Услышав словосочетание «древняя народная мудрость» многие читатели недовольно поморщатся: уж сколько всего на эту тему написано – и одно глупей другого. Выдуманные «заветы предков» уже набили оскомину. Кто-то учит пареную репу к больной голове прикладывать, кто-то настойку из куриного помета втюхивает, а кто предлагает денно и нощно хороводы водить, да «ай-люли» петь.
Все это, конечно, чепуха
Но, как ни покажется странным, «древняя народная мудрость» все-таки существует. Только, увы, ни отрастить на блестящей плеши буйные кудри, ни заработать, не слезая с дивана, барские хоромы эта мудрость не поможет. Она для другого, и о другом.
Кроме того, содержится эта мудрость не в «сокровенных писаниях», оставленных инопланетянами на золотых слитках.
Все гораздо проще. С начала XIX в. русскими учеными, филологами и историками, велась систематическая запись фольклора, то есть, другими словами, устного народного творчества. Это было большой удачей, поскольку фольклор, существовавший с глубокой древности, практически полностью исчез к середине прошлого ХХ века. Устное слово было вытеснено из народного быта словом печатным, а также радио и телевидением.
До проникновения технических новшеств в повседневный быт люди гораздо чаще и больше разговаривали между собой. И не только разговаривали. Старшее поколение еще помнит, что во время праздничных застолий принято было не смотреть телевизор, а петь. Это был совершенно иной модус общения. Сейчас система человеческого восприятия практически целиком забита той информацией, которую приносит ему цифровая среда: интернет и телевидение. На то, чтобы обратить внимание на свое непосредственное живое окружение не остается ни сил, ни времени. И родители, и дети, проводят жизнь, уткнувшись в телефоны. Это ведет не только к цифровому кретинизму, о котором все настойчивей пишут медики, но и к катастрофическому разобщению, о котором твердят социологи. Функции родителей перехватывает сетевой контент. Чем это закончится – понятно. Не было воспитания – не будет и уважения.
В традиционном обществе все строилось иначе
Маленький человек начинал погружаться в языковую среду, формируемую его семьей, с первых дней жизни. Его глаза встречались не со светящимся экраном смартфона, а с глазами его родителей. Устанавливался эмоциональный контакт. Филологи выделяют целый пласт специфического детского фольклора: потешки, колыбельные, детские сказки.
Функционально детский фольклор был направлен на решение сразу нескольких задач.
Во-первых, сам звук голоса матери, отца, дедушек и бабушек был мощнейшим фактором формирования душевного (а, значит, и телесного) здоровья. Еще не понимая смысла слов, ребенок, слушая колыбельную, получал уверенность в защищенности, успокаивался, и сладко засыпал. Голоса членов семьи, будучи «записаны» в раннюю память, уходили в подсознание и в дальнейшем обеспечивали формирование взаимной привязанности. Можно только гадать, к кому будет сформирована привязанность ребенка, засыпавшего под звуки электронного укачивателя, которым иногда комплектуется современная детская кроватка.
Во-вторых, колыбельные, песни-потешки, сказки для самых маленьких формировали у ребенка начальный языковой запас и первичные знания об устройстве окружающего мира. И юный крестьянский сын, и юный княжич узнавали, что лежать на краю – небезопасно, поскольку совершенно не исключена возможность того, что придет серенький волчок, и, о ужас, укусит за бочок.
Играя со старшими, ребёнок узнавал, что визит к бабушке – дело стоящее, фактически, праздник, достойный хлопков в ладоши. У бабушки можно отведать кашки, выпить бражки (это на перспективу), а потом шууу – улететь, на головку сесть и, чик-чирик, слететь. Заодно ребенок узнавал, где у него, собственно, голова.
