стороны религиозной деятельности: в обрядовую систему, особенности богослужения, церковной одежды. Известные всем двоеперстие, хождение по солнцу на крестном ходе, произнесение прославления «аллилуйя» дважды, а не трижды, земные поклоны, а не поясные – отличают старообрядцев от никониан.

Более серьезные отличия (с богословской точки зрения) содержатся в духовной литературе, которую никониане подвергли исправлениям в соответствии с традициями греческих православных церквей XVII века. В рамках исправлений производилась замена написания ряда слов: «Исус» был заменен на «Иисуса», «вечное» на «бесконечное» и т.п.

Смысл здесь не менялся, но глубокое возмущение несогласных с реформой вызвало внесения изменений в текст Символа Веры, закрепленный решениями двух первых вселенских соборов. Из предложения, где Сын Божий рожден, а не сотворен, убран союз «а», то есть ликвидировано важнейшее противопоставление в определении сущности Иисуса.

В старом варианте о Царстве Божием говорилось, что ему нет конца, а в новом, что ему не будет конца. И наконец, из определения Святого Духа убран эпитет «истинный», что многими воспринималось как кощунство.

Однако данные разногласия носили поверхностный характер, и их вполне можно было бы преодолеть при наличии желания вести дискуссию. Но вот его-то как раз не было ни у одной из сторон. Впрочем, несогласные, хоть и непримиримые старообрядцы, готовы были доказывать свою правоту, но Никон и царь Алексей Михайлович, проводившие реформу, спорить не собирались, утверждая ее в качестве безусловного закона.

Решением церковного собора 1666 года реформа была принята к обязательному исполнению, а противники объявлялись еретиками-раскольниками. Именно гонения, обрушившиеся на старообрядцев после этого и продолжавшиеся больше ста лет, сделали старообрядцев непримиримыми по отношению к официальной Русской православной церкви.

Длительное обособленное существование при отсутствии единой церковной организации привело к разделению старообрядцев на множество течений и учений. По наличию или отсутствию духовенства они разделились на поповцев и беспоповцев, которые, в свою очередь составили много внутренних направлений. Первые имеют церковные организации, а вот вторые обходятся без нее.

Время противостояния с РПЦ не прошло бесследно, и потому никакого воссоединения не произошло и после прекращения преследования старообрядцев. Хотя прежней вражды нет, каждая из сторон по-прежнему считает другую заблуждающейся.

Правда есть точка зрения, что термин «староверы» относится к совершенно иному религиозному направлению, к христианству отношения не имеющему, что в корне неправильно. Тем не менее, термин употребляется в отношении верования, которое также называют неоязычеством или родноверием.

Современные его апологеты утверждают, что оно непрерывной линией идет от древнеславянского язычества и сохраняет веру в силы природы, древнеславянские божества Перуна, Макошь, Велеса и т.д. Однако на самом деле никакой преемственности с древним славянским язычеством здесь нет.

Это псевдоязычество возникает сравнительно недавно – в XIX веке, причем у западных славян – поляков. В России ее последователи появились чуть ли ни вчера – в конце существования СССР, сначала в виде псевдоязыческих общин последователей «родной веры» во главе с такими же псевдоволхвами. Их количество составляло в конце 1980-х уже несколько десятков. Можно вспомнить, что в то время каких только религиозных течений не появлялось.

Чем староверы отличаются от старообрядцев

Главные идеи родноверов заключали в себе мысль, что принятое князем Владимиром христианство разрушило высокую языческую духовную культуру, разорвало связь славян с природой. В начале 90-х гг. образуются уже более крупные родноверческие организации, вроде Московской славянской языческой общины.

Они устраивают языческие богослужения, проповедуют возрождение языческих обрядов и праздников. Эти псевдоязычники отмечают день Купалы вместо христианского праздника Иоанна Предтечи, языческую Масленницу вместо христианского начала Великого поста и т.п.

Одной из крупнейших организаций этого направления становится учрежденный в 1997 году «Союз славянских общин родной веры», включивший в свой состав целый ряд общин. Периодически созываются слеты подобных организаций.

