Как ходили по рекам против течения в прошлом?

бурлаки

Основным транспортным путем древности были водные маршруты. Однако моря и океаны на ранних этапах мореплавания были весьма трудны для прохождения, поскольку и корабли и средства навигации были еще недостаточно развиты. Поэтому оптимальными путями были прибрежные воды, а для доставки товаров вглубь той или иной страны лучше всего подходили реки. Именно по ним пролегали основные торговые маршруты. Река сама несет свои воды, и потому весьма легко можно было следовать по ее течению. Но она, к сожалению, течет всегда только в одну сторону. Обратная дорога требовала приложения немалых усилий.

Иногда природа сама приходила на помощь людям. Самый характерный и наверное древнейший пример – путешествия по Нилу древних египтян. Самая большая на Земле река несет свои воды с юга на север, впадая в Средиземное море. Это очень удобно, поскольку египетским папирусным кораблям можно было двигаться дальше вдоль морского побережья. Но обратный путь против течения этой могучей реки был бы весьма затруднен, если бы не постоянно дующий с моря с севера на юг вдоль русла Нила бриз, который наполнял паруса довольно легких суденышек египтян и толкал их против течения. Впрочем, чем дальше от моря, тем слабее был бриз, и тогда в дело включались рабы, которые тащили корабли на веревке, идя по берегу реки.

Вообще этот вариант движения судов против течения с помощью тягловой силы, движущейся по берегу является с древности одним из наиболее распространенных. Даже у достаточно быстрых рек прибрежное течение гораздо тише. Только так можно было протащить против течения небольшие лодки по одной из великих рек Китая – Янцзы. Поэтому китайцы были страшно поражены во время опиумных войн в середине XIX в., когда вверх по течению этой реки поднялись английские пароходы.

бурлаки

Один из наиболее оживленных торговых путей, пролегавших по территории Древней Руси, был «путь из варяг в греки», большей часть пролегавший по речным системам от Балтийского моря до Черного. На этом пути несколько значительных рек путешественникам-торговцам приходилось преодолевать против течения: Нева, Волхов, Ловать. Эта проблема решалась комбинированным использованием паруса и весельной тяги, что, конечно требовало постоянных немалых физических усилий.

Сравнительно небольшие суда можно было таким образом вести и против течения, держась около берега. Там же, где и это было невозможно, прибегали к волоку для обхода как порожистых, так и слишком быстрых течением мест. О трудности этого пути говорит эксперимент, проведенный в 1987 году, когда группа реконструкторов попыталась пройти путем из варяг в греки и была вынуждена прибегнуть к помощи машин.

Со временем, когда торговля приобрела более оживленный характер с момента объединения Русского государства и важнейшее значение приобретает волжский торговый путь, получают распространение иные, более разнообразные способы продвижения против течения, которые больше подходили для продвижения против достаточно быстрого течения Волги крупных судов.

Один из самых простых способов предполагал тягу корабля идущими по берегу людьми – бурлаками. Яркое представление этого дает картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Люди впрягаются в тягловое устройство и тянут корабль против течения реки. При усталости веревка, держащая корабль, привязывается, и он удерживается на месте. Способ повторяет древние образцы, но поскольку сами корабли стали куда более тяжелыми, то он представляет собой крайне изнурительное занятие, да и не слишком продуктивное, поскольку для тяжелого корабля требуется значительное количество людей.

Репин вовсе не соврал, написав эту картину, поскольку такой способ действительно использовался, но все-таки не так часто. Куда более эффективным было использование конной тяги, которая давала как большее полезное усилие, так и большую экономию. Другое дело, что далеко не везде берега реки позволяли использовать лошадей. Поэтому люди еще долго исполняли роль лошадей в речном транспорте.

Еще один из способов движения против течения заключался в использовании цепной тяги: железная цепь лежит на дне в направлении пути движения, закрепленная на концах, но при этом она поднимается и пропускается через ворот на палубе баржи. Ворот накручивает цепь и тянет корабль по цепи вперед. Ну а сам ворот крутят либо люди, либо лошади. Один из вариантов цепной тяги еще называется туерным – туер – название системы воротов, через которую протягивается цепь.

Такая цепь тянулась иногда на много десятков и даже сотен километров. Система была неплохая, особенно, когда ворот стал приводиться в движение паровой машиной, которая освобождала людей от изнурительной работы. Кроме того, эта система позволяла проводить речные суда по любому течению. Цепная тяга существовала сравнительно недолго – первую половину XIX в., до тех пор, пока паровая машина достаточной мощности и гребные винты вытеснили цепную тягу, которая исключала возможности маневрирования, была очень медленной. Тем не менее, даже сейчас на Енисее еще можно встретить буксир с туерной тягой, поскольку в одном месте его русла настолько сильное течение, что идущие по реке лесовозы не могут его пройти.

Еще один способ, который, как говорят очевидцы, удивил императрицу Екатерину II, был разработан известным русским механиком-самоучкой И. Кулибиным. Суть его проста: корабельный якорь на лодке отвозится как можно дальше вперед по движению судна против течения, а затем корабль, наматывая цепь или канат на ворот или шпиль, подтягивается к закрепленному на дне якорю. Далее якорь переносится на новое место и так далее.

В настоящее время использование мощных машин позволило полностью решить проблему движения против течения. Но в частных случаях большинство названных способов могут использоваться даже сейчас.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. евгений

    Плавание парусных кораблей против течения–невозможно!!!!
    все бурлаки–фэнтази!!!

    Ответить