Несмотря на неизбежные изменения жизни и повседневного быта, многие традиции, обычаи сохраняются, перетекая из эпохи в эпоху, невзирая на революции, войны и несущийся вскачь технический прогресс.
Далеко не все из них несут в себе тот же смысл, который их наполнял когда-то. Зачастую содержание меняется радикально. Но все-таки они живут, потому что передаются от поколения к поколению, подпитываются хозяйственными занятиями, окружающей природой, религией.
– Вообще многие сохранившиеся традиции основываются на характерном для русских коллективизме, общинности, пусть даже нынешние капиталистические ценности их изрядно подразрушили.
Например, русский человек традиционно любит праздники, наверное поэтому и празднует их чаще многих других народов. Праздник – это не только способ праздно провести время – отдохнуть и повеселиться. Это обязательно коллективное занятие.
Праздники сплачивают людей, обеспечивают тесные связи внутри коллектива, через праздник в коллектив вливаются новые его члены. Поэтому русский человек отмечает праздники светские и религиозные, новые и отмененные, устаревшие: новый год и старый новый год,
День народного единства и день октябрьской революции, Пасху и 1 мая. Праздник – традиционно реакция на трудную повседневную работу – а на Руси она всегда была именно такая – тяжелая, монотонная, зачастую принудительная.
Самые известные примеры сохранившихся праздников, которые берут начало еще с языческих времен: Святки, Масленица, Иванов день. Утомившись бороться с языческими пережитками, церковь наполнила эти праздники христианским смыслом.
Святки – святой период от Рождества до Крещения, Масленица – преддверие Великого поста, Иванов день – день почитания Иоанна Крестителя, но изначально смысл были иным, тесно связанным с повседневной жизнью славян – период святок – традиционный период отдыха между окончание сельхозработ и новым весенним земледельческим циклом, когда обычно люди мечтали о будущем времени – гадали кто об урожае, кто о свадьбе.
Праздник Масленицы или Проводов зимы обозначал как раз начало трудного земледельческого сезона, перед которым нужно расслабиться, набраться сил. Иванов день – день Яна Купалы отмечался как день окончания посевного периода и пожелания большого урожая. В настоящее время большая часть населения отмечает их и не как языческие, и не как христианские, а просто как дошедшие до нас традиции предков.
А в празднованиях проявляется еще одна из культурных традиций русского народа – песнопение. Оно является непременным составляющим любого праздника, или даже печального события, вроде поминок. В глубокой древности песни зародились и имели ритуальный характер, связанный с магическими действиями. В настоящее время собственно магических целей певцы обычно не преследуют, но песни действительно обладают волшебным свойством будоражить душу.
Русские песни отличаются протяжностью и некоторой печалью. В этом отражаются наши просторы и трудность их освоения. Впрочем, и веселых песен хватает. Такая противоречивость объясняется особенностью русской жизни с ее рваным темпом, где авральные рывки сменяются периодами бездеятельности. Что любопытно, частушка, которая многими воспринимается как вид традиционно русской старинной песни, появилась сравнительно недавно – только в XIX веке.
Очень сильны по сей день банные традиции, идущие из глубины веков. Баня – это не только помывочное мероприятие, но и духовное очищение, которое тоже происходит коллективно.
Благодаря коллективизму традиционно важным для русских остается кровное родство. Даже весьма дальние родственники, которых быть может человек никогда и не видел, или видел в каком-то забытом детстве, воспринимается как свой, родной. Отношение к родителям тоже сохраняет свою патриархальную близость.
В западных странах выросшие дети и их родители живут отдельной жизнью, в то время как в России либо родители поддерживают детей вплоть до солидного возраста, либо дети заботятся о родителях до самого конца. Если в западных странах нахождение родителей в домах престарелых при живых детях считается нормальным, но в нашей стране – позором для детей.
Сохранилось также довольно много бытовых традиций, особенно в деревне. Например, совершенно по древнему образцу строятся дома-срубы. Как в древности бревна соединялись в обло (с выступающими концами бревна) или в лапу (без выступающих концов). Сохранятся в деревне и старинные поверья, связанные с хозяйством. Нельзя, например, ножом или вилкой брать сметану или касаться молока – таким образом по законам древней магии может быть нанесен вред корове.
Традиция «присесть на дорожку» – один из самых древних, тоже уходящий корнями в язычество. Уходящий так обманывал домового, хранителя дома, который может увязаться следом, что нанесет ущерб дому. Кроме того, присев, читали заклинания о хорошей дороге и счастливом возвращении. В христианское время заклинания сменились молитвами, а сейчас для людей нерелигиозных это способ оглядеться – ничего ли не забыли, собраться с мыслями перед дорогой.
Русь-Россия всегда была страной многонациональной и потому традиции разных этносов перемешивались. Некоторые из них воспринимаются как русские, хотя на самом деле были позаимствованы у других народов. Например, традиционные виды одежды – овчинные тулупы, валенки. Так тулуп заимствован у кочевников как удобное в зимнее время одеяние.
Само это слово тюркского происхождения означает «шкура». Именно у кочевников, где овцы составляли главную часть скота, он и появился, но со временем превратился в русскую национальную зимнюю одежду. Аналогично и валенки (хотя тут слово русского происхождения) приходят на Русь от монголов, которые из овечьей шерсти давно уже изготавливали самые разные вещи, в том числе и валяную обувь. А теперь наряду с балалайкой и ушанкой (которая, кстати, тоже досталась нам от монголов) валенки – часть национальной русской культуры.
Сохраняются и печальные традиции. Например, на похоронах принято за покойником оставлять на дороге еловые ветви. Большинство и не догадываются сейчас о смысле данной традиции, которая удивительно живучая как в деревне, так и в городе. А между тем в этом обычае видны следы давнего страха перед покойником. Колючая ель, которой приписывались свойства отгонять зло, не давала ему вернуться домой после смерти в виде призрака. Впрочем, есть и полностью обратное объяснение – еловые лапки показывали душе покойника дорогу домой.
Традиций у русского народа, как и у любого другого много, и они сохраняются до тех пор, пока имеют значение условия как природные, так и общественные, в которых существует народ.