В-третьих, в развлечениях и игре старшие вкладывали в ребенка основы этики. Помните сказку про сороку-ворону, которая варила кашку, а потом наделяла ею своих детей? В этой игре социальные законы обыгрывались в связи с анатомией человеческой руки. Сначала внимание ребенка привлеклось круговыми движениями пальца взрослого по детской ладошке: «сорока-ворона кашку варила…». Ребенку становилось щекотно и уже поэтому весело и смешно. Оказывалось, что у птиц все обстоит так же, как в его родной семье: мама-сорока варит кашку, помешивая её в чугунке. Затем, когда каша сварена, сорока выскакивает на двор и созывает своих детей. Тоже вполне знакомая картина для тех времен, когда дети проводили большую часть времени не за компьютером, а на улице. Дети собираются и получают свою порцию каши. Но не просто так, а сообразно проделанной работе. Один дрова рубил, другой воду носил, третий печку топил, а четвёртый – толок пшено. Один за другим детские пальчики утыкаются в ладошку: пальчики-детишки будто бы кушают сваренную сорокой кашку. А вот большому пальцу, когда остальные уже практически сжаты в кулак, в ладонь не уткнуться. Этому «толстОму» предложено постоять за воротами. «Вот тебе горшок пустой», прям как ослику Иа. У общей кормушки ему места нет. Но не потому, что он толст (никакого «бодишейминга»!), а потому, что он в общей работе участия не принимал: ни дров не рубил, ни пшена не толок, вообще ничего полезного не делал. Поэтому и еды ему не положено. Будучи повторена много раз, потешка формировала представление о том, что земные блага можно получить только в том случае, если приложены усилия.
Некоторые сказки вполне могут быть рассказаны языком современного менеджмента. Например, чудесная и очень поучительная русская народная сказка о нетворкинге – «Морозко». Весьма поучительная. В начале сказки мы видим двух девиц: одна из них находится в заведомо проигрышной позиции – она лишилась матери и находится на воспитании злой и властной мачехи. Другая имеет более устойчивое положение – властная женщина приходится ей матерью и во всем угождает. Обе они последовательно оказываются в зимнем лесу и встречают там совершенно незнакомого человека. Первая героиня, не подозревая, что имеет дело с могущественным волшебником, на всякий случай, в силу достойного воспитания, ведет себя с ним вежливо и приветливо (хотя, ей в этом момент вовсе не весело – она замерзает). В результате устанавливается связь – дедушка Мороз начинает воспринимать её как свою внучку. Дальнейшее оказывается делом техники. Полезная связь с дедом Морозом помогает героине решить все её проблемы: и материальные, и социальные. Другая девица совершает практически все типичные ошибки начинающего нетвокера. Она полна решимости установить связь. Но, во-первых, она ведет себя невежливо. Возможно, с точки зрения злой мачехи, её поведение вполне нормально. Возможно, её манеры могли кому-то показаться даже проявлением грубоватой прямоты. Но дед Мороз оказался человеком старомодным. Ему, как и большинству из нас, встреча с хабалкой не доставила удовольствия. Вежливость и сдержанность имеют непреходящую ценность.
Другая распространенная ошибка – едва познакомившись, девушка начинает нагружать дедушку Мороза своими проблемами. Да, дедушка волшебник и по мановению руки может воздвигнуть серебряные горы. Да, дедушка – известный филантроп и уже облагодетельствовал их общую знакомую – сводную сестру нахальной девицы. Но нужно помнить, что нетворкинг – не школа попрошайничества. Общение должно быть взаимовыгодным. Нетворкинг не терпит паразитизма. Это совместная работа, которая должна быть выгодна всем участникам процесса. Девица этого не учла. Поэтому, несмотря на то, что проблем с общением она не испытывала и была явным экстравертом, результат её нетворкинга был плачевным. Связь была установлена, но пользы ей не принесла. Более того, в аутентичных русских народных вариантах этой сказки, не обработанных для детского восприятия, старик возвращается из леса с окоченевшим трупом неудачливой нетвокерши. Разве ж это не древняя народная мудрость?
Если задуматься, весомые философские истины заложены абсолютно в каждой русской сказке. «Репка» учит нас тому, что и самый маленький и, казалось, ничтожный член коллектива может внести неоценимый вклад в общее дело. «Гуси-лебеди» – сказка о социальной ответственности и необходимости заботы о ближнем. «Колобок» повествует о том, что на всякую хитрую опу найдется кто-то похитрее. Практически во всех сказках на доходчивых примерах объясняется, что вежливость и уважение к старшим – реальный путь к жизненному успеху, а грубость и себялюбие рано или поздно будут наказаны.
Будучи услышаны в раннем детстве от родителей, философские максимы становились органичной частью мировоззрения, формировали человека, помогали жить.
Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.