Кто такие казаки?

Кто такие казаки?

Насчет казаков, наследники которых в настоящее время пытаются возродить их наследие, есть немало различных точек зрения. Современные исследователи из среды самого казачества имеют тенденцию с одной стороны удревнить их историю, а с другой показать историю казачества как постоянное исконное служение вере, царю и Отечеству.

Версий, откуда есть пошли казаки довольно много. Но если попытаться их группировать, то оформится две основные позиции. Первая утверждает, что казачество, первоначально оформившееся в районе т.н. Дикого Поля, то есть в степной зоне между низовьями Волги и Днепра, является коренным изначальным народом этой земли.

Другая версия говорит о казаках, как народе пришлом в названный район под воздействием различных обстоятельств. У сторонников каждой из них есть набор аргументов, но мало реальных фактов, и по этой причине докопаться до происхождения изначального ядра казачества чрезвычайно сложно, что оставляет много места для разнообразных иногда весьма красивых, но трудно доказуемых предположений.

Так один из историков донских казаков всерьез предполагал, что начало казачеству положили некие руссо-геты, выходцы из древней Трои, совершившие длительные миграции и осевшие в донских степях. Другой придумал некую страну Казакию, входившую в состав Хазарского каганата до Х века.

Если отбросить фантастические предположения, какая же из них является верной? По всей видимости, верны обе, каждая по своему. Совершенно очевидно, и это подтверждается археологическими и прочими данными, что район появления казачества никогда практически не пустовал.

Здесь постоянно проживали самые разные народы с древнейших времен, к которым постоянно примешивались другие народности, проходившие через эти земли или надолго селившиеся здесь. Историки называют этнические группы, которые стали основой будущего казачества.

Это и проживавшие в междуречье Волги и Днепра скифо-сарматские племена, вступившие в союз со славянами, соответственно это и славяне, и так называемые бродники, которые держали торговые пути по Дону и Днепру, этническая принадлежность которых остается спорной – то ли они потомки хазар, или других тюрок-кочевников, то ли славяне.

Вопрос темный, ясно в нем только одно – население будущей донской казачьей области было разноэтничным. Интересно, что прокатывающиеся по Дикому полю волны кочевников, не сметали местное население, а как бы наслаивались, добавляли этнического разнообразия.

Можно сказать, что и прочие, появившиеся гораздо позже казаки: кубанские, терские, уральские, семиреченские, даурские и все прочие – также формировались на основе не только русских переселенцев, но и местного населения, то есть тоже были многоэтничны. Но там были, конечно, существенные отличия от казачества раннего.

Вопрос об этническом происхождении казачества, конечно, важен, но все-таки куда более значимый вопрос, когда формируется именно казачество как определенная этническая общность, имеющая соответствующее самосознание, ибо ни бродники, ни другие насельники Дикого поля до определенного периода казачеством как народом себя не считали.

Мы знаем твердо, что в XVI веке казаки уже есть, о них упоминается в различных источниках, но появились ли они именно в это время? Скорее всего, процесс формирования казачества шел плавно на протяжении длительного времени, и главным фактором его был не этнический, а скорее профессиональный, основанный на пограничном положении.

Уже в эпоху древней Руси здесь располагались пограничные поселения черных клобуков, торков, находящихся на службе русских князей для отражения набегов кочевых собратьев. Здесь же стояли заставы богатырские с той же целью. Не случайно в былинах позднего времени Илья Муромец назывался старым казаком.

По настоящему казачество начинает формироваться в период нахождения Дикого поля под контролем Золотой Орды, когда сюда начинают стекаться удальцы, охотники за добычей, как из Орды, так и из русских земель. У них не было родства, не было сложившейся социальной иерархии.

Главную роль играла личная храбрость, удача. В период распада Орды и появление севернее и западнее этого региона сильных государств Московской Руси и Великого княжества Литовского сюда начинают широким потоком направляться беглецы от складывающегося крепостного права.

Они, в конце концов, и создают основу этнического облика казачества – с русским языком, православием, но при сохранении и прежних бытовых особенностей кочевников. Собственно и утвердившееся название «казак» скорее всего тюркского происхождения и обозначает «вольного человека».