Это движение с самого начала имело ярко националистическую окраску, пропагандируя идею о культурно-религиозной связи славян с Ариями. Попутно присутствует и антисемитская окраска, поскольку христианская религия трактуется как созданная и чуть ли не навязанная Руси евреями. Не имея настоящих знаний о славянском язычестве, родноверы по большей части фантазируют на эту тему, создавая, по сути, секты.

Родноверы как достижения дохристианской славянской культуры подают откровенные, давно определенные как подделки, текстовые произведения типа «Велесовой книги».

Встречаются разновидности родноверов, которые пытаются связать языческие традиции с христианскими, указывая на ранний период христианизации Руси, когда для русских было характерно двоеверие – вера в духов предков и силы природы сочетались с идеологией православия.

Подобные течения как правило воспринимаются как разновидность реконструкторских объединений, характерных и для Западной и Северной Европы, где отдельные персонажи устраивают почитание Одина и Тора. Правда в основном к высшей и наиболее духовной расе они себя не относят.

Хотя в России официально зарегистрировано около десятка родноверских организаций, общее число их сознательных участников невелико и на религиозную жизнь в стране они никакого влияния не оказывают.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Владимир Коротков

    Реформа Никона и прикрепление крестьян к земле царем Алексием Тишайшим привели к «расколу», с появлением «староверов». Но власть свою вину за «раскол» не признала, а переложила ее на верующих, тем, что стала называть их «раскольниками». Гражданский разлад вынудил Екатерину Ⅱ пойти на уступки. «Раскольников» переименовали в «старообрядцев» и вернули некоторые права. Однако это касалось не всех «раскольников», а только тех, кто признает «бога-троицу». Причем это требование было сохранено в последующих «прощениях», которые «даровал» староверам Николай Ⅱ в 1906г и Собор РПЦ 1971г.
    «Бог-троица» появился при реформе Христианства на Вселенских соборах, суть которой состояла в том, что вера во Христа Спасителя, заменялась верой в «бога-троицу». Христос в составе бога-троицы присутствовал, но вот верить в него уже отказывались. Почему?
    В книге А.Фоменко «Царь славян» показано, что библейский Иисус Христос является дубликатом реального Византийского царя Андроника Ⅰ, который, согласно летописи Никиты Хониата, был призван на правление вымирающим народом. Вымирание происходило от того, что подать царю чиновники по сговору со знатью собирали повторно, но уже для личного обогащения. Андроник, вступив в правление, “стеснил руки жадные до чужого и кто отдал кесарева кесареви, с того никто больше не спрашивал”. От этого населенность стала увеличиваться. Однако дубликат Андроника – бог сын Иисус Христос о справедливости уже не радел, а давал заповедь терпения «претерпевший до конца спасется» Мф. 10:22. Если отвлечься от обещания загробного блаженства, то эта заповедь имеет вполне земное объяснение. Начинали насаждать «частную собственность», которой узаконивались «вторая подать царю», ранее отмененная царем Андроником. Это вызывало народные возмущения, унять которые и предназначалась «заповедь терпения», даваемая «богом-сыном». Поэтому староверы говорили «человека во Христе признаем, бога же отрицаемся».
    Все просто: не различие взглядов на загробную жизнь и церковные обряды, разделило первоначальное Христианство, а отношение к сугубо земной справедливости через признание/не признание частной собственности – универсального средства эксплуатации человека человеком – по определению Ф.Энгельса.

    Ответить
    1. Александр

      “Христос в составе бога-троицы присутствовал, но вот верить в него уже отказывались.”
      Вот так фомековщина!
      Господи избави нас от шоуменов в истории!

      Ответить
  2. Владимир

    Староверы и старообрядцы, действительно, не одно и тоже. Для тех кто серьезно хочет разобраться в этом вопросе рекомендую статьи и видеолекции А. Пыжиков, доктора исторических наук, предметно исследовавшего эту тематику. А эта статья -тень на плетень или божий дар с яичницей.

