Кто такие чукчи?

Кто такие чукчи?

Чукчи известны большинству жителей России в основном по анекдотам, где они предстают, мягко говоря, как не очень сообразительный народ. Наверное, не нужно говорить, что это стереотип, не имеющий ничего общего с действительностью и возникший из-за недостатка информации о них. Справедливости ради, надо сказать, что чукчи имеют аналогичные анекдоты о недотепах – русских.

Чукчей немного – всего порядка 15 тыс. человек, которые проживают в основном в Чукотском автономном округе, образованном еще в составе РСФСР в 1930 г.

Чукчи проживают видимо очень давно в месте своего современного обитания – между водами Северного Ледовитого и Тихого океанов. По археологическим данным, их предки были здесь уже за 4 тыс. лет до н.э. Однако их древние сказания несут следы упоминания животных, которые здесь никогда не водились, например змей, так что возможно какая-то часть их предков являются пришельцами на этой земле.

Об этом же говорит их антропологический облик, который, в основном монголоидный, но имеет примеси очень древнего происхождения. Например, эпикантуса – кожной складки, прикрывающей слезный бугорок, характерной для монголоидов и них почти нет. Да и волосы частенько кучерявые.

Генетически прослеживается связь чукчей и с тюрками якутами, и с финно-угорскими народами и с айнами. Антропологи видят также различия между оленными и береговыми чукчами, полагая, что первые относятся к камчатскому типу, сближаясь с ительменами и коряками, а вторые – к эскимосскому.

Росту чукчи небольшого в основном – 162-165 см, но коренастые и довольно сильные – оленьи туши легко таскаю на спине.

Их самоназвание лу-ораветланы – настоящие люди. Но и название «чукчи» – также слово чукотского происхождения, относившееся, правда к одной из групп чукчей и переводится как «богатый оленями». Оно закрепилось благодаря использованию его русскими казаками. Впрочем, у чукчей много разных самоназваний.

Чукчи подразделялись на береговых и оленных. Первые, промышляющие морскими зверем, ведут оседлый образ жизни в постоянных стойбищах. Вторые, специализирующиеся на оленном скотоводстве – перекочевывают со своими стадами.

Жизнь оленных была все-таки более процветающей по сравнению с жизнью морских охотников, поскольку олени обеспечивали стабильный продукт, а в охоте на морского зверя – как повезет.

Тут надо сказать, что оленеводством чукчи занялись сравнительно недавно, только в XVII веке они постепенно переходят от охоты на оленей к их приручению, причем они этот способ позаимствовали у соседей коряков. Коряки на чукотском языке и означает – оленные пастухи.

Чукотский язык, хотя и довольно изолированный от языков основных языковых групп, является близким языкам народов по обеим сторонам Берингова пролива – коряков, ительменов, эскимосов, хотя эта близость дополняется еще и взаимными контактами, а не только родством.

До вхождения в состав России чукчи наводили ужас на соседние народы – якутов, коряков, камчадалов, ительменов, эскимосов, которых они считали недочеловеками, обязанными платить дань.

Пришедших сюда в XVII – XVIII веках русских чукчи восприняли враждебно, что естественно в силу чукотского мировоззрения, где чукчи являлись высшей расой, и по причине стремления русских сделать из них таких же ясачников, как и прочие народы Сибири. Это привело к кровопролитным русско-чукотским войнам, которые, можно сказать, закончились вничью, даже с серьезными поражениями русских. Таковы разгромы чукчами русских отрядов казачьего головы Шестакова в 1730 г. и майора Павлуцкого в 1747 г.

Вообще чукчи были хорошими воинами, неплохо организованными для совместных боевых действий, и хорошо тренированными индивидуально. Воины постоянно занимались боевыми соревнованиями друг с другом, «качались» специально отесанными огромными камнями весом около 100 кг. А находившийся у них на вооружении мощный сложносоставной лук, позволял успешно противостоять даже вооруженным огнестрельным оружием русским.

Все это делало их грозными противниками. Собственно, русские так и не победили чукчей путем военных действий, а предложили взаимовыгодный компромисс.

Кто такие чукчи?

Впрочем, чукчи, все-таки осознали техническое превосходство русских и, в конце концов, признали их равными себе. А русские перестали активно вмешиваться в их жизнь, позволяя ей течь по своему древнему укладу. Однако чукчи нашли приемлемую для себя концепцию, которая позволяла не менять общего превосходного отношения к себе.

Согласно ей, русские посланы богами, для того, чтобы доставлять чукчам все необходимое, оказывать медицинскую помощь, давать образование и т.п. То есть предназначение русских в этом мире – обслуживать чукчей. В каком-то смысле – так оно и есть.

Кстати, русских чукчи именуют «бородатыми людьми», а американцев – «усатолодочными» – приходят на китобойных лодках и имеют усы

Надо сказать, что меновая торговля между русскими и чукчами была практически основным фактором, который привязывал этот народ к России. Со временем без этой торговли чукчи просто уже не могли существовать.

Изделия из металла, которые позволили чукчам отказаться от прежних костяных орудий труда, не имели иного источника, кроме меновой торговли. Одним из важнейших товаров, без которого чукчи уже не могут обходиться – это табак. Они пристрастились к курению так, что были готовы убить за его порцию.

Как и многие народы, проживающие в местах, где за пищу приходится вести постоянную схватку с жесткими природными условиями, чукчи в прежние времена поедали все органическое. Не брезговали закусить вшами, у себя же пойманными, и даже олений помет, украшенный пахучими травами, вполне шел на обед.

В силу бедности не пренебрегают воровством, которое оправдывают. Есть такой эвфемизм воровства: «я не украл, просто дал вещи возможность убежать».

Психологически чукчи представляют собой противоречивый тип. С одной стороны – добродушны и миролюбивы к чужеземцам (по крайней мере после того как поняли, для чего нужны русские), с другой – внезапно склонны впадать в дикую ярость, способны на убийство из-за пустяшной ссоры, или на самоубийство при, вроде бы незначительной неудаче

В религиозном плане, благодаря усилиям русских миссионеров, многие чукчи приняли православие, но по большей части формально, поклоняясь своим духам и божествам, с которыми были связаны их хозяйственные занятия.

В целом жизнь чукчей легкой не назовешь, даже с учетом достижений современной цивилизации, которая трансформирует их жизнь. Те, кто по-прежнему занимается оленеводством, испытывают все тяготы борьбы с суровой природой, а оказавшиеся в городах и поселках едва ли могут рассчитывать на особое процветание в силу безработицы, вообще трудности приспособления к современной жизни.

Отсюда традиционным бедствием является алкоголизм и многие другие проблемы, и даже Абрамовичам здесь трудно что-то кардинально изменить.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. леонид

    Как и шотландцы, чукчи остались непокорными. Два раза русский сенат принимал решение “побить непокорных чюкчей” и оба раза терпел провал. Чукчи бросались в бой в рукопашную с храбростью и отвагой, ножами добывал себе свободу маленький народ и выдержал. За них заступился весь северный народ, алеуты, якуты, коряки, ительмены, юкагиры и др. которые прибывали и прибывали с Аляски. За это про них сочиняют анекдоты. Когда не могут одолеть противника высмеивают его перед другими. Независимость их не по нраву кое-кому, отсюда издевки и насмешки. Выдумывают всякие сказки о них, мол, нет у них фермента алкогольдегидрогеназы и поэтому спиваются быстро. Ерунда полная.

    Ответить