Кто такие казаки?

Временем окончательного появления казачества таким образом можно считать середину XV века, когда Орда уже не контролировала район Дикого Поля, а рядом появились державы, которые и поставляли все больше новых казаков, и служили объектами набегов.

Происходит и определенное разграничение отдельных казачьих районов. В бассейне нижнего Днепра, куда стекаются беглые из Речи Посполитой, формируется запорожское казачество, а в бассейне Дона и его притоков, куда бегут русские холопы – донское казачество. Были определенное и внутреннее деление.

Можно видеть, что с самого начала основным занятием тех, кто бы там не жил, становится военное дело. В условиях пограничной ли службы или поиска добычи, которая давала основной доход, а также обороны от сильных соседей, окруживших казачьи районы со всех сторон в XV веке, ничем другим и заниматься было практически невозможно.

Поскольку главным критерием продвижения рейтинга в казачьей общине была личная заслуга, управление ей было вполне демократическим с решением всех дел казачьим кругом, выборностью атаманов.

Так обстояло дело до имперского периода в истории России. Империи были совершенно не нужны какие-то независимые образования на своей территории, которые к тому же притягивали к себе беглецов из окончательно сложившегося по сути рабовладельческого крепостного права и придерживающиеся принципа «с Дона выдачи нет». Но с другой стороны можно было использовать их военный опыт и силу против внешних врагов, экономя траты на армию в условиях постоянных войн.

Подчинение казачества государству шло нелегко и постепенно. Первоначально казачьи вольности признавались в обмен на службу. В XVII веке русские цари даже направляли казакам пороховое и хлебное содержание. Но попытки вмешательства в казачьи дела порождали жесткое сопротивление: восстания Степана Разина, Кондратия Булавина и т.п. В XVIII в., начиная с Петра казаки берутся под жесткий контроль государства, превратив их в иррегулярные войска империи, сохраняя определенные привилегии.

Так вольные казаки, боровшиеся с крепостным государством, стали его верными слугами, выполнявшими не только военные, но и полицейские функции. Из казачьих самоуправляющихся общин создаются казачьи войска под контролем империи. Это стало возможным благодаря внутреннему расслоению казачества, появлению наследственной иерархии, верхушке которой казачья демократия была не нужна.

Эта верхушка и стала главной опорой власти среди казачества. Можно сказать, что по смыслу своего существования казаки стали противоположностью самих себя.

Эффективность казаков как военных и внутренних войск привела к тому, что государство создает казачьи войска по всем окраинам России. Всего ко времени революции в России было 11 казачьих войск. Советская власть положила им конец.

Хотя в настоящее время мы видим некое возрождение казачества, но большинством оно воспринимается скорее как реконструкция, нежели что-то серьезное. Так что казаков можно считать частью нашей истории с ее светлыми и темными сторонами.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Boltozaurus

    Ат Илле, Такие бахадиры клянутся, что не выйдут замуж, пока их не прославят воинственными подвигами. . “- Эмир Гази Барадж, 1241г.

    Вот это посильнее Фауста Гёте!

    Ответить
  2. Владимир

    По видимому автор статьи всерьез не занимался историей казачества. Почитайте книги Александра Лудова “Кто такие казаки” и “Откуда есть пошла земля русская”. Много интересного есть и в трехтомнике по истории казачьего народа, выпущенном в Новочеркасске до революции. Попытки принизить роль моего народа в истории уже были. Почитайте турецкие летописи. Узнаете кто первый разбил три турецких флота и сжег Стамбул. Пишут сами турки. Вопрос о самостийности казачьего народа тоже спорен. Сомнительно, что бы Иван Грозный через Посольский приказ заключил договор с “беглым сбродом холопов”, и уже совсем не понятно как “сброд” можно научить слаженным(!) воинским приемам и взаимопониманию в бою. Мой совет: если хотите узнать нашу настоящую историю – больше читайте и спрашивайте совета у старых казаков. Ряженых много, но и история многогранна.

    Ответить
    1. Павел

      Cпаси Христос, братка ! Всё верно

      Ответить