За что народ не любил князя Владимира?

За что народ не любил князя Владимира

Воспетый в былинах, сказания и летописях, а теперь еще и в мультфильмах, канонизированный Русской православной церковью Владимир Святой, Красно Солнышко, Креститель и прочее, тем не менее, был далеко неоднозначной фигурой в глазах народа. Это собственно проявилось в тех же самых былинах, где князь часто предстает как корыстный, несправедливый, коварный правитель. Можно вспомнить, что в этих сказаниях Владимир часто бывал несправедлив к своим богатырям, бросал их в темницу из зависти к их славе.

Вероятно, негативная память о Владимире проистекала из действительных деяний князя, которые трудно оценить положительно. Что интересно, хотя князь, как было известно всем, был незаконнорожденным сыном Святослава и рабыни княгини Ольги Малуши, в былинах этот факт никак не отмечен, то есть в минус ему не идет, что справедливо. Скорее даже наоборот, в глазах простого народа его происхождение от рабыни имело положительную оценку. Но вот его собственные действия с самого начала политической жизни даже по языческим меркам можно назвать кровожадными.

Начиная борьбу с братом Ярополком за Киев, Владимир посватался к полоцкой княжне Рогнеде, дочери местного князя варяжского рода Рогволода. Рогнеда обидела Владимира, отказав ему, обозвав сыном рабыни, высказав желание выйти за Ярополка. Все это неприятно, но месть Владимира за эту обиду была жестокой. Он разорил Полоцк, убил всю родню Рогнеды, а ее взял за себя силой.

За что народ не любил князя Владимира

Коварство Владимира особенно подчеркивается в летописном описании его борьбы с Ярополком. Сначала он попытался организовать убийство брата с помощью изменника – воеводы Ярополка Блуда, обещая последнему всяческие карьерные блага.

При этом Владимир оправдывался тем, что не он первый начал братоубийственную войну. Но, хотя соблазнившийся Блуд и обещал убить Ярополка, осажденного Владимиром в Киеве, но реализовать там это не удалось. Владимир предложил брату мир, и когда Ярополк вышел ему навстречу, то был убит. Владимир предстает здесь как братоубийца и клятвопреступник. Однако в этой истории его преступления не закончились. Он насильно взял себе беременную жену Ярополка Юлию. Если бы он женился на ней, то в условиях тогдашнего многоженства Владимира бы никто не осудил, но летописец подчеркнул, что брака не было, и Владимир жил с ней как с наложницей. С этим он связывает и будущую трагедию – сын Владимира и Юлии Святополк, рожденный во грехе и после братоубийства, сам стал братоубийцей – Святополком Окаянным, убившим братьев Бориса и Глеба.

Первые же действия Владимира на киевском столе тоже довольно сомнительны с точки зрения морали. Он затеял реформу языческих верований, возведя на главное место среди славянских богов Перуна – бога войны и покровителя княжеской власти. Но при этом, как сообщает летописец, князь творил такие мерзости, что волосы дыбом становились: кровавые жертвоприношения, в том числе и человеческие, богам и духам, особенно Перуну. В соответствии со своими языческими наклонностями князь предавался неуемному блуду – были у него сотни наложниц и просто растленных девиц без счета. Думается, однако, что краски летописцем сознательно сгущаются, дабы показать глубину падения князя-язычника и его последующее возрождение как князя-христианина.

Впрочем, с принятием христианства тоже все было не без проблем касательно действий Владимира. Многие помнили, как всего несколько лет назад яро поклонялись идолу Перуна по приказу Владимира, а теперь он же столь же энергично распорядился сбросить идол бога грома в Днепр. Такая резкая смена веры воспринималась как лицемерие. Но это лицемерие усугублялось также тем, что Владимир, намереваясь преодолеть нежелание сторонников язычества принимать христианство, распорядился гнать киевлян к Днепру на крещение силой и угрозами.

Конечно, никак не может быть оценено положительно отношение Владимира к Рогнеде, над которой он не только совершил насилие, но и видимо измывался всю совместную жизнь, так что вызвал ненависть и с ее стороны, и со стороны старших своих сыновей, особенно Изяслава, потомки которого составили отдельную ветвь полоцких Рюриковичей. Отношение этой ветви к своему предку Владимиру выразилось в том, что они вообще проводили свое происхождение не от Рюрика через Владимира, а от полоцкого князя Рогволода – отца Рогнеды.

Владимир, по всей видимости, вообще не очень доверял всем сыновьям от Рогнеды, поэтому не лучшим было отношение к нему и со стороны Ярослава и Мстислава, которых он заслал в самую глушь – Ярослава в Ростов, а Мстислава – в Тьмутаракань. И, в конце концов, стало известно, что киевский стол Владимир намерен отдать младшему сыну от греческой царевны Анны – Борису, что привело к мятежу Ярослава, который в 1014 году был переведен отцом в Новгород.

Конечно, трудно извлечь объективную информацию о князе Владимире из отечественных источников, которые в основном прославляют его как святого, закрепившего христианство на Руси. Между тем, Красно Солнышко был типичным правителем той эпохи – практичным, жестоким, властолюбивым, при этом следовавшим интересам своей страны. В былинной памяти народа главной негативной оценкой Владимира была его неблагодарность по отношению к благородным богатырям, спасавшим от врагов и Русь, и его самого. Реальный Владимир действительно проявил себя так, но не по отношению к защитникам богатырям, а к варяжской дружине, которая помогла ему победить брата Ярополка. Варяги требовали дани с захваченного ими Киева, которую Владимир теперь вокняжившийся там естественно давать не дал. Варяги обвинили его в обмане, и князь, чтобы одновременно их успокоить и избавиться от столь опасных помощников, отправил их на службу Византии. А императору отписал, чтобы тот их сплавил куда-нибудь подальше. Неблагодарно, но практично и в интересах Руси и князя, для которого непокорная дружина была проблемой.

Что же касается былинной памяти, то нужно учитывать, что там представлен все-таки не исторический Владимир, а собирательный образ носителя княжеской власти, к которой народ относился более чем неоднозначно.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий