Карелы – народ прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской языковой группы уральской языковой семьи, появились на земле, названной в их честь во второй половине I тыс. до н.э. Представители этой группы разместились здесь, выдвинувшись из-за Уральских гор и образовав множество племен, среди которых были и карелы.
Первоначальное название – корела. Название, видимо, дали родственные соседи. На финском языке их название – карьяла – связано со словом карья – сельхохзяйственные животные. Карелам больше, чем другим финским племенам было свойственно занятие скотоводством, хотя основу хозяйства составляло все-таки земледелие.
Первыми, кто из европейцев оставил о них впечатления, были, конечно, викинги. Шведы в IX веке уже начинают переходить от просто разбойничьих набегов к формированию государственности и развивают экспансию против мирных финских племен, доходя до Карельского перешейка. В норманнских хрониках IX века повествуется о столкновениях викингов с карелами.
В русских летописях карелы появляются только в XII веке. Рассказывается о войнах карел с другими финскими племенами и участии их в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск.
К IX веку среди карел происходит процесс разложения родовых отношений, складываются предпосылки государственности, идет активное культурное развитие. Вероятно в это время начинает формироваться знаменитый карельский песенный эпос, который затем лег в основу «Калевалы».
Может быть мы бы и увидели когда-нибудь появление собственно карельского государства, но его возникновение и существование было затруднительно в окружении мощных и достаточно хищных соседей. С запада шло расширение шведского королевства, с юга продвигались в поисках новых ресурсов и данников новгородцы.
В этих условиях карелы быстро оказались в зависимости от тех и других и их земли часто переходили из рук в руки в результате постоянных войн между русскими и шведами. Если сравнивать политику этих двух народов в отношении карел, то русские были предпочтительнее, поскольку не вмешивались во внутреннюю жизнь, ограничиваясь сбором не слишком обременительной дани. Карелы обладали и определенной политической самостоятельностью, даже находясь в зависимости от Новгорода. Они сами выбирали себе военных и политических вождей – так называемых валитов.
Шведы же стремились к покорению земель карел и активно использовали против них соперничавшие с карелами другие финские племена. По этой причине карелы строили крепости и укрепления, прежде всего, на западных своих пределах. При этом они не только оборонялись, но и сами атаковали шведов. Одним из самых ярких событий этого противостояния был поход карельских дружин на шведскую столицу Сигтуну в 1187 году, завершившийся полным разрушением города. Шведам даже пришлось перенести столицу в новый город Стокгольм.
Но в XIII веке карелы уже не могли тягаться со шведами, которые взяли под контроль территорию современной Финляндии, активно насаждали там католичество среди финских племен. Новгородцы же, стремясь сохранить за собой карельскую землю, обращают карел в православие.
Это обращение не было, опять-таки, слишком тяжким для карел, поскольку они уже хорошо знали о христианстве и включали Христа в свой языческий пантеон. Кроме того, православие было мировоззрением, противостоящим шведскому католичеству и католичеству традиционно враждебного карелам финского племени емь. Православие также способствовало сближению с союзными новгородцами. Все это определило будущую судьбу карел, связав ее с русским государством и в дальнейшем.
Но не стоит все рисовать розовыми красками. Были и достаточно жесткие столкновения карел с русскими, когда последние начали с XIV века активно колонизировать земли карел, и когда вскоре после присоединения Новгорода к Москве в конце XV в. эти земли становятся просто Корельским уездом Русского государства.
Поражение Русского государства в Ливонской войне 1558-1583 гг. а затем Смута начала XVII века привели к передаче всех карел в руки Швеции. Но уже в начале XVIII века победа России в Северной войне при Петре I вновь в основном вернула их в состав российского государства.
Иногда самобытность, сохраняемая почти до настоящего времени, объясняется их закрытостью, враждебным, хотя и скрывающим это, отношением к другим народам. Хотя такая характеристика далека от объективности, возможно когда-то в ней многое было справедливым, что неудивительно в окружении народов завоевателей. Однако, с другой стороны, все это позволило карелам иметь до настоящего времени собственную автономию, а одно время, пусть даже и короткое, да и не связанное с заслугами самих карел, получить статус союзной республики в составе СССР.
Надо сказать, что ареал обитания карел выходил далеко за рамки собственно Карелии. Помимо близлежащих к ней земель карел даже сейчас можно встретить и в Новгородской, и в Тверской, и в Московской областях, а ранее – и южнее последней. Нельзя забывать, что и в Финляндии имеется значительное число карел, хотя в отличие от России там их не воспринимают как самостоятельную народность, а считают их этнической группой финнов.
Тем не менее, карелы медленно, но верно превращаются в исчезающую народность. Все меньше карел знают свой язык, да и численность постоянно и довольно быстро снижается. Если в 1920 г. на территории Карелии они составляли почти 60 %, то в 1989 – всего 10 %, а к настоящему времени их доля среди жителей родной Карелии чуть превышает 7 %.
Всего в России их порядка 60 тыс. и только 25 тысяч знают карельский язык. В соседней Финляндии их сокращение идет еще более быстрыми темпами благодаря этнической близости с финнами, которые их ассимилируют. Так что очень велика вероятность скорого исчезновения этой самобытной народности. Для предотвращения этого в Карелии принимаются меры по сохранению языка – его преподают в Петрозаводском университете, на нем издаются газеты, есть национальные движения. Но остановить процесс исчезновения сложно.
Но свой значительный след в мировой культуре они все-таки уже оставили – это Калевала – песенный эпос о богах и героях, который оформлен в XIX веке как поэма, вдохновлявшая на создание музыки, живописи, литературы по ее сюжетам. В этом произведении главное – любовь к родной земле, ее природе. Недаром сам автор знаменитого «Властелина Колец» Дж.Р.Р. Толкин на основе языка Калевалы создал язык своих высших эльфов.