    Ответить
    1. Александр

      К сожалению А. Пыжиков хоть и историк, но он судя по всему не верующий человек, из чего следует много неверных трактовок и недопонимания с его стороны. Лучше всего начать разбираться с А.В. Карташева “Очерки по истории Русской Церкви” Том 2.

      Ответить
  3. Федосей

    В традиционой, а не фейковой, — по всяким ахиневичам, чижиковым-пыжиковым и фоменкам, — истории “староверцами” назывались древлеправославные християне, не принявшие никоновского сященства, а “старообрядцами” — принявшими беглых никоновских попов. Тех же, кто себя называет “родноверами” и даже “староверами нехристианами” всегда было принято называть язычниками или погаными (от лат. слова “паганус” — язычник).

    Ответить
    1. Павел

      В традиционной истории это про какую, которая считает, что Никоновская реформа правильная и та которую нам немцы написали? Федосей, паганусы это те кто не понимает нашей русской души. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить… Вы кого тут к старообрядцам приписали? Староверы и старообрядцы это одни и те же люди – синонимы по-русски. А вы, тут каких-то прохиндеев хотите присоединить к русским православным, которые не согнулись и не приняли навязываемые им захватившим престол Романовыми их версии православия. Романовы используя главный способ управления “разделяй и властвуй” внесли смуту,тем самым разделив народ на две части и тем самым отвели удар от себя. А староверы такие же русские люди как и остальные и наши предки были староверами до Никона и Александр Невский и Дмитрий Донской и Иван Грозный были староверами и Родину любили не меньше, а может и больше.

      Ответить
  4. oldg0odtimes

    Святитель Феофан Затворник
    Из проповеди, сказанной 7 июня 1864 года в с. Ландехе Гороховецкого уезда
    Владимирской губернии

    “…Говорят они, что у них старые уставы и порядки, – ложь это говорят они.
    Не у них старые уставы и порядки, а у нас: у них же все новое.

    Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за сто или сто пятьдесят до блаженного Патриарха Никона и благочестивого Царя и Государя Алексия Михайловича.

    Все, что у них, суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги, неразумный Аввакум да Никита Пустосвят и другие подобные прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах и что правильщики книг вводят новое. На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое и возвращали, а не изгоняли старое.

    Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. И они суть истинные нововводители. Так их и считайте и говорить им не позволяйте, что они старой веры. Они прямые нововеры и обманщики.

    Говорят они, будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить – это не оттого, что Государь признал их веру правою. И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их веру признает правою?!

    Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру, – ибо из-под неволи что за вера? А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою.

    Закон так говорит: «Живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей».

    Слышу, что вы думаете и книг себе накупить и завести библиотеку. Это дело очень доброе: от книг большая будет поддержка училищам вашим, они послужат к продолжению учения и на дому. Вот тогда позаботьтесь избрать книги – все хорошие, а в числе их и таких купите, в которых обличается раскол.

    Тогда, прочитавши такие книги, не только обличите ложь раскольническую, но еще и самих раскольников можете вразумить и обратить. А это будет дело самое спасительное, ибо обративший нечестивого от пути его (см.: Ис. 55, 7) избавит душу свою от смерти и покроет множество грехов (см.: Иез. 3, 19, 21).

    Так, православные христиане, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13). Милостивый Господь да поможет вам в сем, да будете как светильники, горящие в стране своей, – всем правый путь указующие. Аминь.

    О Православии с предостережениями
    от погрешений против него. М., 2016.
    газета: pkrest.ru(слеш)184(слеш)184-4(тчк)html

    Ответить
  5. oldg0odtimes

    Православие – является изначальным вероучением – апостольским (т.е. 1-го века – от апостолов). Католичество откололось в 11веке (на тот момент Православных региональных церквей (поместных) было что-то около 5. И одна из них (Римская) откололась и назвалась католической (в переводе c греческого – всеобщей=”вселенской”).

    А от католиков впоследствии откололись протестанты (в 16веке) (и ввиду этого – протестантов уже насчитываются тысячи разных вариаций – и они уходят все дальше и дальше от изначального верного учения).

    То есть различаются все эти вариации христианства – степенью отхода от изначального вероучения. У Православных оно условно 0% (внутри Православия, впрочем, тоже есть либералы-модернисты, но до тех пор, пока они не являются большинством – все в порядке). Ведь как в Православии узнается, что Истинное, а что нет? Cмотрят, что говорят святые. И согласие БОЛЬШИНСТВА святых – считается правильным (истинным) пониманием по тому или иному вопросу (причем эти святые жили в разные века, в разных местах).
    У католиков это изменено – Писание толкует по факту 1человек.
    У протестантов – это изменено еще сильнее – толкует каждый как ему лично захочется.

    Протестанты почему откололись от католиков? Протестовали против ошибок в католическом понимании христианства (индульгенции, инквизиция, крестовые походы и тп). А начался протест с Германии (поэтому все немецко-язычные и англоязычные в настоящее время в той или иной форме – являются протестантами (английский язык, кстати – это германская группа языков). То есть это и северные немцы – скандинавы. И англоязычные колонии – Австралия, Новая Зеландия, США, Канада и тд.

    Наличие нарушений в учении католиков – протестанты к 16веку определили отчасти верно. Но вместо того, чтобы вернуться из католичества в Православие – протестанты углубились в еще бОльшие заблуждения. Ведь отдельные люди не могут (по своим грехам) правильно понимать суть вещей. Это доступно только “чистым сердцем” – то есть святым, которых просвящает Господь. И Православные верят не одному какому-то отдельному святому (который больше нравится), а , как уже было сказано выше – “cогласию большинства святых” (“consensus patrum”). Поэтому риск неправильного понимания в Православии минимален.

    Почему верное (правильное, или иначе говоря право-славное) понимание так важно? Можно привести такую аналогию: если мы отправляем, скажем, ракету к другой планете – то погрешность в 0,000001% уже гарантированно означает промах мимо цели. (т.к. Новый Завет написан изначально преимущественно весь на греческом, то в переводе с греческого “Грех” – и означает “промах” (мимо цели).

    В этом смысле, старообрядцы довольно близки к протестантам – каждое течение толкует как кому вздумается (протестантов – уже тысячи течений, старообрядцев – десятки. Близки они и по времени появления – в Европе протестанты возникли в сер.16века, а в России – в сер17века. Да, возникли по другим причинам. Но тем не менее, результат – тот же.

    Итак, старообрядцы – откололись, и дальше дробились на десятки разных течений (и каждое – со своим “истинным” пониманием – что очень похоже на протестантов).
    Есть интересные статьи, о том, что старообрядцы имеют очень похожую на протестантов трудовую этику. Они так же очень успешны в бизнесе и поэтому у них нет особенных проблем с переходом в протестантизм (и ряд старообрядцев в протестантизм как раз и переходит).

    Тут вопрос спорный – являются ли они “русскими протестантами” или нет.
    Но одна из базовых проблем протестантизма (согласно профессору Московской Духовной Академии – Осипову А.И.) – это искажение заповеди “Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… … …Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Евангелие от Матфея, глава 6).

    Условно можно наверное, было бы так определить:
    у протестантов материальное четко идет впереди духовного (поэтому протестантские страны богатые, но как известно “трудно богатому войти в Царство Небесное”).
    У православных – духовное идет (согласно заповеди) – впереди материального.
    Ну а католики – где-то между, но все ближе и ближе к протестантам.

    Можете поискать в интернете статью “Богослов Алексей Ильич Осипов ответил Познеру на его критику Православия ” и еще послушать лекции проф.Осипова на ютубе (он преподает будущим священникам в академии при Троице-Сергиевой Лавре). У него также есть сайт, где есть ответы практически на все вопросы – как в форме коротких видео-ответов (2-3-5минут), так и полноценных лекций по 40-60минут, статей и тд.

    Ответить