Кто изобрел гипертекст и когда его придумали – история создания

Гипертекст представляет собой особое понятие, которое обозначает систему из текстовых страниц с перекрестными ссылками. В качестве примера стоит привести компьютерные сети, сайты, энциклопедии. В компьютерной терминологии этим словом обозначают текст, который формируется с помощью языка разметки с расчетом на применение гиперссылок. При этом далеко не каждому известно, кто конкретно создал гипертекст.

Что такое гипертекст?

Под этим термином понимают текст, который отображается на мониторе компьютера или других электронных устройствах со ссылками на другую информацию. При этом читатель может сразу получить к ней доступ. Гипертекстовые элементы связываются нажатием клавиши или щелчком мыши.

Помимо текста, этот термин также применяется для описания таблиц, рисунков и других документов со встроенными гиперссылками. Гипертекст считается одним из главных понятий World Wide Web. Там страницы нередко записываются на специальном языке гипертекстовой разметки. Он называется HTML. С помощью гипертекста удается без труда выкладывать информацию в Интернете.

Сегодня известные разные виды гипертекста, каждый из которых отличается своей структурой:

  1. Осевой – характеризуется самой простой структурой. Такие гипертексты располагаются вдоль оси в линейном стиле. Они характеризуются прямым путем от начала до конца. При этом читателю легко им следовать. В качестве примера такого гипертекста стоит привести виртуальное исчезновение Мириам.
  2. Древовидный – считается более сложным. Он характеризуется разветвленным строением, похожим на дерево. Такой гипертекст обладает одним началом, но множеством окончаний. Концовка зависит от решения читателя при ознакомлении с текстом.
  3. Сетевой – считается еще более сложным. В его структуру входит система узлов без доминирующей оси ориентации. Сетевой гипертекст не имеет обозначенного начала или окончания.
  4. Многослойный – включает 2 слоя связанных страниц. Каждый из них обладает двойной связью. При этом страница верхнего уровня 2 раза связана с соответствующим элементом нижнего уровня. В верхнем слое присутствует простой текст. При этом нижний мультимедийный уровень включает звуки, видео и фото.

Гипертекст

Memex

История этой технологии началась в далеком 1945 году. Именно тогда Ванневар Буш впервые придумал гипертекстовую систему, которая называлась Memex. Это понятие можно было буквально перевести как «расширитель памяти».

Исследователя беспокоило появление большого количества научных данных. Это вызывало у людей определенные сложности. Даже специалистам было сложно следить за развитием науки. Потому Буш стремился упростить поиск информации.

Memex

Главная идея механизма заключалась в том, что любой компонент можно вызвать по желанию и автоматически выбрать другой элемент. Исследователь описал систему в журнале «Атлантика» и назвал его «механизированным частным файлом». Обращаясь к читателям, ученый предлагал им представить способность хранить энциклопедии знаний в самом маленьком устройстве.

oN-Line System (NLS)

В декабре 1968 года Дуглас Энгельбарт представил на компьютерной конференции, которая проводилась в Сан-Франциско, систему oN-Line System. Он назвал ее NLS. Созданием этого проекта исследователь занимался в Стэнфорде.

Система включала практически все функции, которые у современных людей вызывают ассоциации с компьютерами. К ним относилась графика, окна, мышь, связь по видеоконференции и гипертекст. Впоследствии его выступлению дадут меткое название «Мать всех демов».

oN-Line System (NLS)

Буквально за 1,5 часа Энгельбарту удалось описать технологию, которая надолго обозначила вектор развития компьютерного программирования. Ученый постоянно перемещался между экранами при помощи динамических ссылок. Он вводил название файла, нажимал на ссылку и переходил к новому документу. Таким образом, большинство зрителей впервые увидело гипертекст.

Кинокарта Аспена

Это совместная разработка DARPA и Массачусетского технологического института. Карта фильмов Аспена представляет собой абсолютно интерактивное видео, которое дает возможность зрителям прогуляться по Аспену, расположенному в Колорадо.

Кинокарта Аспена

INQUIRE и первый HTML

Тим Бернерс-Ли изобрел первую вики. Свое детище исследователь назвал INQUIRE. Эта система базы данных основывалась на использовании серии карточек, в каждой из которых присутствовали двунаправленные ссылки на остальные элементы. В тот период программист занимался созданием первого варианта HTML, который представляет собой язык гипертекстовой разметки.

INQUIRE и первый HTML

HyperCard

В 1987 году бренд Apple выпустил Hypercard. При этом компания бесплатно поставила эту программу на все устройства Macintosh.

В основе Hypercard лежала достаточно простая концепция. Информация хранилась на цифровых картах. К ним добавлялись любые сведения – текстовая информация, списки, флажки.

Тем не менее, новация Hypercard крылась в том, что карты легко связывались. При этом навигация по данным была столь же простой, как и переход по ссылкам. Возможность связывать элементы информации стала настоящим прорывом в технологиях того времени и легла в основу последующих разработок.

HyperCard

World Wide Web

Спустя некоторое время Тим Бернерс-Ли разработал гипертекстовый проект. Он считал его методом связывания и получения доступа к данным разных видов в форме сети узлов. В них пользователь имел возможность просматривать информацию по собственному желанию. Программист дал своей разработке название WorldWideWeb. Без нее сложно представить себе жизнь современных людей.

World Wide Web

Появление Lynx

Следующим важным этапом в создании гипертекста стало появление нового веб-браузера, который получил название Lynx. С его помощью пользователи получали доступ к ссылкам в структуре документов и находили их в любых областях интернета.

Гипертекст – это важная разработка, которая облегчает доступ к информации. С ее помощью удается мгновенно находить любые требуемые сведения и формировать базы данных.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий